Левит 23 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания. Вот праздники Мои:
3 шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших.
4 Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в своё время:
5 в первый месяц, в четырнадцатый день месяца, вечером Пасха Господня;
6 и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки;
7 в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте;
8 и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте.
9 И сказал Господь Моисею, говоря:
10 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придёте в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику;
11 он вознесёт этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесёт его священник;
12 и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока,
13 и с ним хлебного приношения две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в жертву Господу, в приятное благоухание, и возлияния к нему четверть гина вина;
14 никакого нового хлеба, ни сушёных зёрен, ни зёрен сырых не ешьте до того дня, в который принесёте приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши во всех жилищах ваших.
15 Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель,
16 до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу:
17 от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей ефы пшеничной муки и должны быть испечены кислые, как первый плод Господу;
18 вместе с хлебами представьте семь агнцев без порока, однолетних, и из крупного скота одного тельца и двух овнов; да будет это во всесожжение Господу, и хлебное приношение и возлияние к ним, в жертву, в приятное благоухание Господу.
19 Приготовьте также из стада коз одного козла в жертву за грех и двух однолетних агнцев в жертву мирную;
20 священник должен принести это, потрясая пред Господом, вместе с потрясаемыми хлебами первого плода и с двумя агнцами, и это будет святынею Господу; священнику, который приносит, это принадлежит;
21 и созывайте народ в сей день, священное собрание да будет у вас, никакой работы не работайте: это постановление вечное во всех жилищах ваших в роды ваши.
22 Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнёшь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это. Я Господь, Бог ваш.
23 И сказал Господь Моисею, говоря:
24 скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание;
25 никакой работы не работайте и приносите жертву Господу.
26 И сказал Господь Моисею, говоря:
27 также в девятый день седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу;
28 никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицом Господа, Бога вашего;
29 а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего;
30 и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа её;
31 никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших;
32 это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого дня месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу.
33 И сказал Господь Моисею, говоря:
34 скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу;
35 в первый день священное собрание, никакой работы не работайте;
36 в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте.
37 Вот праздники Господни, в которые должно созывать священные собрания, чтобы приносить в жертву Господу всесожжение, хлебное приношение, заколаемые жертвы и возлияния, каждое в свой день,
38 кроме суббот Господних, и кроме даров ваших, и кроме всех обетов ваших, и кроме всего приносимого по усердию вашему, что вы даёте Господу.
39 А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой;
40 в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней;
41 и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его;
42 в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах,
43 чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш.
44 И объявил Моисей сынам Израилевым о праздниках Господних.

Комментарии МакДональда

VIII. ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ (Гл. 23)

A. Суббота (23:1−3)

В этом разделе даются законы, связанные с религиозным календарем Израиля. Устами Моисея Господь заповедал израильтянам проводить в праздничные дни священные собрания.

После шести рабочих дней седьмой день, суббота, должен быть днем покоя. Это был единственный еженедельный праздник.

Б. Пасха (23:4−5)

Пасха Господня праздновалась в четырнадцатый день первого месяца (Нисана, или Авива). В этот день израильтяне вспоминали о своем освобождении из Египта. Пасхальный агнец — это прообраз Христа, Агнца Божьего, нашей Пасхи (1Кор 5:7), чья кровь пролилась, чтобы искупить нас от рабства греха. Он умер не при Сотворении мира, а тогда, когда пришла полнота времени (Гал 4:4−6).

B. Праздник Опресноков (23:6−8)

Праздник Опресноков отмечался вместе с Пасхой. Он длился семь дней, начиная со следующего дня после Пасхи — т. е., с пятнадцатого дня месяца Нисана до двадцать первого. Названия этих праздников часто используются синонимично. В течение этих семи дней в домах иудеев не должно было быть никаких дрожжей (закваски). Закваска в Писании символизирует грех. Этот праздник означает жизнь без закваски порока и лукавства, жизнь «с опресноками чистоты и истины» (1Кор 5:8). Между Пасхой (которая символизирует наше искупление) и Праздником Опресноков (который напоминает о том, что мы должны жить в святости) нет никакого перерыва. Евреи до сих пор едят во время этого праздника пресный хлеб, который называется «маца». Когда мацу готовят, тесто прокалывают, и после выпечки хлеб получается полосатым. Этот пресный хлеб служит прообразом безгрешного Мессии. Он был пронзен за нас, и ранами Его мы исцелились.

Г. Праздник Жатвы (23:9−14)

На второй день Праздника Опресноков (в день после субботы, то есть, в первый день недели) совершалось вознесение снопа жатвы. Этот праздник назывался также праздником начатков (первых плодов). После этого праздника начинался сбор урожая ячменя — зерновой культуры, которая созревала первой. В знак благодарности за урожай Господу возносили сноп ячменя. Вместе с ним также приносили жертву всесожжения и хлебное приношение. Этот первый урожай считался залогом большего урожая в будущем, что служит прообразом воскресения Христа — «Христос... первенец из умерших» (1Кор 15:20). Его Воскресение гарантирует всем, кто верит в Него, что они тоже обретут бессмертие через воскресение.

