Левит 16 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И говорил Господь Моисею по смерти двух сынов Аароновых, когда они, приступив с чуждым огнём пред лицо Господне, умерли,
2 и сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке.
3 Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение;
4 священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды; и пусть омывает он тело своё водою и надевает их;
5 и от общества сынов Израилевых пусть возьмет двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение.
6 И принесет Аарон тельца в жертву за грех за себя и очистит себя и дом свой.
7 И возьмет двух козлов и поставит их пред лицом Господним, у входа скинии собрания;
8 и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения;
9 и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех,
10 а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения.
11 И приведет Аарон тельца в жертву за грех за себя, и очистит себя и дом свой, и заколет тельца в жертву за грех за себя;
12 и возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицом Господним, и благовонного мелко истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу;
13 и положит курение на огонь пред лицом Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть;
14 и возьмет крови тельца, и покропит перстом своим на крышку спереди и перед крышкою, семь раз покропит кровью с перста своего.
15 И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его то же, что делал с кровью тельца, и покропит ею на крышку и перед крышкою, —
16 и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их. Так должен поступить он и со скиниею собрания, находящеюся у них, среди нечистот их.
17 Ни один человек не должен быть в скинии собрания, когда входит он для очищения святилища, до самого выхода его. И так очистит он себя, дом свой и все общество Израилево.
18 И выйдет он к жертвеннику, который пред лицом Господним, и очистит его, и возьмет крови тельца и крови козла, и возложит на роги жертвенника со всех сторон,
19 и покропит на него кровью с перста своего семь раз, и очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых.
20 И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла,
21 и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых, и все преступления их, и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню:
22 и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню.
23 И войдет Аарон в скинию собрания, и снимет льняные одежды, которые надевал, входя во святилище, и оставит их там,
24 и омоет тело своё водою на святом месте, и наденет одежды свои, и выйдет, и совершит всесожжение за себя и всесожжение за народ, и очистит себя, и народ;
25 а тук жертвы за грех воскурит на жертвеннике.
26 И тот, кто отводил козла для отпущения, должен вымыть одежды свои, омыть тело своё водою, и потом может войти в стан.
27 А тельца за грех и козла за грех, которых кровь внесена была для очищения святилища, пусть вынесут вон из стана и сожгут на огне кожи их, и мясо их, и нечистоту их;
28 кто сожжет их, тот должен вымыть одежды свои и омыть тело своё водою, и после того может войти в стан.
29 И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришелец, поселившийся между вами,
30 ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицом Господним;
31 это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.
32 Очищать же должен священник, который помазан и который посвящен, чтобы священнодействовать ему вместо отца своего: и наденет он льняные одежды, одежды священные,
33 и очистит Святое Святых и скинию собрания, и жертвенник очистит, и священников и весь народ общества очистит.
34 И да будет сие для вас вечным постановлением: очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году. И сделал он так, как повелел Господь Моисею.

Комментарии МакДональда

V. ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ (Гл. 16)

Главным днем в иудейском календаре был День Искупления (евр. Йом Кип-пур), когда первосвященник входил в Святое-святых, внося туда кровь искупительной жертвы — за самого себя и весь народ. Это происходило в десятый день седьмого месяца — за пять дней до Праздника Кущей. И хотя День Искупления перечислен среди праздников Иеговы, это был день поста и смирения (23:27-32).

Читая эту главу, полезно помнить, что под святилищем в ней подразумевается Святое-святых, а само святилище называется скинией собрания.

16:1-3 Святотатство двух сыновей Аарона, Надава и Авиуда, во многом объясняет, почему были даны эти заповеди. Такое же наказание постигло бы и первосвященника, если бы он вошел в Святое-святых в любой день, кроме Дня Искупления. И в этот день священник должен был входить с кровью тельца в жертву за грех и овна всесожжения.

