Даниил 9 глава

Книга пророка Даниила
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царём над царством Халдейским,
2 в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима.
3 И обратил я лицо моё к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле.
4 И молился я Господу Богу моему, и исповедывался и сказал: «Молю Тебя, Господи, Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои!
5 Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих;
6 и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны.
7 У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя.
8 Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою.
9 А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него
10 и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков.
11 И весь Израиль преступил закон Твой и отвратился, чтобы не слушать гласа Твоего; и за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея, раба Божия: ибо мы согрешили пред Ним.
12 И Он исполнил слова Свои, которые изрёк на нас и на судей наших, судивших нас, наведя на нас великое бедствие, какого не бывало под небесами и какое совершилось над Иерусалимом.
13 Как написано в законе Моисея, так всё это бедствие постигло нас; но мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою.
14 Наблюдал Господь это бедствие и навёл его на нас: ибо праведен Господь Бог наш во всех делах Своих, которые совершает, но мы не слушали гласа Его.
15 И ныне, Господи Боже наш, изведший народ Твой из земли Египетской рукою сильною и явивший славу Твою, как день сей! согрешили мы, поступали нечестиво.
16 Господи! по всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твоё от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас.
17 И ныне услыши, Боже наш, молитву раба Твоего и моление его и воззри светлым лицом Твоим на опустошённое святилище Твоё, ради Тебя, Господи.
18 Приклони, Боже мой, ухо Твоё и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твоё; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твоё великое милосердие.
19 Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твоё имя наречено на городе Твоём и на народе Твоём».
20 И когда я ещё говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего;
21 когда я ещё продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы
22 и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшёл, чтобы научить тебя разумению.
23 В начале моления твоего вышло слово, и я пришёл возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак, вникни в слово и уразумей видение.
24 Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых.
25 Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределённая гибель постигнет опустошителя».

Комментарии МакДональда

IX. ВИДЕНИЕ О СЕМИДЕСЯТИ СЕДМИНАХ (Гл. 9)

9:1−2 Описанное в этой главе видение имело место во время правления Дария из рода мидийского. Изучая книгу Иеремии, Даниил понял, что семьдесят лет плена подходят к концу.

9:3−19 Исповедавшись в своих грехах и грехах своего народа (Даниил использует местоимение «наши»), он попросил Господа исполнить обещания, данные Иерусалиму и народу Иудеи. В ответ на эту молитву Бог послал Даниилу чрезвычайно важное откровение о «семидесяти седминах», которое называют «костяком библейских пророчеств».

Когда Даниил просил Бога за свой народ, то ссылался на Его качества (величие, могущество, верность, праведность, прощение и милосердие) и Его «интересы» (Твой народ, Твой город, Твоя святая гора, Твое святилище).

9:20−23 Когда Даниил еще продолжал молитву, муж Гавриил, быстро прилетев, коснулся его около времени вечерней жертвы. Ангел сообщил пророку, что он — муж желаний; это очень высокая похвала, тем более что исходит от Самого Бога. Потом Гавриил развернул перед Даниилом всю картину будущего, которое ожидает иудейский народ. Речь идет о так называемых «семидесяти седминах», где каждая «седмина» — это семь лет. Данное пророчество имеет решающее значение для понимания Божьего плана спасения, поэтому мы изучим его фразу за фразой.

(9:20−23) Используемое здесь еврейское слово чаще всего переводится как «неделя», но буквально оно означает «семерка».

9:24 Семьдесят седмин определены для народа твоего (Израиля) и святаго города твоего (Иерусалима). Историческое исполнение первой части пророчества показывает, что эти седмины — семилетия. Семьдесят семилетий — 490 лет. Мы увидим, что семьдесят седмин делятся на три периода: семь седмин плюс шестьдесят две седмины и — после большого промежутка времени — последняя седмина. По истечении этих семидесяти седмин произойдут следующие пять вещей:

...чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи — это может иметь отношение ко всем грехам Израиля, но в первую очередь речь идет о его отвержении Мессии. Когда во время второго пришествия Христа остаток народа обратится к Нему с верой, его преступление и грехи будут прощены.

... и заглажены беззакония — основание для примирения с Богом было заложено еще на Голгофе, но здесь говорится о времени (оно еще в будущем), когда верующая часть еврейского народа насладится всеми теми благословениями, которое им принесло завершенное Христом дело искупления.

... и чтобы приведена была правда вечная — здесь также речь идет о втором пришествии и тысячелетнем царстве, когда Царь будет править в правде. Это будет вечная правда — в том смысле, что она станет неотъемлемой частью вечного царства.

... и запечатаны были видение и пророк — основная часть ветхозаветных пророчеств касается славного возвращения Христа на землю и установления Им царства. Следовательно, к концу семидесяти седмин почти все они уже исполнятся.

