От Марка 4 глава

Евангелие от Марка
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.
2 И учил их притчами много, и в учении Своём говорил им:
3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
5 Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.
8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошёл и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.
11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах;
12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
14 Сеятель слово сеет.
15 Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
16 Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,
19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.
21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить её под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить её на подсвечнике?
22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу.
23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
27 и спит, и встаёт ночью и днём; и как семя всходит и растёт, не знает он,
28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
31 Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.
34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял всё.
35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.
36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.
37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою.
38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?
39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.
40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?
41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

Комментарии МакДональда

Г. Притча о сеятеле (4:1−20)

4:1−2 Опять Иисус начал учить при море. Опять из-за множества народа Ему пришлось использовать вместо кафедры лодку, немного удалившись от берега. И опять Он преподавал им духовные уроки о Себе, используя мир природы. Он мог видеть духовные истины в царстве природы. Всем нам нужно иметь такое зрение.

4:3−4 Эта притча рассказывает о сеятеле, о зерне и почве. Почва дороги была слишком твердой, чтобы зерно могло прорасти. И налетели птицы, и поклевали его.

4:5−6 Каменистое место имело тонкий слой грунта, который покрывал твердое основание. Тонкость земляного слоя не дала зерну глубоко пустить корни.

4:7 Заросли терновника лишили зерно питания и солнечного света и заглушили семя.

4:8−9 Добрая земля была глубоко вспаханной и имела благоприятные условия для семени. Некоторые семена принесли плод в тридцать, некоторые в шестьдесят, а некоторые в сто крат.

4:10−12 Когда ученики остались с Иисусом наедине, то спросили Его, почему Он говорил притчами. Он объяснил им, что только людям с восприимчивыми сердцами дано знать тайны Царства Божьего. Тайна в НЗ — это истина, неизвестная до времени, которая может быть узнана лишь через особое откровение. Тайна Царства Божьего в следующем:

1. Господь Иисус Христос был отвергнут, когда предложил Себя Царем Израиля.

2. Прежде чем Царство будет буквально установлено в мире, должен пройти промежуточный период времени.

3. В этот промежуточный период оно будет существовать в духовном виде. Все, признающие Христа Царем, будут в Царстве даже в отсутствие Самого Царя.

4. В промежуточный период Слово Божье будет сеяться с переменным успехом. Некоторые люди действительно обратятся, другие же будут лишь номинальными верующими.

Все, называющие себя христианами, будут находиться во внешней сфере Царства, и лишь истинные верующие войдут во внутреннюю сферу Царства.

Стихи 11 и 12 объясняют, почему эта истина изложена в притчах. Бог открывает Свои семейные секреты тем, чьи сердца открыты, восприимчивы и послушны, и намеренно прячет истину от тех, которые отвергают данный им совет. Это те люди, которых Иисус называет внешними. Слова в стихе 12 могут показаться случайному читателю резкими и несправедливыми: «Так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют; они могли бы обратиться и прощены будут им грехи».

Однако нам следует помнить об огромной привилегии, которую имели эти люди. Сын Божий учил, находясь среди них, и совершал перед ними великие чудеса. Вместо того чтобы признать Его как истинного Мессию, они и сейчас отвергали Его. Так как они отвергли Свет мира, то будут лишены света Его учения. И тогда, видя Его чудеса, они не понимали их духовного значения; слышали Его слова и не ценили содержащиеся в них глубокие уроки.

Есть такая вещь, как возможность слышать Евангелие в последний раз.

Грешник может пропустить день благодати. Люди движутся по течению мимо точки искупления. Есть мужчины и женщины, отвергшие Спасителя, у которых никогда больше не будет возможности покаяться и получить прощение. Они могут слышать евангельскую весть, но она попадает в ожесточенные уши и бесчувственные сердца. Мы говорим: «Пока есть жизнь, есть надежда». Однако Библия говорит о людях, которые живы, но лишены надежды на покаяние (Евр 4:4−6).

4:13 Возвращаясь снова к притче о сеятеле, Господь Иисус Христос спросил Своих учеников, как же могут они уразуметь все притчи, если им не понятна эта простая притча.

