Левит 13 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
2 когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его, священников;
3 священник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые, и язва оказывается углублённою в кожу тела его, то это язва проказы; священник, осмотрев его, объявит его нечистым.
4 А если на коже тела его пятно белое, но оно не окажется углублённым в кожу, и волосы на нём не изменились в белые, то священник имеющего язву должен заключить на семь дней;
5 в седьмой день священник осмотрит его, и если язва остаётся в своём виде и не распространяется язва по коже, то священник должен заключить его на другие семь дней;
6 в седьмой день опять священник осмотрит его, и если язва менее приметна, и не распространилась язва по коже, то священник должен объявить его чистым: это лишаи, и пусть он омоет одежды свои, и будет чист.
7 Если же лишаи станут распространяться по коже, после того как он являлся к священнику для очищения, то он вторично должен явиться к священнику;
8 священник, увидев, что лишаи распространяются по коже, объявит его нечистым: это проказа.
9 Если будет на ком язва проказы, то должно привести его к священнику;
10 священник осмотрит, и если опухоль на коже бела, и волос изменился в белый, и на опухоли живое мясо,
11 то это застарелая проказа на коже тела его; и священник объявит его нечистым и заключит его, ибо он нечист.
12 Если же проказа расцветёт на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника,
13 и увидит священник, что проказа покрыла всё тело его, то он объявит больного чистым, потому что всё превратилось в белое: он чист.
14 Когда же окажется на нём живое мясо, то он нечист;
15 священник, увидев живое мясо, объявит его нечистым; живое мясо нечисто: это проказа.
16 Если же живое мясо изменится и обратится в белое, пусть он придёт к священнику;
17 священник осмотрит его, и если язва обратилась в белое, священник объявит больного чистым; он чист.
18 Если у кого на коже тела был нарыв и зажил,
19 и на месте нарыва появилась белая опухоль, или пятно белое или красноватое, то он должен явиться к священнику;
20 священник осмотрит его, и если оно окажется ниже кожи, и волос его изменился в белый, то священник объявит его нечистым: это язва проказы, она расцвела на нарыве;
21 если же священник увидит, что волос на ней не бел, и она не ниже кожи, и притом мало приметна, то священник заключит его на семь дней;
22 если она станет очень распространяться по коже, то священник объявит его нечистым: это язва;
23 если же пятно остаётся на своём месте и не распространяется, то это воспаление нарыва, и священник объявит его чистым.
24 Или если у кого на коже тела будет ожог, и на зажившем ожоге окажется красноватое или белое пятно,
25 и священник увидит, что волос на пятне изменился в белый, и оно окажется углублённым в коже, то это проказа, она расцвела на ожоге; и священник объявит его нечистым: это язва проказы;
26 если же священник увидит, что волос на пятне не бел, и оно не ниже кожи, и притом мало приметно, то священник заключит его на семь дней;
27 в седьмой день священник осмотрит его, и если оно очень распространяется по коже, то священник объявит его нечистым: это язва проказы;
28 если же пятно остаётся на своём месте и не распространяется по коже, и притом мало приметно, то это опухоль от ожога; священник объявит его чистым, ибо это воспаление от ожога.
29 Если у мужчины или у женщины будет язва на голове или на бороде,
30 и осмотрит священник язву, и она окажется углублённою в коже, и волос на ней желтоватый, тонкий, то священник объявит их нечистыми: это паршивость, это проказа на голове или на бороде;
