Числа 16 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан, и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы,
2 восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые.
3 И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: полно вам; всё общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?
4 Моисей, услышав это, пал на лицо своё
5 и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберёт, того и приблизит к Себе;
6 вот что сделайте: Корей и все сообщники его, возьмите себе кадильницы
7 и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом; и кого изберёт Господь, тот и будет свят. Полно вам, сыны Левиины!
8 И сказал Моисей Корею: послушайте, сыны Левия!
9 неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом, служа для них?
10 Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы домогаетесь ещё и священства.
11 Итак, ты и всё твоё общество собрались против Господа. Что Аарон, что вы ропщете на него?
12 И послал Моисей позвать Дафана и Авирона, сынов Елиава. Но они сказали: не пойдём!
13 разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течёт молоко и мёд, чтобы погубить нас в пустыне? и ты ещё хочешь властвовать над нами!
14 привёл ли ты нас в землю, где течёт молоко и мёд, и дал ли нам во владение поля и виноградники? глаза людей сих ты хочешь ослепить? не пойдём!
15 Моисей весьма огорчился и сказал Господу: не обращай взора Твоего на приношение их; я не взял ни у одного из них осла и не сделал зла ни одному из них.
16 И сказал Моисей Корею: завтра ты и всё общество твоё будьте пред лицом Господа, ты, они и Аарон;
17 и возьмите каждый свою кадильницу, и положите в них курения, и принесите пред лицо Господне каждый свою кадильницу, двести пятьдесят кадильниц; ты и Аарон, каждый свою кадильницу.
18 И взял каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и всыпали в них курения, и стали при входе в скинию собрания; также и Моисей и Аарон.
19 И собрал против них Корей всё общество ко входу скинии собрания. И явилась слава Господня всему обществу.
20 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
21 отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение.
22 Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! один человек согрешил, и Ты гневаешься на всё общество?
23 и сказал Господь Моисею, говоря:
24 скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона.
25 И встал Моисей, и пошёл к Дафану и Авирону, и за ним пошли старейшины Израилевы.
26 И сказал обществу: отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах их.
27 И отошли они со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона; а Дафан и Авирон вышли и стояли у дверей шатров своих с жёнами своими и сыновьями своими и с малыми детьми своими.
28 И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу я делаю сие:
29 если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей, то не Господь послал меня;
30 а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзнет уста свои и поглотит их и всё, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа.
31 Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними;
32 и разверзла земля уста свои, и поглотила их, и домы их, и всех людей Кореевых и всё имущество;
33 и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.
34 И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля.
35 И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение.
36 И сказал Господь Моисею, говоря:
37 скажи Елеазару, сыну Аарона, священнику, пусть он соберёт кадильницы сожжённых и огонь выбросит вон; ибо освятились
38 кадильницы грешников сих смертью их, и пусть разобьют их в листы для покрытия жертвенника, ибо они принесли их пред лицо Господа, и они сделались освящёнными; и будут они знамением для сынов Израилевых.
39 И взял Елеазар священник медные кадильницы, которые принесли сожжённые, и разбили их в листы для покрытия жертвенника,
40 в память сынам Израилевым, чтобы никто посторонний, который не от семени Аарона, не приступал приносить курение пред лицо Господне, и не было с ним, что с Кореем и сообщниками его, как говорил ему Господь через Моисея.
41 На другой день всё общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень.
42 И когда собралось общество против Моисея и Аарона, они обратились к скинии собрания, и вот, облако покрыло её, и явилась слава Господня.
43 И пришёл Моисей и Аарон к скинии собрания.
44 И сказал Господь Моисею, говоря:
45 отсторонитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновение. Но они пали на лица свои.
46 И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу, и положи в неё огня с жертвенника, и всыпь курения, и неси скорее к обществу, и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, и началось поражение.
47 И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ;
48 стал он между мёртвыми и живыми, и поражение прекратилось.
49 И умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших по делу Корееву.
50 И возвратился Аарон к Моисею, ко входу скинии собрания, после того как поражение прекратилось.

Комментарии МакДональда

Е. Восстание Корея (Главы 16, 17)

16:1−3 Корей, двоюродный брат Аарона (Исход 6:18−21), был левитом, но не священником. Очевидно, его возмущал тот факт, что эксклюзивное право священства было дано только роду Аарона. Дафан, Авирон и Авнан происходили из колена Рувимова, и были недовольны властью Моисея над ними. Авнан не упоминается нигде, после первого стиха, поэтому невозможно установить, разделил ли он судьбу остальных. Двести пятьдесят человек — начальники общества — объединились в восстании против священства и гражданской власти (ст. 2). Их доводы заключались в том, что все люди святы и не должны быть отлучены от приношения жертв (ст. 3).