16:4-10 Порядок событий, происходивших во время празднования, восстановить нелегко, но в целом ритуал выглядел следующим образом. Вначале первосвященник совершал омовение и надевал белый льняной хитон (ст. 4). Телец и овен приводились в скинию заранее. Первосвященник приносил их в жертву за себя и за свою семью: тельца в жертву за грех и овна в жертву всесожжения (ст. 5). Затем он ставил двух козлов у входа в скинию и жребий определял, который из них для Господа, а который станет козлом отпущения (ст. 7, 8). На иврите козел отпущения называется словом азазел.

16:11-22 После этого священник убивал тельца в жертву за грех — за себя и свой дом (ст. 11). Затем он наполнял кадильницу горящими угольями, а также брал полные горсти благовоний и вносил в Святое-святых. Там он высыпал благовония на горящие угли, и облако курений покрывало крышку ковчега (ст. 12, 13). Священник возвращался к жертвеннику всесожжения за кровью тельца, вносил ее в Святое-святых, семикратно окроплял ей крышку ковчега и кропил также перед ней (ст. 14). Козла, назначенного в жертву за грех, он убивал (ст. 8), а его кровью, как и кровью тельца, совершал кропление перед крышкой ковчега и на ней (ст. 9, 15). Так совершалось очищение Святого Святых от грехов израильтян (ст. 16). Кроплением крови совершалось также очищение скинии и жертвенника всесожжения (ст. 18, 19), хотя подробности этой церемонии неизвестны. Очищение начиналось со Святого-святых, затем совершалось в святилище и, наконец, на медном жертвеннике (ст. 15-19). После того, как священник возлагал обе руки на голову козла отпущения (ст. 8) и исповедовал грехи всего народа (ст. 10, 20, 21), специально назначенный человек отводил козла отпущения в пустыню (ст. 21, 22). Два козла символизируют два аспекта искупления: "совершенство и святость Бога, и отчаянное положение грешников, которым требуется отпущение грехов". Совершаемое Аароном возложение рук на голову живого козла символизирует возложение грехов Израиля (и наших) на Христа — для того, чтобы искупить их навечно (ст. 21).

Автор одного из гимнов выразил это в таких словах:

Мои грехи возложены на Агнца
На непорочного великого Христа
На святого, вечного страдальца,
Что от бремени освободил меня.
Иисус взял на Себя мою вину,
Алые пятна смыл с меня.
Я чистым, непорочным быть могу
Я был спасен страданьями Царя.

Гораций Бонар

16:23-33 В святилище священник совершал омовение, используя для этой цели, скорее всего, умывальник. Затем он надевал великолепные одежды славы (ст. 23, 24а). Согласно иудейскому преданию, белые льняные одежды он больше не надевал. После этого священник приносил в жертву всесожжения двух овнов: одного за себя, а другого — за народ (ст. 24б). Жир двух жертв за грех сжигался на алтаре, а их кожа, мясо и нечистота сжигались вне стана (ст. 25, 27). Даже кожа жертвы, которая обычно доставалась священнику (7:8), подлежала сожжению. В Талмуде говорится, что первосвященник входил в Святое-святых после вечерней жертвы, чтобы вынести курильницу. Во время ритуала искупления люди исповедовали грехи и воздерживались от работы (ст. 29).

Итак, мы видим, что священник входил в Святое-святых не меньше четырех раз. Это вовсе не противоречит сказанному в Послании к Евреям (9:7-12), где речь идет о том, что в году был только один день, когда священнику разрешалось входить за завесу.

16:34 Несмотря на всю торжественность этого дня, сами слова "раз в год" говорят о том, что никакие церемонии сами по себе не могли полностью удалить грех: "ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи" (Евр. 10:4). Ярким контрастом этому является Жертва Христа, благодаря которой человеческие грехи полностью удаляются, а не просто покрываются еще на год. Исаак Ваттс выразил эту мысль такими словами:

Река животной крови
С иудейских алтарей
Мира не давала совести виновной
И пятна не смывала с ней
Но Христос, Агнец с неба,
На Себе понес наш грех
Всех имен превыше жертва
В той крови спасает всех



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.