Левит 4 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 скажи сынам Израилевым: если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать;
3 если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ, — то за грех свой, которым согрешил, пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе,
4 и приведёт тельца к дверям скинии собрания пред Господа, и возложит руки свои на голову тельца, и заколет тельца пред Господом;
5 и возьмёт священник помазанный, крови тельца и внесёт её в скинию собрания,
6 и омочит священник перст свой в кровь, и покропит кровью семь раз пред Господом пред завесою святилища;
7 и возложит священник крови тельца пред Господом на роги жертвенника благовонных курений, который в скинии собрания, а остальную кровь тельца выльет к подножию жертвенника всесожжений, который у входа скинии собрания;
8 и вынет из тельца за грех весь тук его, тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях,
9 и обе почки, и тук, который на них, который на стёгнах, и сальник на печени; с почками отделит он это,
10 как отделяется из тельца жертвы мирной; и сожжёт их священник на жертвеннике всесожжения;
11 а кожу тельца и всё мясо его с головою и с ногами его, и внутренности его, и нечистоту его,
12 всего тельца пусть вынесет вне стана на чистое место, где высыпается пепел, и сожжёт его огнём на дровах; где высыпается пепел, там пусть сожжён будет.
13 Если же всё общество Израилево согрешит по ошибке, и скрыто будет дело от глаз собрания, и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и будет виновно,
14 то, когда узнан будет грех, которым они согрешили, пусть от всего общества представят они из крупного скота тельца в жертву за грех, и приведут его пред скинию собрания;
15 и возложат старейшины общества руки свои на голову тельца пред Господом, и заколют тельца пред Господом.
16 И внесёт священник помазанный крови тельца в скинию собрания,
17 и омочит священник перст свой в кровь, и покропит семь раз пред Господом, пред завесою святилища,
18 и возложит крови на роги жертвенника, который пред лицом Господним в скинии собрания, а остальную кровь выльет к подножию жертвенника всесожжений, который у входа скинии собрания;
19 и весь тук его вынет из него и сожжёт на жертвеннике;
20 и сделает с тельцом то, что делается с тельцом за грех; так должен сделать с ним, и так очистит их священник, и прощено будет им;
21 и вынесет тельца вне стана, и сожжёт его так, как сожёг прежнего тельца. Это жертва за грех общества.
22 А если согрешит начальник и сделает по ошибке что-нибудь против заповедей Господа, Бога своего, чего не надлежало делать, и будет виновен,
23 то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведёт он в жертву козла без порока,
24 и возложит руку свою на голову козла, и заколет его на месте, где заколаются всесожжения пред Господом: это жертва за грех;
25 и возьмёт священник перстом своим крови от жертвы за грех, и возложит на роги жертвенника всесожжения, а остальную кровь его выльет к подножию жертвенника всесожжения;
26 и весь тук его сожжёт на жертвеннике, подобно как тук жертвы мирной, и так очистит его священник от греха его, и прощено будет ему.
27 Если же кто из народа земли согрешит по ошибке и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и виновен будет,
28 то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведёт он в жертву козу без порока за грех свой, которым он согрешил,
29 и возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколют козу в жертву за грех на месте, где закалают жертву всесожжения;
30 и возьмёт священник крови её перстом своим, и возложит на роги жертвенника всесожжения, а остальную кровь её выльет к подножию жертвенника;
31 и весь тук её отделит, подобно как отделяется тук из жертвы мирной, и сожжёт его священник на жертвеннике в приятное благоухание Господу; и так очистит его священник, и прощено будет ему.
32 А если из стада овец захочет он принести жертву за грех, пусть принесёт женского пола, без порока,
33 и возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколет её в жертву за грех на том месте, где заколают жертву всесожжения;
34 и возьмёт священник перстом своим крови от сей жертвы за грех, и возложит на роги жертвенника всесожжения, а остальную кровь её выльет к подножию жертвенника;
35 и весь тук её отделит, как отделяется тук овцы из жертвы мирной, и сожжёт сие священник на жертвеннике в жертву Господу; и так очистит его священник от греха, которым он согрешил, и прощено будет ему.