31 если же священник осмотрит язву паршивости и она не окажется углублённою в коже, и волос на ней не чёрный, то священник имеющего язву паршивости заключит на семь дней;
32 в седьмой день священник осмотрит язву, и если паршивость не распространяется, и нет на ней желтоватого волоса, и паршивость не окажется углублённою в коже,
33 то больного должно остричь, но паршивого места не остригать, и священник должен паршивого вторично заключить на семь дней;
34 в седьмой день священник осмотрит паршивость, и если паршивость не распространяется по коже и не окажется углублённою в коже, то священник объявит его чистым; пусть он омоет одежды свои, и будет чист.
35 Если же после очищения его будет очень распространяться паршивость по коже,
36 и священник увидит, что паршивость распространяется по коже, то священник пусть не ищет желтоватого волоса: он нечист.
37 Если же паршивость остаётся в своём виде, и показывается на ней волос чёрный, то паршивость прошла, он чист; священник объявит его чистым.
38 Если у мужчины или у женщины на коже тела их будут пятна, пятна белые,
39 и священник увидит, что на коже тела их пятна бледно-белые, то это лишай, расцветший на коже: он чист.
40 Если у кого на голове вылезли волосы, то это плешивый: он чист;
41 а если на передней стороне головы вылезли волосы, то это лысый: он чист.
42 Если же на плеши или на лысине будет белое или красноватое пятно, то на плеши его или на лысине его расцвела проказа;
43 священник осмотрит его, и если увидит, что опухоль язвы бела или красновата на плеши его или на лысине его, видом похожа на проказу кожи тела,
44 то он прокажённый, нечист он; священник должен объявить его нечистым, у него на голове язва.
45 У прокажённого, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт, и кричать: «нечист! нечист!»
46 Во все дни, доколе на нём язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его.
47 Если язва проказы будет на одежде, на одежде шерстяной, или на одежде льняной,
48 или на основе, или на утоке из льна или шерсти, или на коже, или на каком-нибудь изделии кожаном,
49 и пятно будет зеленоватое или красноватое на одежде, или на коже, или на основе, или на утоке, или на какой-нибудь кожаной вещи, — то это язва проказы: должно показать её священнику;
50 священник осмотрит язву и заключит заражённое язвою на семь дней;
51 в седьмой день осмотрит священник заражённое, и если язва распространилась по одежде, или по основе, или по утоку, или по коже, или по какому-либо изделию, сделанному из кожи, то это проказа едкая, язва нечистая;
52 он должен сжечь одежду, или основу, или уток шерстяной или льняной, или какую бы то ни было кожаную вещь, на которой будет язва, ибо это проказа едкая: должно сжечь на огне.
53 Если же священник увидит, что язва не распространилась по одежде, или по основе, или по утоку, или по какой бы то ни было кожаной вещи,
54 то священник прикажет омыть то, на чем язва, и вторично заключит на семь дней;
55 если по омытии заражённой вещи священник увидит, что язва не изменила вида своего, и не распространилась язва, то она нечиста, сожги её на огне; это выеденная ямина на лицевой стороне или на изнанке;
56 если же священник увидит, что язва по омытии её сделалась менее приметна, то священник пусть оторвёт её от одежды, или от кожи, или от основы, или от утока.
57 Если же она опять покажется на одежде, или на основе, или на утоке, или на какой-нибудь кожаной вещи, то это расцветающая язва: сожги на огне то, на чем язва.
58 Если же одежду, или основу, или уток, или какую-нибудь кожаную вещь вымоешь, и сойдёт с них язва, то должно вымыть их вторично, и они будут чисты.
59 Вот закон о язве проказы на одежде шерстяной или льняной, или на основе и на утоке, или на какой-нибудь кожаной вещи, как объявлять её чистою или нечистою.