... и помазан был Святый святых — в начале тысячелетнего царства в Иерусалиме будет помазан (освящен) храм, описанный в Иез 40−44. Господь вернется туда со славой Своей (Иез 43:1−5).

9:25 Даниил должен знать и разуметь, что седмины начнутся с повеления о восстановлении Иерусалима — имеется в виду указ Артаксеркса в 445 г. до Р. Х. (Неем 2:1−8).

...до Христа Владыки — речь идет не просто о приходе Мессии, но конкретно о Его смерти (см. 26а).

...семь седмин (сорок девять лет) и шестьдесят две седмины (434 года) — шестьдесят девять седмин разделены на два периода.

Город будет восстановлен, народ возвратится. но в трудные времена. В Иерусалиме отстроятся (в первые семь седмин) улицы, площади и защитные сооружения, хотя и не без оппозиции и треволнений.

9:26 Затем, по истечении шестидесяти двух седмин (имеется в виду второй период семидесяти седмин, т.е. в конце шестидесятой девятой седмины), предан будет смерти Христос. Это, без сомнения, недвусмысленное пророчество о крестной смерти нашего Спасителя.

Сто лет тому назад сэр Роберт Андерсен в своей книге «Грядущий князь» подробно рассчитал эти шестьдесят девять седмин, принимая во внимание «пророческие годы», пропуски, ошибки календаря, переход от старой эры к новой и т.п. У него получилось, что шестьдесят девятая седмина закончилась в день триумфального въезда Христа в Иерусалим, т.е. за пять дней до Его смерти.

... и не будет — буквально эти слова переводятся «и не будет иметь ничего» . Это может означать, что Христос ничего не получит от народа Израиля, к которому пришел; или что после смерти не оставит видимого потомства (Ис 53:8); или же это общее замечание о Его крайней бедности — ничего не оставит, кроме Своей единственной одежды.

... а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет — речь идет о главе возрожденной Римской империи, которого некоторые отождествляют с антихристом. Он придет к власти в период великой скорби. Его народ — это, конечно, римляне.

...город и святилище разрушены будут — римляне под командованием Тита разрушили Иерусалим и его чудесный беломраморный украшенный золотом храм в 70 г. по Р. Х.

... и конец его будет как от наводнения — город будет стерт с лица земли, словно после наводнения. От храма, например, не осталось ни одного камня. Тит запретил своим воинам поджигать храм Ирода, но они ослушались и предали здание огню, чтобы расплавить находящееся в нем золото. Затем, собирая расплавленные куски драгоценного металла среди камней, воины до основания разобрали стены и фундамент. Так исполнились предсказания Иисуса (Мф 24:1, 2) и также Даниила.

... и до конца войны будут опустошения — с этого момента история города будет полна войн и разрушений. Конец войны означает конец эпохи язычников.

(9:26) Согласно Андерсену это было 6 апреля 32 г. по Р. Х. В наше время доктор Гарольд Хенер также предложил замечательный вариант исчисления шестидесяти девяти седмин. У него несколько иная датировка: с 444 г. (до Р. Х.) по 33 г. (по Р. Х.). Bibliotheca Sacra, January-March, 1975, стр. 6264.

9:27 Теперь мы подошли к семидесятой седмине. Как мы уже упоминали, между шестьдесят девятой и семидесятой седминами есть временной промежуток. Этот «вставленный» между предпоследней и последней седминой период и есть эпоха церкви от Пятидесятницы до восхищения. Он нигде не упоминается в ВЗ; это была тайна, которую Бог скрывал от основания мира, но открыл через апостолов и пророков в новозаветный период. Его, однако, прекрасно проиллюстрировал наш Господь в Назаретской синагоге (Лк 4:18−19). Процитировав Ис 61:1−2а, Он остановился на словах «лето Господне благоприятное» (Его первое пришествие) и ничего не стал говорить о Своем втором пришествии — дне «мщения Бога нашего» (Ис 61:2б). Эти две фразы разделяет целая эпоха церкви.

И утвердит (римский князь) завет для многих (неверующее большинство израильского народа) одна седмина (семилетний период великой скорби) — это может быть договор о дружбе, о ненападении или гарантия военной помощи против народов, нападающих на Израиль.

...а в половине седмины прекратится жертва и приношение — римский князь начнет враждебно относиться к Израилю, запретит приносить жертвы Яхве.

...и на крыле святилища будет мерзость запустения — из Мф 24:15 мы узнаем, что в храме, вероятно, будет помещен некий мерзкий идолопоклоннический образ, которому антихрист потребует поклоняться. Некоторые исследователи полагают, что слово «крыло» означает крыло храма.

...и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя — антихрист будет преследовать и уничтожать тех, кто откажется поклоняться образу. Гонения на иудеев будут продолжаться в течение второй половины последней (семидесятой) седмины, известной как великая скорбь. Потом римский князь (опустошитель) сам будет сокрушен и брошен Богом в озеро огненное (Откр 19:20).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.