Комментарии МакДональда

Г. Жертва за грех (4:1 — 5:13)

Гл. 4 Жертва за грех (евр. хаттат) предназначалась для уже искупленного народа. Речь здесь идет не о грешнике, который приходит к Богу за спасением, а об израильтянине (уже вступившем в завет), который ищет прощения. Эта жертва приносилась за грехи, совершенные по незнанию или непреднамеренно.

Содержание жертвы. Существовали разные виды жертвоприношения в зависимости от того, кто согрешил. Помазанный священник — первосвященник, согрешивший и сделавший виновным народ (ст. 3), приносил тельца из крупного скота, без порока. Все общество Израилево (ст. 13) тоже приносило молодого тельца; начальник приносил козла без порока; простой человек из народа (ст. 27) приносил козу (ст. 28) или овцу (ст. 32) без порока. (Из еврейского текста следует, что здесь имеются в виду взрослые животные).

Обязанности жертвующего. Обычно те, кто приносили жертву, приводили ее к воротам двора скинии в присутствие Господа, возлагали руки ей на голову, убивали, удаляли жир, почки и сальник на печени. Старейшины действовали от имени всего народа (ст. 15). Смерть жертвы символизировала смерть грешника.

Обязанности священников. За себя и за народ первосвященник вносил кровь жертвы в святилище и кропил этой кровью семь раз перед завесой в святилище (ст. 5, 6, 16, 17). Кровь также наносилась на рога золотого жертвенника для курений (ст. 7, 18). Оставшуюся кровь он выливал к подножию жертвенника всесожжения. Если жертва приносилась за начальников и простых людей, священник кропил кровью рога жертвенника всесожжения, а оставшуюся кровь выливал к его подножию (ст. 25, 30, 34). Жир, почки, сальник с печени и курдюк сжигались на жертвеннике всесожжения независимо от того, за кого приносилась жертва (ст. 8−10, 19, 26, 31). Если жертва приносилась за священника или за народ, ее остатки выносились за пределы стана и сжигались (ст. 11−12, 21).

Раздача частей жертвы: Часть жертвы, принадлежавшая Богу, сжигалась на жертвеннике: тук, почки, сальник с печени и др. Священникам разрешалось есть мясо жертвы начальника или простого человека, потому что кровь этой жертвы не вносилась в святилище (7:30), в отличие от жертвы первосвященника или народа (4:5−6, 16−17). По той же самой причине священнику разрешалось есть некоторые части жертв, описанных в 5:6−7, 11. Тому, кто приносил жертву, не полагалось никаких частей.

Остатки жертвы за грех, кровь которой вносили в святилище, сжигали за станом. Так и наш Господь «со Своей Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр 9:12) после того, как пострадал за пределами Иерусалима. В связи с этим, в Библии содержится призыв и для нас: «Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр 13:13).

Примечание: Выражение «грех по неведению» означало, похоже, не просто отсутствие осознания греха. Скорее всего, это выражение означает, что грех не был совершен умышленно, преднамеренно, вызывающим образом или как бунт против Бога. Преднамеренные грехи не прощались, за них не было предусмотрено жертвы, и смерть была неизбежной (Чис 15:30).

Приносящий жертву за грех признавал, что согрешил по своей слабости или невнимательности. Он просил прощения и ритуального очищения.

Жертва за грех символизирует безгрешного Христа, Который сделался жертвой за грех, хотя Сам не знал греха, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом. Некоторые считают, что жертва за грех — это Христос, искупающий нашу греховную природу, а жертва повинности — это Христос, искупающий наши проступки.

Святой, не знающий греха,
За нас наказан был.
Он души наши навсегда
Крестом освободил.
И лишь Его святая кровь
Грехов с нас смоет тень,
Сквозь ад и смерть Его любовь
Для нас откроет день.
Анна К. Бурлингхем

Примечания:

 
Синодальный перевод
6 + ст. 17, 25, 30, 34, перст — палец.
9 стегно — часть ноги от таза до коленного сгиба; бедро.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.