16:4−11 Для решения проблемы Бог через Моисея повелел Корею и его сообщникам прийти на следующий день с кадильницами (ст. 6−7). Приношение курения перед Господом было обязанностью священников; если Бог не признает их как священников, Он явит Свое недовольство.

16:12−15 Дафан и Авирон отказались выйти из своих шатров, будучи призваны Моисеем, вместо этого они упрекнули его за его руководство. Они вспомнили данное ранее обещание (Исход 3:8), что Бог введет их «в землю, где течет молоко и мед», и с сарказмом жаловались на то, что Моисей вместо этого вывел их «из земли, в которой течет молоко и мед» (Египет) и привел их в землю, где не «течет молоко и мед» (в пустыню).

В стихе 14 может подразумеваться то, что, будучи неспособен исполнить свое обещание, Моисей теперь пытался скрыть от людей свою неудачу или свои истинные намерения. Моисей напоминает Господу, что он не брал никакой мзды с народа, как обычно это делают правители.

16:16−22 На следующий день Корей, Аарон и двести пятьдесят восставших предстали перед скинией с курильницами. Там же собралось и все общество Израильское, возможно, в знак солидарности с Кореем. И явилась слава Господня всему обществу. И сказал Господь Моисею и Аарону отделиться от общества, чтобы не быть уничтоженными вместе с остальными. Благодаря ходатайству Моисея и Аарона этот приговор не был осуществлен.

16:23−35 Место действия переносится к шатрам, где живут Корей, Дафан и Авирон (ст. 24). Моисей предупредил остальной народ, чтобы они отошли подальше от этих шатров. Затем Моисей объявил, что если эти люди умрут естественной смертью, или их постигнет участь всех людей, то это станет посрамлением и дискредитацией для самого Моисея. Но если Господь чудом побудит землю поглотить их, тогда все узнают, что люди сии были виновны в восстании против Господа (ст. 30). Как только он произнес слова сии, земля разверзлась и поглотила Дафана и Авирона, и их семьи (дома), которые, скорее всего, поддерживали их в этом восстании (ст. 32−33). Возникает заслуживающий внимания вопрос: когда погиб Корей? Некоторые считают, что его поглотила земля вместе с Дафаном и Авироном (ст. 32−33). Другие придерживаются мнения, что он был уничтожен огнем, который погубил двести пятьдесят мужей (ст. 35). Из книги Чисел 26:10 складывается впечатление, что он был поглощен вместе с Дафаном и Авироном. Стих 11 той же главы свидетельствует, что Бог пощадил его сыновей. Самуил, следующий великий пророк Израиля, был потомком Корея (1 Паралипоменон 6:22−23, 28) ... В стихе 30 слово «преисподняя» означает «могила», но также может подразумевать отделение души от тела.

В некоторые моменты истории Бог являл Свое крайнее недовольство определенными грехами путем немедленного их наказания. Он осудил Содом и Гоморру (Бытие 19:24−25); Надава и Авиуда (Левит 10:1−2); Мириам (Числа 12:10); Корея, Дафана и Авирона, и 250 начальников израилевых (эта глава); Ананию и Сапфиру (Деяния 5:5, 10). Вполне очевидно, что Он не делает этого всякий раз, когда совершаются подобные грехи, но, тем не менее, иногда Он вмешивается в историю и проявляет Свою силу, чтобы это послужило уроком для последующих поколений.

«Люди Кореевы» (ст. 32) может означать его слуги или его последователи.

16:36−40 Освященные кадильницы, которые использовали согрешившие, были разбиты в листы для покрытия жертвенника всесожжений. Они должны были служить напоминанием о том, что только род Аарона имел привилегию нести служение священства. Огонь из кадильниц был выброшен вон.

16:41−50 На следующий день после этих скорбных событий люди обвинили Моисея и Аарона в том, что они убили народ Божий. Господь в гневе угрожал уничтожить все общество Израильское, но Моисей и Аарон пришли к скинии собрания, несомненно, для того, чтобы ходатайствовать за них. Тогда Господь наказал народ страшным поражением. Только когда Аарон бросился в гущу народа с курением и заступился за народ, поражение прекратилось. Но даже к тому моменту уже погибло четырнадцать тысяч семьсот человек. Начальники, вместе с обществом Израилевым, ранее сомневались в священстве Аарона. Теперь же именно священническое ходатайство Аарона остановило поражение народа. Моисей и Аарон не убили Божий народ, а, наоборот, спасли их!



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.