Левит 11 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им:
2 скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле:
3 всякий скот, у которого раздвоены копыта, и на копытах глубокий разрез, и который жуёт жвачку, ешьте;
4 только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоённые копыта: верблюда, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
5 и тушканчика, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас,
6 и зайца, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
7 и свиньи, потому что копыта у неё раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жуёт жвачки, нечиста она для вас;
8 мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.
9 Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя (в воде, в морях ли, или реках), тех ешьте;
10 а все те, у которых нет перьев и чешуи (в морях ли, или реках, из всех, плавающих в водах, и из всего, живущего в водах), скверны для вас;
11 они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь;
12 все животные, у которых нет перьев и чешуи, в воде, скверны для вас.
13 Из птиц же гнушайтесь сих (не должно их есть, скверны они): орла, грифа и морского орла,
14 коршуна и сокола с породою его,
15 всякого ворона с породою его,
16 страуса, совы, чайки и ястреба с породою его,
17 филина, рыболова и ибиса,
18 лебедя, пеликана и сипа,
19 цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря.
20 Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырёх ногах, скверны для нас;
21 из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырёх ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле;
22 сих ешьте из них: саранчу с её породою, солам с её породою, харгол с её породою и хагаб с её породою.
23 Всякое другое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас;
24 от них вы будете нечисты: всякий, кто прикоснётся к трупу их, нечист будет до вечера;
25 и всякий, кто возьмёт труп их, должен омыть одежду свою и нечист будет до вечера.
26 Всякий скот, у которого копыта раздвоены, но нет глубокого разреза, и который не жуёт жвачки, нечист для вас: всякий, кто прикоснётся к нему, будет нечист.
27 Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснётся к трупу их, нечист будет до вечера;
28 кто возьмёт труп их, тот должен омыть одежды свои, и нечист будет до вечера: нечисты они для вас.
29 Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с её породою,
30 анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет, —
31 сии нечисты для вас из всех пресмыкающихся: всякий, кто прикоснётся к ним мёртвым, нечист будет до вечера.
32 И всё, на что упадёт которое-нибудь из них мёртвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и нечисты будут до вечера, потом будут чисты;
33 если же которое-нибудь из них упадёт в какой-нибудь глиняный сосуд, то находящееся в нём будет нечисто, и самый сосуд разбейте.
34 Всякая пища, которую едят, на которой была вода из такого сосуда, нечиста будет, и всякое питьё, которое пьют, во всяком таком сосуде нечисто будет.
35 Всё, на что упадёт что-нибудь от трупа их, нечисто будет: печь и очаг должно разломать, они нечисты; и они должны быть нечисты для вас;
36 только источник и колодезь, вмещающий воду, остаются чистыми; а кто прикоснётся к трупу их, тот нечист.
37 И если что-нибудь от трупа их упадёт на какое-либо семя, которое сеют, то оно чисто;
38 если же тогда, как вода налита на семя, упадёт на него что-нибудь от трупа их, то оно нечисто для вас.
39 И когда умрёт какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера;
40 и тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои, и нечист будет до вечера; и тот, кто понесёт труп его, должен омыть одежды свои, и нечист будет до вечера.
41 Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его;
42 всего, ползающего на чреве, и всего, ходящего на четырёх ногах, и многоножных из животных, пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны;
43 не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя через них нечистыми, чтоб быть через них нечистыми,
44 ибо Я — Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле,
45 ибо Я — Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят.
46 Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле,
47 чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно.

Комментарии МакДональда

IV. ЧИСТОЕ И НЕЧИСТОЕ (Гл. 11−15)

В следующих пяти главах раскрываются понятия ритуальной чистоты и нечистоты. Некоторые поступки, не будучи нравственно  предосудительными, все же препятствовали иудеям участвовать в ритуалах их религии. Те, кто осквернились, не допускались к участию в религиозных церемониях, пока не пройдут обряд очищения. Святой народ должен быть свят в каждой сфере своей жизни. Чтобы показать различие между чистым и нечистым, Бог использовал даже пищу.

А. Чистая и нечистая пища (Гл. 11)

11:1−8 Чистым было то животное, у которого были полностью раздвоенны копыта, и которое жевало жвачку. «Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез», — одна и та же мысль выражается здесь, похоже, дважды. Но смысл этих слов в том, что копыта животных должны быть полностью раздвоены. Чистыми животными были: быки, коровы, овцы, козы, олени и др. Нечистыми были: свиньи, верблюды, тушканчики, зайцы и др. Духовный символизм заключается в том, что христиане постоянно должны размышлять над Словом Божиим (жевать жвачку) и жить жизнью, отделенной от мира (отделение от которого символизируют раздвоенные копыта).

Но Господь также заботился о здоровье людей, запрещая есть мясо, которое могло быть переносчиком болезней. О замораживании мяса в те дни знали или очень мало, или совсем ничего, также как и об использовании антибиотиков в скотоводстве.

11:9−12 Чистой считалась рыба, у которой были оба плавника и чешуя. Макрель, угорь, моллюски и раки считались нечистыми. Образ чешуи часто служит аллегорией, изображая доспехи христианина, защищающие его от враждебного мира. Плавники символизируют божественную силу, которая наделяет христианина способностью плыть по миру, не будучи побежденным миром.

11:13−19 Нечистыми считались хищные птицы, питавшиеся другими нечистыми существами: орлы, ястребы, стервятники, летучие мыши. (Летучие мыши не относятся к птицам, но еврейское слово, переводимое как «птица», означает «летающее существо» и имеет более широкое значение, чем английский перевод).

11:20−23 В стихах 20−23 речь идет о крылатых насекомых. Чистыми считались только те насекомые, которые имели сочлененные лапки, а именно: саранча, солам, харгол (сверчки) и хагаб (кузнечики).

11:24−28 Всякий, кто прикасался к трупу любого из вышеперечисленных нечистых существ, становился нечистым до вечера. Особо упоминаются животные, которые ходят на лапах: кошки, собаки, львы, тигры, медведи и др.

11:29−38 Далее перечислены животные, ползающие по земле: крот, мышь, ящерица, анака, хамелеон, летаа (варан), хомет и тиншемет. Всякий, кто прикасался к трупам этих пресмыкающихся, становился нечистым до вечера. Если труп одного их этих животных падал на какой-либо сосуд, то сосуд необходимо было вымыть водой, и до вечера он считался нечистым. Если же сосуд был из глины, его нужно было разбить. Любая съедобная пища в таком сосуде становилась нечистой, и ее нельзя было есть. Но существовало два исключения: источники с проточной водой оставались чистыми, даже если в них попадал труп одного из этих животных, и семя, которое сеют, тоже оставалось чистым (если только оно не было замочено в воде).

11:39−40 Всякий человек, который прикасался к мертвому (не зарезанному) животному, которое считалось чистым, или же по незнанию евший такое мясо, становился нечистым до вечера. Такому человеку необходимо было выстирать свою одежду.

11:41−47 В стихах 41−43 речь идет о червяках, змеях, грызунах и насекомых. Всякий, съевший их, становился нечистым. Через этот закон о чистых и нечистых существах, Бог учил людей святости, напоминая, что Его народ также должен быть святым (ст. 44−47).

В Евангелии от Марка (7:18−19) Иисус объявил всю пищу чистой. Апостол Павел учил, что если еда принимается с благодарением, от нее не следует отказываться (1Тим 4:1−5). Впрочем, речь здесь не идет о еде, которая заражена, вредна для здоровья человека или неприемлема в данной культуре.

Примечания:

 
Синодальный перевод
19 нетопырь — род гладконосых летучих мышей.
30 анака — род ящерицы.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.