Числа 35 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И сказал Господь Моисею на равнинах Моавитских, у Иордана, против Иерихона, говоря:
2 повели сынам Израилевым, чтоб они из уделов владения своего дали левитам города для жительства, и поля при городах со всех сторон дайте левитам:
3 города будут им для жительства, а поля будут для скота их и для имения их и для всех житейских потребностей их;
4 поля при городах, которые вы должны дать левитам, от стены города должны простираться на две тысячи локтей, во все стороны;
5 и отмерьте за городом к восточной стороне две тысячи локтей, и к южной стороне две тысячи локтей, и к западу две тысячи локтей, и к северной стороне две тысячи локтей, а посередине город: таковы будут у них поля при городах.
6 Из городов, которые вы дадите левитам, будут шесть городов для убежища, в которые вы позволите убегать убийце; и сверх их дайте сорок два города:
7 всех городов, которые вы должны дать левитам, будет сорок восемь городов, с полями при них.
8 И когда будете давать города из владения сынов Израилевых, тогда из большего дайте более, из меньшего менее; каждое колено, смотря по уделу, какой получит, должно дать из городов своих левитам.
9 И сказал Господь Моисею, говоря:
10 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы перейдёте через Иордан в землю Ханаанскую,
11 выберите себе города, которые были бы у вас городами для убежища, куда мог бы убежать убийца, убивший человека неумышленно;
12 и будут у вас города сии убежищем от мстителя, чтобы не был умерщвлён убивший, прежде нежели он предстанет пред общество на суд.
13 Городов же, которые должны вы дать, городов для убежища, должно быть у вас шесть:
14 три города дайте по эту сторону Иордана и три города дайте в земле Ханаанской; городами убежища должны быть они;
15 для сынов Израилевых и для пришельца и для поселенца между вами будут сии шесть городов убежищем, чтобы убегать туда всякому, убившему человека неумышленно.
16 Если кто ударит кого железным орудием так, что тот умрёт, то он убийца: убийцу должно предать смерти;
17 и если кто ударит кого из руки камнем, от которого можно умереть, так что тот умрёт, то он убийца: убийцу должно предать смерти;
18 или если деревянным орудием, от которого можно умереть, ударит из руки так, что тот умрёт, то он убийца: убийцу должно предать смерти;
19 мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его, сам может умертвить его;
20 если кто толкнёт кого по ненависти, или с умыслом бросит на него что-нибудь так, что тот умрёт,
21 или по вражде ударит его рукою так, что тот умрёт, то ударившего должно предать смерти: он убийца; мститель за кровь может умертвить убийцу, лишь только встретит его.
22 Если же он толкнёт его нечаянно, без вражды, или бросит на него что-нибудь без умысла,
23 или какой-нибудь камень, от которого можно умереть, не видя, уронит на него так, что тот умрёт, но он не был врагом его и не желал ему зла,
24 то общество должно рассудить между убийцею и мстителем за кровь по сим постановлениям;
25 и должно общество спасти убийцу от руки мстителя за кровь, и должно возвратить его общество в город убежища его, куда он убежал, чтоб он жил там до смерти великого священника, который помазан священным елеем;
26 если же убийца выйдет за предел города убежища, в который он убежал,
27 и найдёт его мститель за кровь вне пределов города убежища его, и убьёт убийцу сего мститель за кровь, то не будет на нём вины кровопролития,
28 ибо тот должен был жить в городе убежища своего до смерти великого священника, а по смерти великого священника должен был возвратиться убийца в землю владения своего.
29 Да будет это у вас постановлением законным в роды ваши, во всех жилищах ваших.
30 Если кто убьёт человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть.
31 И не берите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его должно предать смерти;
32 и не берите выкупа за убежавшего в город убежища, чтоб ему позволить жить в земле своей прежде смерти великого священника.
33 Не оскверняйте земли, на которой вы будете жить; ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего её.
34 Не должно осквернять землю, на которой вы живёте, среди которой обитаю Я; ибо Я Господь обитаю среди сынов Израилевых.

Комментарии МакДональда

К. Города левитов (35:1−5)

Поскольку колено Левия не получило наследия наряду с остальными коленами, Бог постановил, чтобы для Левитов было отделено сорок восемь городов. Измерения, приведенные в стихах 4 и 5 сложны для понимания, но, по крайней мере, ясно, что города были окружены общинной землей для выпаса скота. (Возможно, две тысячи локтей в стихе 5 уже включают в себя ту землю, о которой говорится в стихе 4).

Л. Города-убежища и смертная казнь (35:6−34)

35:6−8 Шесть городов левитов должны были служить убежищами. Человек, нечаянно убивший другого, мог убежать в один из таких городов и в безопасности дождаться суда. Колена, владевшие большей территорией, отдавали города левитам согласно тому, какую меру земли они получили. Те, кто владели меньшей территорией, отдавали меньше городов.

35:9−21 Города-убежища располагались по три на каждой стороне Иордана. Убийцу обычно преследовал ближайший родственник убитого, который назывался мстителем за кровь. Если неумышленно убивший человека убегал в город-убежище, то там он был в безопасности до суда (ст. 12). Города-убежища не предназначались для защиты убийц, совершивших преднамеренное убийство (ст. 16−19). Преступления, совершенные по причине ненависти или вражды, наказывались смертью (ст. 20−21).

35:22−28 Если убийство на первый взгляд казалось непреднамеренным, виновный должен был предстать на суд перед обществом (ст. 22−24). Получив оправдательный приговор, он должен был оставаться в городе убежища до смерти великого первосвященника. После этого ему было позволено возвратиться домой (ст. 28). Если же он выходил за пределы города убежища до смерти великого первосвященника, мститель за кровь мог убить его, сохранив невиновность (ст. 26−28).

Смерть великого первосвященника приносила свободу тем, кому пришлось бежать в города убежища. Мститель за кровь больше не мог причинить им вреда. Смерть нашего Великого Первосвященника освобождает нас от осуждения Закона. Каким глупым могло показаться это установление, если бы мы не видели в нем символ того, что наш Господь совершил на Кресте!

Мерилл Унгер доносит до нас детали этой традиции:

«Согласно рассказам раввинов, чтобы помочь беглецам, Синедрион поддерживал дороги, ведущие к городам убежища, в наилучшем состоянии. Все возвышенности разравнивались, над каждой рекой прокладывался мост, и сама дорога должна была быть как минимум 32 локтя шириной. На каждой развилке и каждом повороте стояли указатели со знаком «Убежище», и два ученика закона назначались для сопровождения скрывающегося   человека, чтобы умиротворить, если возможно, мстителя, если ему удавалось настигнуть беглеца». Что же касается символичного учения, народ Израиля — убийца, предавший на смерть Мессию. Тем не менее, они сделали это по неведению (Деяния 3:17). Господь Иисус молился: «...не знают, что делают» (Лука 23:34). Подобно тому, как убийца должен был покинуть свой дом и жить в городе-убежище, так же и Израиль с тех самых пор пребывал в изгнании. Полное восстановление нации произойдет не после смерти Великого Первосвященника (ибо Он не может умереть), а когда Он вернется, чтобы установить Свое правление.

35:29−34 Наказанием совершившему намеренное убийство была смертная казнь; для него не было предусмотрено ни бегства, ни выкупа (ст. 30−31). Убийца, скрывающийся в городе убежища не мог выкупить свое освобождение (ст. 32). Кровь, пролитая в убийстве, оскверняет землю, и за эту кровь убийце полагается умереть (ст. 33−34). Поразмышляйте над этим в связи со смертью Христа!



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.