Числа 14 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И подняло всё общество вопль, и плакал народ во всю ту ночь;
2 и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и всё общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей!
3 и для чего Господь ведёт нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жёны наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет?
4 И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет.
5 И пали Моисей и Аарон на лица свои пред всем собранием общества сынов Израилевых.
6 И Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, из осматривавших землю, разодрали одежды свои
7 и сказали всему обществу сынов Израилевых: земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша;
8 если Господь милостив к нам, то введёт нас в землю сию и даст нам её — эту землю, в которой течёт молоко и мёд;
9 только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их.
10 И сказало всё общество: побить их камнями! Но слава Господня явилась в скинии собрания всем сынам Израилевым.
11 И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?
12 Поражу его язвою, и истреблю его, и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его.
13 Но Моисей сказал Господу: услышат Египтяне, из среды которых Ты силою Твоею вывел народ сей,
14 и скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даёшь им видеть Себя лицом к лицу, и облако Твоё стоит над ними, и Ты идёшь пред ними днём в столпе облачном, а ночью в столпе огненном;
15 и если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут:
16 «Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне».
17 Итак, да возвеличится сила Господня, как Ты сказал, говоря:
18 «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвёртого рода».
19 Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе.
20 И сказал Господь Моисею: прощаю по слову твоему;
21 но жив Я, и славы Господней полна вся земля:
22 все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего,
23 не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят её;
24 но раба Моего, Халева, за то, что в нём был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует её;
25 Амаликитяне и Хананеи живут в долине; завтра обратитесь и идите в пустыню к Чермному морю.
26 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
27 доколе злому обществу сему роптать на Меня? ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на Меня, Я слышу.
28 Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам;
29 в пустыне сей падут тела ваши, и все вы, исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня,
30 не войдёте в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина;
31 детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели,
32 а ваши трупы падут в пустыне сей;
33 а сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне;
34 по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесёте наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною.
35 Я, Господь, говорю, и так и сделаю со всем сим злым обществом, восставшим против Меня: в пустыне сей все они погибнут и перемрут.
36 И те, которых посылал Моисей для осмотрения земли, и которые, возвратившись, возмутили против него всё сие общество, распуская худую молву о земле,
37 сии, распустившие худую молву о земле, умерли, быв поражены пред Господом;
38 только Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, остались живы из тех мужей, которые ходили осматривать землю.
39 И сказал Моисей слова сии пред всеми сынами Израилевыми, и народ сильно опечалился.
40 И, встав рано поутру, пошли на вершину горы, говоря: вот, мы пойдём на то место, о котором сказал Господь, ибо мы согрешили.
41 Моисей сказал: для чего вы преступаете повеление Господне? это будет безуспешно;
42 не ходите, ибо нет среди вас Господа, чтобы не поразили вас враги ваши;
43 ибо Амаликитяне и Хананеи там пред вами, и вы падёте от меча, потому что вы отступили от Господа, и не будет с вами Господа.
44 Но они дерзнули подняться на вершину горы; ковчег же завета Господня и Моисей не оставляли стана.
45 И сошли Амаликитяне и Хананеи, живущие на горе той, и разбили их, и гнали их до Хормы,

Комментарии МакДональда

14:1−10 Все общество разразилось воплями и недовольными жалобами против Моисея и Аарона, обвиняя Господа в том, что Он вывел их из Египта лишь для того, чтобы они пали в Земле Обетованной, и предлагали поставить нового начальника, который отвел бы их обратно в Египет (ст. 1−3). Когда Иисус, сын Навин, и Халев пытались уверить израильтян, что они смогут одержать победу над врагом, все общество попыталось побить их камнями (ст. 6−10).

Стихи 3 и 4 являются яркой иллюстрацией глупости неверия. Возвратиться в Египет! Возвратиться в землю, опустошенную их Богом! Возвратиться в землю, все еще оплакивающую своих первенцев! Возвратиться в землю, которую они обобрали в канун своего исхода оттуда! Возвратиться через Красное море, где затонула преследующая их египетская армия! Какой прием оказал бы им фараон? Тем не менее, это казалось им более безопасным, нежели поверить в то, что Бог обеспечит им победу в Ханаане. Иегова поразил Египет, разделил воды моря, кормил их хлебом с небес и вел их через пустыню, однако, они до сих пор не могли поверить в то, что Его сила поможет им одолеть нескольких истуканов! Действия израильтян ясно отражают их представление о Боге. Они сомневались в Его силе: разве может Господь состязаться с истуканами? Они так и не смогли усвоить то, что было так очевидно явлено им на протяжении прошедшего года, — а именно, природу и пути Иеговы. Заниженное представление о Боге может уничтожить человека или целый народ, и данная история является весьма болезненной иллюстрацией этого.

