От Марка 5 глава

Евангелие от Марка
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.
2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,
3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
4 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
5 всегда, ночью и днём, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
8 Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.
10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.
11 Паслось же там при горе большое стадо свиней.
12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.
14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.
15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.
17 И начали просить Его, чтобы отошёл от пределов их.
18 И когда Он вошёл в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.
20 И пошёл и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.
21 Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря.
22 И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его
23 и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на неё руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.
24 Иисус пошёл с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.
25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,
26 много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла ещё в худшее состояние, —
27 услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,
28 ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.
29 И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.
30 В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?
31 Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: «кто прикоснулся ко Мне?»
32 Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.
33 Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.
34 Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.
35 Когда Он ещё говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что ещё утруждаешь Учителя?
36 Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.
37 И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.
38 Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.
39 И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.
40 И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берёт с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.
41 И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: «девица, тебе говорю, встань».
42 И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.
43 И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

Комментарии МакДональда

И. Исцеление Гадаринского бесноватого (5:1−20)

5:1−5 Страна Гадаринская находилась на восточном берегу Галилейского моря. Там Иисус встретился с необычайно неистовым, одержимым духами человеком, наводящим ужас на общество. Каждая попытка связать его оканчивалась неудачей. Он жил среди гробов и в горах, и постоянно кричал и бился о камни.

5:6−13 Когда одержимый увидел Иисуса, он действовал сначала с уважением, а затем начал горько жаловаться. «Какая правдивая и жуткая картина — человек склонился в поклонении, с просьбой и верой, и все же он ненавидит, дерзит и боится; раздвоение личности: стремлюсь на свободу и продолжаю цепляться за страдание». (Заметки Библейского общества).

Точный порядок событий неясен, но можно представить его себе следующим образом:

1. Одержимый совершил акт преклонения перед Господом Иисусом Христом (ст. 6).

2. Иисус велел нечистому духу выйти из этого человека (ст. 8).

3. Дух, говорящий через человека, признал, Кто такой Иисус, оспорил Его право на вмешательство и клятвенно умолял Иисуса прекратить мучить его (ст. 7).

4. Иисус спросил у него имя. Имя было — легион и означало, что в этого человека вселилось много бесов (ст. 9). Это очевидно и не противоречит стиху 2, где сказано, что он одержим нечистым духом (в единственном числе).

5. Возможно, от имени бесов говорил один их представитель, который умолял о разрешении войти в стадо свиней (ст. 10−12).

6. Разрешение было дано, в результате чего две тысячи свиней побежали по склону горы и потонули в море (ст. 12).

Господа часто критикуют за то, что он допустил уничтожение свиней. Следует отметить несколько моментов:

1. Он не был причиной их уничтожения; Он только разрешил это. Свиньи были уничтожены разрушающей властью сатаны.

2. Здесь нет указания на то, что обвинения выдвинули хозяева свиней. Возможно, это были иудеи, которым разведение свиней было запрещено.

3. Душа человека стоит больше, чем все свиньи мира.

4. Если бы мы знали столько, сколько знал Иисус, то мы поступили бы точно так, как поступил Он.

5:14−17 Видевшие гибель свиней побежали в город и рассказали новости. Жители города, придя, увидели бывшего одержимого, который сидел у ног Иисуса, одет и в здравом уме. Люди устрашились. Об этом очень метко сказано: «Люди испугались, когда Он утихомирил бурю на море, а затем бурю в человеческой душе». Очевидцы пересказывали случившееся вновь пришедшим. Для жителей это было слишком; они начали просить Иисуса, чтобы Он отошел от пределов их. Во всем случившемся шокирует именно это, а не гибель свиней. Христос как гость слишком дорого им обходился!

«Бесчисленное множество людей и сейчас желает, чтобы Христос был подальше от них, боясь, что общение с Ним может привести к потерям в социальном, финансовом и личном планах. Стремясь сберечь имущество, они теряют свои души» («Избранные цитаты»).

5:18−20 Когда Иисус готовился отплыть на лодке, исцеленный умолял о разрешении сопровождать Его. Это была достойная просьба, свидетельствующая о новой жизни, но Иисус отправил его домой в качестве живого свидетеля великой силы и милосердия Божьего. Человек послушался и понес Благую Весть в Десятиградие — область, охватывающую десять городов.

В этом — постоянно действующее повеление всем тем, кто испытал спасающую благодать Божью: «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя».

Благовестие начинается дома!

К. Излечение неизлечимой и воскрешение мертвой (5:21−43)

5:21−23 Вернувшись на западный берег синего Галилейского моря, Господь Иисус опять оказался в центре множества народа. К нему прибежал обезумевший отец. Это был Иаир, один из начальников синагоги. Умирала его маленькая дочь. Не пойдет ли Иисус и не возложит ли на нее руки, чтобы она выздоровела?