4:14 Спаситель не указал, кто же является сеятелем. Это мог быть Он Сам или те, которые проповедуют как Его представители. Он сказал, что семя — это Слово.

4:15−20 Различные виды почвы представляют собой сердца людей и то, как они принимают Слово, в следующем порядке:

Земля при дороге (ст. 15). Это твердое сердце. Упрямо, невозмутимо и решительно такой человек говорит «нет» Спасителю. Сатана, представленный в образе птиц, похищает Слово. Грешника не трогает и не задевает проповедь. Следовательно, он безразличен и бесчувственен к ней.

Каменистое место (ст. 16−17). Такой человек откликается на Слово поверхностно. Возможно, поддавшись эмоциям пылкого евангельского призыва, он заявляет о своей вере во Христа. Но это лишь его умственное согласие. В нем нет подлинного посвящения Христу. Человек воспринимает Слово с радостью; лучше было бы ему принять его в глубоком покаянии и сокрушении. Похоже, у него какое-то время дела идут блестяще. Но затем, когда наступает скорбь или гонение из-за его вероисповедания, он решает, что цена слишком велика, и все предает забвению. Он заявляет о своем христианстве, пока это популярно, но преследования обнаруживают его несостоятельность.

Тернии (ст. 18−19). Это люди, которые также берут многообещающий старт. По всем внешним признакам они кажутся настоящими верующими. Но затем они начинают заботиться о бизнесе, погружаются в мирскую суету, их охватывает желание разбогатеть. Они теряют интерес к духовным вопросам, пока, наконец, вовсе перестают называть себя христианами.

Добрая земля (ст. 20). Здесь мы видим безусловное принятие Слова, чего бы это ни стоило. Это действительно возрожденные люди. Они верные подданные Царя Христа. Ни мир, ни плоть, ни дьявол не могут поколебать их уверенность в Нем.

Даже среди слушающих, обозначенных как «добрая земля», есть разная степень плодовитости. Одни приносят плод в тридцать, другие в шестьдесят, иные в сто крат. Что же определяет степень плодовитости? Наиболее плодовитая жизнь у тех людей, которые послушны Слову сразу, без сомнений и с радостью.

Д. Ответственность услышавших (4:21−25)

4:21 Свеча представляет здесь истины, которые Господь изложил Своим ученикам. Эти истины следует ставить не под сосуд или под кровать, но на открытом месте, чтобы видели люди.

Сосуд может символизировать бизнес, который, если ему дать возможность, будет отбирать время, которое нужно посвятить делу Господа. Кровать может говорить о комфорте или лени, врагах благовестия.

4:22 Иисус говорил к народу притчами. Глубина истины была скрыта от них. Однако Божественный замысел состоял в том, чтобы ученики объяснили эти потаенные истины жаждущим сердцам. Стих 22 может также означать и то, что ученики должны постоянно напоминать о грядущем дне, когда обнаружится, можно ли было позволять бизнесу или своим желаниям главенстовать над свидетельством о Спасителе.

4:23 Серьезность этих слов видна из увещания Иисуса: «Если кто имеет уши слышать, да слышит!»

4:24 Затем Спаситель прибавил другое серьезное предупреждение: «Замечайте, что слышите». Если я слышу повеление из Слова Божьего, но не исполняю его, то не могу передать его и другим людям. Учение приобретает силу и размах только тогда, когда люди видят его истинность в жизни проповедника.

То, как мы отмеряем свидетельство веры другим людям, вернется к нам с большой пользой. Обычно учитель постигает больше, чем ученики, когда готовится к уроку. А наше будущее вознаграждение будет большим, чем наши ничтожные расходы.

4:25 Каждый раз, когда мы обретаем новую истину и позволяем ей стать реальностью в нашей жизни, нам, несомненно, будет дано еще больше в познании истины. С другой стороны, не применяя истину в жизни, мы теряем и то, что было приобретено до этого.

Е. Притча о растущем семени (4:26−29)

Эта притча встречается только у Марка. Есть, как минимум, два ее истолкования. Человек, возможно, символизирует Господа Иисуса Христа, Который бросает семя в землю во время Своего общественного служения, а затем возвращается на небеса. Семя начинает произрастать — тайно, незаметно, но непобедимо. Из малого начала оно развивается к жатве истинных верующих.