14:11−19 Господь угрожает оставить израильтян и взрастить новый народ через потомков Моисея (ст. 11−12). Но Моисей вступается и ходатайствует за Израиль, напоминая Господу, что языческие народы, услышав об этом, скажут, что Господь не мог ввести народ сей в Землю Обетованную (ст. 13−19). Под угрозой оказалась честь Бога, и Моисей отстаивал этот довод с огромной настойчивостью. В книге Исход 34:6−7 Господь явил Себя Моисею. В стихе 18, в качестве основания своей молитвы, Моисей практически дословно повторяет описание Бога, данное Им Самим. Насколько отличается понимание Бога Моисеем от того, как понимает Бога Его народ! Представление Моисея основано на божественном откровении; понимание народа — на их собственном воображении.

14:20−35 Хотя Бог ответил, что Он не уничтожит израильский народ, Он постановил, что из всех людей, от двадцати лет и выше, вышедших из Египта и способных к войне (Числа 26:64−65; Второзаконие 2:14), только Иисус, сын Навина, и Халев войдут в Землю Обетованную. Народ будет кочевать в пустыне сорок лет, доколе не умрет все неверующее поколение. Дети понесут наказание за неверность отцов (ст. 33). Однако через сорок лет им будет позволено войти в Землю Обетованную. Срок в сорок лет был назначен по числу сорока дней, которые разведчики провели, осматривая землю (ст. 34). Сорок лет, в данном случае, округленное число. На самом деле, их странствование заняло около тридцати восьми лет. Сорок лет прошло с того момента, когда Израиль вышел из Египта, до того времени, когда они дошли до Ханаана. Народ отверг то доброе, что Господь желал дать им, поэтому им пришлось претерпеть зло, которое они сами выбрали для себя. Тем не менее, тот факт, что им не было позволено войти в Землю Обетованную, не означает, что они потеряны в вечности. Многие из них были спасены по вере в Господа, несмотря на то, что в этой жизни им пришлось перенести наложенное Им наказание за их непокорство.

Точный маршрут следования израильтян во время их странствования по пустыне неясен. Также неизвестно, сколько времени они провели на каждой из их стоянок. Некоторые полагают, например, что около тридцати семи лет народ провел в пустыне Кадеш, и целый год был затрачен на путешествие к югу, к берегу Красного Моря, к месту, сейчас называемому Акабским заливом. Расположение многих мест, упоминающихся в описании странствований между Синаем и долинами Моава, сейчас невозможно определить.

Под славой Господней в 21 стихе имеется в виду Его слава как праведного Судьи, наказывающего непокорный народ Израиля. Израильтяне десять раз искушали Бога (ст. 22). Вот перечень этих искушений: у Чермного (Красного) моря (Исход 14:11−12), в Мерре (Исход 15:23), в пустыне Син (Исход 16:2), два восстания в отношении манны (Исход 16:20, 27), в Рефидиме (Исход 17:1), у Хорива (Исход 32:7), в Тавере (Числа 11:1), у Киброт-Гаттаавы (Числа 11:4 и далее) и в Кадесе (ропот против отчета соглядатаев — Числа 14).

Из 603 550 мужчин способных к войне, которые вышли из Египта, только Иисус Навин и Халев вошли в землю (ст. 29, 30; Втор 2:14).

14:36−38 Десять неверующих соглядатаев, распустивших худую молву о земле, умерли, быв поражены язвой от Господа. Только Иисус, сын Навин, и Халев избежали этой участи.

14:39−45 Услышав о произнесенном на них проклятии, народ сказал Моисею, что исполнит повеление Господа и войдет в землю, вероятнее всего, подразумевая территорию прямо на север от Кадес-Варни (ст. 40). В ответ на это Моисей говорит, что уже слишком поздно, что Господь уже отошел от них, и что их попытки приведут только к поражению. Пренебрегши наставлением Моисея, они поднялись на вершину, где на них напали языческие обитатели земли, разбили и гнали их до Хормы (ст. 45).

Примечания:

 
Синодальный перевод
25 Чермное, не чёрное. Чермное — от церковно-книжного, устарелого — багровое, темнокрасное. Чермное море — современное Красное море.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.