Софония 3 глава

Книга пророка Софонии
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Горе городу нечистому и осквернённому, притеснителю!
2 Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается.
3 Князья его посреди него — рыкающие львы, судьи его — вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости.
4 Пророки его — люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон.
5 Господь праведен посреди него, не делает неправды, каждое утро являет суд Свой неизменно; но беззаконник не знает стыда.
6 Я истребил народы, разрушены твердыни их; пустыми сделал улицы их, так что никто уже не ходит по ним; разорены города их: нет ни одного человека, нет жителей.
7 Я говорил: «бойся только Меня, принимай наставление!» и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло, какое Я постановил о нём; а они прилежно старались портить все свои действия.
8 Итак, ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Моё, всю ярость гнева Моего; ибо огнём ревности Моей пожрана будет вся земля.
9 Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно.
10 Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары.
11 В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей.
12 Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне.
13 Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдётся в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их.
14 Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!
15 Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла.
16 В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки твои!»
17 Господь Бог твой среди тебя, Он силён спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием.
18 Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение.
19 Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное, и приведу их в почёт и именитость на всей этой земле поношения их.
20 В то время приведу вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почётными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими, говорит Господь.

Комментарии МакДональда

IV. БОГ ПРОВОЗГЛАШАЕТ ИЕРУСАЛИМУ «ГОРЕ» (3:1−7)

A. Неповиновение, безответственность, неверие, нераскаянность (3:1−2)

Представленный в образе женщины Иерусалим осужден как нечистый и оскверненный Притеснитель. Он был непокорен — на Господа не уповал, к Богу своему не приближался.

Б. Жадность князей и судей (3:3)

Князья его подобны рыкающим львам, а судьи его жадны, как вечерние волки.

B. Легкомыслие и вероломство пророков, кощунства священников (3:4)

Его пророки — люди, которым нельзя доверять; священники — осквернители святыни. Фейнберг дает такой комментарий:

«В стихе 4 мы встречаем единственное в этой книге осуждение пророков. Они виновны в легкомыслии, в том, что играют с огнем и шутят с очень серьезными вещами. В их жизни и учении чувствуется бесхребетность, беспринципность. По сути, они предатели, потому что, поощряя людей в их отступничестве от Бога, выказывают этим свою неверность Ему, хотя и утверждают, что говорят от Его имени. Своими нечестивыми делами они осквернили святилище.

Для них нет ничего святого. Они попирают закон, извращая его простые требования и искажая его ясное значение, когда «наставляют» людей.»

Г. Явление Господа в суде (3:5−7)

Несмотря на все грехи и развращенность народа, Господь посреди него, чтобы праведно судить. Он наказывал другие народы, полагая, что это непременно научит Иудею бояться Его. Иуда, однако, все больше опускался и деградировал.

V. СЛОВА УТЕШЕНИЯ ДЛЯ «ВЕРНОГО ОСТАТКА» (3:8−20)

A. Уничтожение нечестивых язычников (3:8)

Бог увещевает «верный остаток» (верных иудеев) ждать, пока Он не уничтожит всех Своих врагов огнем ревности.

Б. Обращение к Богу уцелевших народов (3:9)

Уста чистые — это, по всей видимости, не намек на общемировой язык в будущем, а пророчество о том времени, когда люди чистыми (от идолопоклонства) устами будут славить Иегову, когда все народы будут служить Ему единодушно.

B. Восстановление рассеявшегося Израиля (3:10−13)

Когда наступит Тысячелетнее Царство, язычники возвратят рассеявшихся по всему миру иудеев обратно в их страну в качестве дара Господу. Грешники, тщеславящиеся своею знатностью, будут уничтожены, и «верному остатку» больше уже нечего будет бояться. Спасется лишь народ смиренный и простой — тот, кто уповает на имя Господне и живет праведно.

Г. Радость по поводу второго пришествия Христа (3:14−17)

В стихах 14−20 приведена песнь возрожденного Израиля, восхваляющая Иегову за Его могущественное избавление и прославляющая Его любовь, которую Он явил ради Израиля и Себя Самого. У Дочери Сиона много причин, чтобы ликовать, торжествовать и радоваться! Не только ее враги повержены, но теперь среди нее обитает Царь-Мессия, Сам Господь. Уже нет повода для страха, потому что Господь Бог силен спасти народ Свой по любви Своей.

Д. Благие деяния Бога для Своего народа (3:18−20)

Так как народ скоро постигнет суд, Господь завершает Свою грозную речь обещанием (которое обязательно сбудется) совершить в жизни «святого остатка» радикальнейшие перемены к лучшему. Вместо поношения, на которое сетуют изгнанники, Господь приведет их в почет и именитость на всей этой земле.

Примечания:

 
Синодальный перевод
14 дщерь — дочь.
18 сетовать — роптать, жаловаться.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.