Д. Праздник Седмиц (23:15−22)

23:15−22 Праздник Седмиц (евр. шаву-от), или Пятидесятница (греч. «pente-cost» означает в переводе «пятьдесят»), праздновался по прошествии пятидесяти дней после пасхальной субботы. Это был праздник урожая. Народ благодарил Бога за начало жатвы пшеницы. Начатки урожая пшеницы приносились Господу вместе с жертвой всесожжения, новым хлебным приношением, возлиянием и мирной жертвой. Согласно иудейскому преданию, в этот день Моисей принял закон. Сам праздник служит прообразом схождения Святого Духа, которое произошло в День Пятидесятницы. С этого дня началась история Церкви. Приношение вознесения состояло из двух хлебов, испеченных из пшеничной муки нового урожая (это было единственным приношением, содержащим закваску). Эти два хлеба символизируют иудеев и язычников, из которых Бог создал «одного нового человека [во Христе]» (Еф 2:15).

После Пятидесятницы наступал долгий период (около четырех месяцев), когда не было никаких праздников. Этот период символизирует время Церкви, в течение которого мы с нетерпением ожидаем возвращения Спасителя.

Е. Праздник Труб (23:23−25)

Праздник Труб приходился на первый день седьмого месяца. Звуки труб призывали израильтян на священное собрание. У них было десять дней для испытания совести и покаяния. Десятидневный период заканчивался Днем Искупления. Эти десять дней символизируют время, которое пройдет между возвращением израильтян на свою землю и покаянием всей нации. С этого дня начинался год по еврейскому (нерелигиозному) календарю. Сегодня этот день называется «Рош Хашана» (евр. «глава года»). Некоторые усматривают в этом празднике прообраз и другого дня, когда все святые соберутся, чтобы встретить Господа в воздухе, и произойдет Восхищение Церкви.

Ж. День Искупления (23:26−32)

День Искупления (евр. «Йом Киппур») праздновался в десятый день седьмого месяца. Подробнее о праздновании этого дня можно прочитать в главе 16. Этот день служит предзнаменованием национального покаяния Израиля, когда верующий остаток придет к Мессии и будет прощен (Зах 12:10; Зах 13:1). Почти в каждом стихе, где говорится о Дне Искупления, Господь повторяет заповедь, запрещающую работать в этот день.

Единственным человеком, на которого эта заповедь не распространялась, был первосвященник. Заповедь сопровождается также словами Господа о том, что Он уничтожит всякого, кто нарушит ее. Это сказано потому, что спасение дается нам «не по делам праведности, которые бы мы сотворили» (Тит 3:5). Никакие человеческие дела не могут участвовать в удалении наших грехов. Только то, что совершил Христос, и Он один, является источником вечного спасения. «Смирять души ваши» (ст. 27, 29) означает поститься. Даже в наше время для религиозных евреев этот день является днем поста и молитвы. Несмотря на то, что День Искупления перечислен среди праздников Иеговы, на самом деле он был скорее днем поста, а не широкого празднества. Однако, после того, как с грехом было покончено, вместе с Праздником Кущей приходило время радости.

З. Праздник Кущей (23:33−44)

Праздник Кущей (евр. «суккот», что в переводе значит «шалаши»), начинался в пятнадцатый день седьмого месяца. На протяжении семи дней израильтяне жили в кущах (шалашах) (ст. 42), что символизировало окончательный покой и последнюю жатву, когда Израиль будет в безопасности на своей земле во время Тысячелетнего Царства. Праздник Кущей назывался также праздником собирания плодов (Исх 23:16). Этот праздник, как и некоторые другие, упомянутые в данной главе, ассоциировался с жатвой. Две субботы могут служить символами Тысячелетнего Царства и Вечного Покоя. Мойше и Сейл Розен так описывают Праздник Кущей:

«Евреи строили похожие на шалаши сооружения и жили в них во время праздника, что должно было напоминать им о временных жилищах, которые были у Израиля в пустыне. И по сей день многие иудеи строят для этого праздника открытые хижины с тремя стенами. Хижины украшаются ветвями и осенними фруктами — в напоминание о жатве. Все, кто могли, приходили каждый год в Иерусалим на этот праздник урожая. Храмовое богослужение в эти дни включало в себя ритуальное черпание воды из купальни Силоам. Обряд символизировал моление о зимнем дожде. Именно в это время Иисус сказал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин 7:37−38).

После окончательного Дня Искупления Израиля в Иерусалиме снова будет праздноваться Праздник Кущей (Зах 14:16). Посредством этих праздников Господь многому учил избранный народ. Учил Он его и тому, что между духовной и физической стороной жизни существует тесная связь. Времена изобилия и благословения были временем радости пред Господом. Именно Он ежедневно посылал им в изобилии все нужное для жизни. Праздники урожая служили средством выразить благодарность народа за благость Господа.

Обратите внимание на то, как часто повторяется заповедь, запрещающая повседневный труд даже рабам в эти дни (ст. 3, 7, 8, 21, 25, 28, 30, 31, 35, 36).

В праздниках Иеговы можно проследить определенную хронологическую последовательность. Суббота возвращает нас к тому дню, когда Бог покоился, сотворив небо и землю. Пасха и Праздник Опресноков свидетельствуют о Голгофе. Затем наступает Праздник Жатвы, символизирующий Воскресение Христа. День Пятидесятницы предвещает сошествие Святого Духа. Затем, обращаясь к будущему, мы видим в Празднике Труб Израиль, который снова соберется вместе. День Искупления предвещает тот день, когда остаток Израиля раскается и признает Иисуса Мессией. Наконец, Праздник Кущей символизирует Израиль в Тысячелетнем Царстве Христа.

Примечания:

 
Синодальный перевод
27 Девятый день или десятый день. Во всех переводах кроме синодального — десятый день. В том числе в Септуагинте — δεκάτῃ (G1182) или Масоретском тексте — בֶּעָשׂ֣וֹר (Н6218).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.