Когда же созреет плод, жатва будет взята в небесные житницы. Притча, возможно, могла служить и ободрением для учеников. Их ответственность — сеять семя. Они могут спать и вставать ночью и днем, зная, что Божье Слово не вернется к ним пустым, но выполнит то, для чего оно было предназначено. Посредством таинственного и чудесного процесса, полностью независимого от человеческих сил и умений, Слово трудится в человеческих сердцах, принося плод для Бога. Человек насаждает и поливает. Но выращивает Бог. Однако при таком толковании трудно объяснить стих 29. Лишь Бог может послать серп, когда настанет жатва. Но, согласно притче, тот же человек, который сеет семя, посылает серп на созревшую жатву.

Ж. Притча о горчичном зерне (4:30−34)

4:30−32 Эта притча изображает рост Царства, которое вначале было подобно зерну горчичному, а потом достигло размеров дерева или куста, достаточно большого, чтобы под тенью его укрывались птицы. Царство началось с маленького преследуемого меньшинства. Затем оно стало более популярно и было возведено правительством в статус государственной религии. Этот рост был показательным, но нездоровым, его большей частью представляли люди, которые служили Царю устами, не будучи понастоящему обращенными.

Как говорит Венс Хавнер:

«Пока Церковь была в рубцах, она продвигалась вперед. Когда же она надела на себя медали, она утратила силу. Для Церкви величественнее был день, когда ее бросали на съедение львам, чем когда она покупала сезонные билеты и сидела на почетных трибунах». (Quoted by J. Oswald Sanders in Spiritual Maturity, p. 110.)

Горчичный куст, следовательно, изображает христианство на словах, под тенью которого собрались ложные учителя. Это внешняя форма Царства в его сегодняшнем существовании.

4:33−34 Эти стихи являются введением в важный принцип учения. Иисус учил людей, сколько они могли слышать. Он основывался на их предыдущих знаниях и давал им время усвоить один урок, прежде чем преподавать следующий. Отдавая Себе отчет о способностях Своих слушателей, Он не насыщал их наставлениями сверх того, что они могли вместить (см. также Ин 16:12; 1Кор 3:2; Евр 5:12). Метод иных проповедников может навести нас на мысль, что Иисус сказал: «Питай Моих жирафов» вместо «Питай Моих овец»!

Хотя Его учение было заключено для всех в форму притч, Своим ученикам Он изъяснял сказанное наедине. Он дает свет тем, кто искренне желает этого.

З. Ветер и море повинуются Слуге (4:35−41)

4:35−37 Вечером того же дня Иисус и Его ученики отправились к восточному берегу через море Галилейское. Они не сделали никаких предварительных приготовлений. За ними последовали и другие лодки. Вдруг поднялась великая буря. Гигантские волны угрожали захлестнуть лодку.

4:38−41 Иисус спал на корме лодки. Отчаявшиеся ученики разбудили Его и укоряли в кажущемся отсутствии заботы об их безопасности. И встав, Он запретил ветру и волнам. И тотчас сделалась великая тишина. Затем Иисус кратко выговорил Своим последователям за их опасения и отсутствие веры. Они были поражены этим чудом. Хотя они знали, Кто Иисус, их снова ужаснула власть Того, Кому подчинялись силы природы.

Этот случай показывает человеческую и Божественную сущность Господа Иисуса Христа. Он спал на корме лодки; в этом — Его человеческая природа. Он повелел, и море утихло; в этом — Его Божество.

Здесь явлена Его сила над природой, а в предыдущих чудесах мы видели Его власть над болезнями и бесами.

И, наконец, это событие побуждает нас приходить к Иисусу Христу во всех жизненных бурях, зная о том, что лодка никогда не потонет, когда Он в ней.

Господь, Ты Тот, Кто спал на корме,
Господь, Ты Тот, Кто усмирил яростное море,
Что нам за дело до порывов ветра и высоких волн:
Ведь мы же в лодке с Тобою.

(Эми Кармайкл)



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.