5:24 Господь отозвался и направился к его дому. За Ним следовало множество народа и теснили Его. Интересно: сразу после слов о том, что толпа теснила Его, следует история веры об исцелении через прикосновение к Нему.

5:25−26 Отчаявшаяся женщина прервала путь Иисуса в дом Иаира. Наш Господь не огорчился и не был раздосадован из-за этой кажущейся помехи. Как реагируем мы, когда нас прерывают?

«Я думаю, что нахожу наибольшую пользу, когда стремлюсь рассматривать все помехи и препятствия в планируемой человеком работе как воспитание и испытание, посылаемые Богом, чтобы помочь человеку не стать эгоистичным в своей работе... Это не трата времени, как, впадая в искушение, думает человек. Это наиболее важная часть работы данного дня — часть, возможно, лучшая из предложенного Богу». (Календарь «Избранные колосья»)

Эта женщина двенадцать лет страдала хроническим кровотечением. Многие врачи, к которым она обращалась, использовали сильнодействующие формы лечения и истощили ее финансы, но оставили ее в худшем состоянии.

Когда надежды на выздоровление полностью покинули ее, кто-то сказал ей об Иисусе. Она не стала откладывать Его поиски. Пробившись через толпу, она прикоснулась к краю Его одежды. Кровотечение тотчас прекратилось, и она почувствовала себя совершенно здоровой.

5:30 Она собиралась тихонько ускользнуть, но Господь не позволил, чтобы она упустила благословение при всех признать Его своим Спасителем.

Он почувствовал, что из Него вышла божественная сила, когда женщина прикоснулась к Нему; Ему чего-то стоило исцелить ее. Итак, Он спросил: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» Он знал ответ, но задал этот вопрос для того, чтобы вызвать ее вперед из множества людей.

5:31 Ученики подумали, что это глупый вопрос. Многие люди непрерывно теснили Его. Зачем спрашивать: «Кто прикоснулся ко Мне?» Однако есть разница между физическим прикосновением и прикосновением готовой на все веры. Можно даже быть очень близким к Нему и не доверять, но невозможно прикоснуться к Нему с верой, чтобы Он не узнал этого и не исцелил.

5:32−33 Женщина вышла вперед в страхе и трепете; она пала перед Ним и впервые публично исповедала Иисуса Христа.

5:34 Затем Он сказал ее душе слова уверенности. Открытое исповедание Христа имеет огромное значение. Без него не будет значительного роста в христианской жизни. Когда мы дерзновенно встаем на Его сторону, Он наполняет наши души полнотой непоколебимости в вере. Слова Господа Иисуса Христа не только подтвердили ее физическое исцеление, но также, несомненно, заключали в себе великое благословение в спасении души.

5:35−38 К этому времени пришли посланцы с новостью о том, что дочь Иаира умерла. Не было нужды утруждать Учителя. Господь, по милости Своей, успокоил Иаира, а затем повел Петра, Иакова и Иоанна в дом. Их встретили громкие вопли плачущих, характерные в восточных домах во время печали; некоторых плакальщиц нанимали.

5:39−42 Когда Иисус заверил их, что дитя не умерло, но спит, то их слезы сменились насмешкой. Он бесстрашно повел ближайших родственников к неподвижно лежавшей девочке и, взяв ее за руку, сказал на арамейском языке: «Девица, тебе говорю, встань». И двенадцатилетняя девочка тотчас встала и начала ходить. Родственники были поражены и, несомненно, обезумели от радости.

5:43 Господь запретил им распространять весть о чуде. Он не был заинтересован в популярности среди масс. Он должен был решительно идти к кресту.

Если эта девочка действительно умерла, то эта глава иллюстрирует власть Иисуса Христа над бесами, болезнью и смертью. Не все библиологи согласны с тем, что она была мертва. Иисус сказал, что она не умерла, но спала. Возможно, она находилась в глубоком коматозном состоянии. Он мог с такой же легкостью воскресить ее из мертвых, но Он не стал бы присваивать Себе это, если бы она была просто без сознания.

Мы не должны проглядеть заключительные слова этой главы: «...сказал, чтобы дали ей есть». В духовном служении это означает попечительство.

Души, ощутившие пульсацию новой жизни, нуждаются в питании. Способ, посредством которого ученик может продемонстрировать свою любовь к Спасителю, — это пасти Его овец.

Примечания:

 
Синодальный перевод
30 обратился — в смысле обернулся, повернулся.
34 дщерь — дочь.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.