Малахия 3 глава

Книга пророка Малахии
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идёт, говорит Господь Саваоф.
2 И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щёлок очищающий,
3 и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде.
4 Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние.
5 И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наёмника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.
6 Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.
7 Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: «как нам обратиться?»
8 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями.
9 Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня.
10 Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?
11 Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф.
12 И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землёю вожделенною, говорит Господь Саваоф.
13 Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?»
14 Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицом Господа Саваофа?
15 И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы».
16 Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его».
17 И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему.
18 И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.

Комментарии МакДональда

Е. Пророческая вставка: пришествие Мессии-Судии (3:1−6)

3:1 Отвечая на высказанное в предыдущем стихе обвинение, Бог обещает, что пошлет Своего ангела (вестника). Это обетование нашло свое частичное исполнение в Иоанне Крестителе, но в полноте исполнится, когда Илия (4:5) приготовит путь Господу, как ангел завета. Фраза «которого вы желаете» звучит иронично потому, что когда пришел Мессия (Первое Пришествие), то оказалось, что народ Израиля этого прихода совсем не желал — даже распял Христа.

3:2−4 День пришествия Его — это день вторичного прихода Мессии на Землю. Он придет, чтобы осудить грех; но кто устоит, когда Он явится? Это служение очищения от скверны, символом которого стало очищение храма Христом, ожидает своего окончательного завершения во время Его второго пришествия. Сыны Левия (священники) также будут очищены, чтобы приносить жертвы в святости и праведности — только такие жертвоприношения будут благоприятны Господу, как в лета прежние.

3:5 Господь также накажет чародеев, прелюбодеев, клятвопреступников, беспощадных эксплуататоров, притеснителей вдов (и сирот) и всех, кто изгоняет пришельцев.

3:6 Тот факт, что Господь никогда не изменяется, гарантирует спасение сынов Иакова от гибели.

Ж. Отступничество народа (3:7)

Господь призывает народ обратиться к Нему, но евреи не признают своего отступничества и лицемерно спрашивают: «Как нам обратиться?»

З. Обкрадывание Бога — удержание десятин и нежелание приносить жертвы (3:8−12)

По закону Моисея израильтяне должны были отдавать Господу десятую часть урожая и скота (или же могли заплатить в размере стоимости этой десятины плюс пятая часть). Помимо десятины существовало немало других разных приношений, цель которых — смиренное осознание, что все принадлежит Богу, что Он даятель всех благ.

Новый Завет учит верующих жертвовать регулярно, добровольно, радостно и «сбалансированно», т.е. в соответствии с доходом, которым благословил их Господь — о десятине же ни слова! Скорее предполагается, что если живший под законом еврей отдавал десятую часть, то насколько же больше следует жертвовать христианину, живущему под благодатью!

В Ветхом Завете, наградой за верное служение десятиной было материальное богатство; в Новом Завете награда за верное служение — духовное богатство.

Итак, Господь указывает Своему народу на его нежелание служить Ему десятиной и приношениями — этим они обкрадывали Его, навлекая на себя проклятие. Если бы они регулярно приносили десятину, Бог послал бы им такое невероятное изобилие, что некуда было бы девать собранный урожай. Он избавил бы их от засухи, чумы, врагов и саранчи; сделал бы благословением для всей земли.

И. Несправедливые обвинения против Бога (3:13−15)

Снова Господь обвиняет евреев за брошенные в Его адрес дерзостные слова — они заявляли, что служение Богу и повиновение Ему не приносит никакой пользы. Более того учили других, что по-настоящему счастливы лишь надменные грешники и все кто искушает Бога, ведь они не только процветают, но и остаются безнаказанными.

II. БЛАГОСЛОВЕНИЕ «ОСТАТКА» И СУД НАД НЕЧЕСТИВЦАМИ (3:16 — 4:6)

А. Возрождение «верного остатка» (3:16−18)

Но в Израиле сохранился «верный остаток» — все те, кто не отступили от Иеговы. Бог спасет их и благословит, ведь они принадлежат Ему. Это Его собственность, великая драгоценность.

Вильям Келли комментирует этот отрывок следующим образом:

«Сами иудеи больше не захотят гордиться своим еврейским происхождением. Они поймут, что тщетно «просто быть иудеем» и возжаждут подлинного богопознания; почувствуют отвращение к тем, кто называясь евреем, остается нечестивцем (ст. 18).»



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.