Комментарии МакДональда

В. Выявление проказы (Гл. 13)

В главе 13 речь идет о проказе, а в главе 14 — об очищении от нее. Единства мнений в вопросе о том, что считалось проказой в библейские времена, не существует. Прокаженные в Библии обычно подвижны, не обезображены, и не опасны в тех случаях, когда проказа покрывала их полностью. Иногда они исцелялись.

Роль священника чем-то напоминала роль врача. Возможно, в этом содержится напоминание, что духовная и физическая стороны жизни тесно взаимосвязаны. Человек состоит из трех частей, и если поражена одна из трех составляющих, это влияет и на другие.

Читать главу 13 нелегко, так как в ней содержится медицинское описание болезней и объяснение, какие из них относятся к проказе. Описывается также «проказа» в доме и на одежде. Доктор Р. К. Харрисон, у которого есть медицинское образование и степень в гебраистике, отмечает, что «нет такого перевода, который охватывал бы все заболевания, отраженные в этом еврейском слове, но это слово, похоже, обладает достаточно широким диапазоном значений, чтобы включать в себя то заболевание, которое мы называем болезнью Хансена (Hansen's disease)».

Харрисон собирает воедино все известные факты, связанные с еврейским термином и его греческим переводом (от которого происходят такие английские слова как leprosy, leper, leprous). «Еврейское слово сараат происходит от корня, означающего «приобрести  кожное   заболевание», и имеет достаточно общее значение. В Ветхом Завете это слово обозначало плесень или плесенный грибок на одежде, выделение минералов на стене здания, и, вполне возможно, сухую гниль на ткани или другом похожем материале. В Септуагинте (древнегреческом варианте Ветхого Завета) это еврейское слово переводится греческим lepra, происхождение и смысл которого отличаются неопределенностью.   В греческой медицинской литературе этим словом описывалась болезнь, от которой слоилась и шелушилась кожа. У Геродота оно упоминается в связи с болезнью под названием leuke — кожное высыпание, которое, по-видимому, идентично греческому elephantiasis и имеет сходство с современной клинической   проказой (болезнью Хансена)».

13:1−3 В этом отрывке описаны действия священника, который осматривает человека, ища симптомы библейской проказы.

13:4−8 Далее описана процедура, которую необходимо провести, если есть подозрение на проказу. Пациента помещали в карантин на семь дней. И если язва за это время не распространялась, его держали в карантине еще семь дней. Затем, если заболевание не прогрессировало, священник объявлял, что человек чист. Если же лишай распространялся по коже после второй проверки, священник объявлял, что человек нечист.

13:9−11 При застарелой или хронической проказе священник объявлял прокаженного нечистым.

13:12−13 Но, как ни странно, если человек полностью белел от проказы, то болезнь больше не прогрессировала, и священник объявлял прокаженного чистым.

13:14−15 Когда на человеке появлялось живое мясо, священник объявлял его нечистым. Это была проказа.

13:16−17 Если при проказе живое мясо изменялось и обращалось в белое, снова объявлялось, что человек чист.

13:18−23 Далее описаны три диагноза, возможные в случае нарыва. Если у человека, пришедшего к священнику, нарыв окажется ниже кожи, и волос его изменился в белый, то священник должен объявить его нечистым (ст. 18−20). Если язва распространялась по телу за время семидневного карантина, то это была проказа (ст. 21−22). Но если она не распространялась, человека объявляли чистым (ст. 23).

13:24−28 Описывается также случай развития проказы на ожоге. Если симптомы однозначно свидетельствовали о проказе, то священник объявлял человека нечистым (ст. 24−25).Семидневный карантин должен был выявить, распространится ли язва. Если язва распространялась, это была проказа (ст. 26−27). Но если это была просто опухоль от ожога, проказы не было (ст. 28).

13:29−37 Далее описывается случай паршивости на голове или бороде. Если симптомы говорили о проказе, то человека следовало объявить нечистым — будь то мужчина или женщина (ст. 29−30). Если не было в точности известно, проказа это или нет (ст. 31−37), человека изолировали на семь дней. Если болезнь не распространялась по телу, человек сбривал волосы, и карантин продолжался еще семь дней. Если паршивость распространялась, человек был нечист. Но если паршивость проходила, человек был чист.

13:38−39 Если у человека на коже появлялись белые пятна, его объявляли нечистым. В частично дословном переводе Харрисона, состояние больного передается таким описанием: «Пестрые пятна, появившиеся на коже».

13:40−44 Обычное облысение (alopecia) отличается от облысения, вызванного проказой.

13:45, 46 Прокаженный был несчастным человеком. Он жил вне стана, ходил в разодранной одежде и с непокрытой головой. И всякий раз, когда приближались люди, он закрывался до верхней губы или до усов и кричал: «Нечист! Нечист!» Здесь мы видим еще один пример профилактической медицины. Изоляция — принятый в медицине способ предотвратить распространение инфекции.

«Плесень — это грибковые наросты на мертвых или разлагающихся животных или растениях. Эта плесень проявляется в пятнах различного оттенка». Харрисон проводит духовную параллель:

«Грибки плесени заражают весь предмет, на который попадают. Так и пятно первородного греха распространяется на всего человека».

Избранный народ Иеговы должен быть чист — и внешне, и внутренне.

Мое сердце Бога восхваляет
Ведь оно свободно от греха
Сердце, что так свято доверяет
Божьей крови, данной за меня.
Сокрушенное сердце, смиренно
От любви безграничной стучит
И ничто, ни живое, ни тленное
Меня с Господом не разлучит!

Чарльз Уэсли

Примечания:

 
Синодальный перевод
30−37 паршивый — больной паршой, кожным заболеванием волосистой части головы, вызываемая грибком.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.