Деяния 11 глава

Деяния святых апостолов
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.
2 И когда Пётр пришёл в Иерусалим, обрезанные упрекали его,
3 говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
4 Пётр же начал пересказывать им по порядку, говоря:
5 в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.
6 Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.
7 И услышал я голос, говорящий мне: «встань, Пётр, заколи и ешь».
8 Я же сказал: «нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои».
9 И отвечал мне голос вторично с неба: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым».
10 Это было трижды, и опять поднялось всё на небо.
11 И вот, в тот самый час три человека стали перед домом, в котором я был, посланные из Кесарии ко мне.
12 Дух сказал мне, чтобы я шёл с ними, нимало не сомневаясь. Пошли со мною и сии шесть братьев, и мы пришли в дом того человека.
13 Он рассказал нам, как он видел в доме своём Ангела святого, который стал и сказал ему: «пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого Петром;
14 он скажет тебе слова, которыми спасёшься ты и весь дом твой».
15 Когда же начал я говорить, сошёл на них Дух Святой, как и на нас вначале.
16 Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым».
17 Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?
18 Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь.
19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
22 Дошёл слух о сём до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;
24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
25 Потом Варнава пошёл в Тарс искать Савла и, найдя его, привёл в Антиохию.
26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
27 В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки.
28 И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии.
29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

Комментарии МакДональда

11:1−3 До Иудеи быстро дошел слух, что Петр проповедовал язычникам и что они получили спасение. Поэтому, когда Петр вернулся в Иерусалим, обрезанные стали упрекать его в том, что он делил трапезу с язычниками. Обрезанные здесь — это христиане еврейского происхождения, чей прежний образ мышления все еще держал их в плену. Например, они считали, что язычник, желающий получить полное благословение от Господа, должен подвергнуться обрезанию. Они все еще полагали, что, разделив с язычниками трапезу, Петр поступил неправильно.

11:4−14 Защищаясь, Петр просто рассказал обо всем, что произошло: о своем видении полотна, спускаемого с неба, о явлении ангела Корнилию, о приходе посланных от Корнилия, о повелении Духа пойти с ними и о сошествии Святого Духа на язычников. Так как Бог явил Свою волю столь различными путями, но вполне определенно, сопротивляться или возражать — значило бы не подчиниться Господу.

В рассказе Петра есть несколько интересных подробностей, отсутствующих в предыдущей главе.

1. Он сказал, что полотно с неба опустилосъ точно на то место, где стоял он (ст. 5).

2. Он говорит, что внимательно рассматривал его (ст. 6).

3. Еще одна деталь, которую добавляет Петр: вместе с ним из Иоппии в Кесарию пошли шесть братьев (ст. 12).

4. Из стиха 14 мы узнаем об обещании ангела, что Петр скажет Корнилию слова, которыми он и весь его дом спасется. Этот стих — одно из основных доказательств того, что Корнилий не был спасен до прихода Петра.

11:15 Согласно рассказу Петра, Дух Святой сошел на язычников, как только он начал говорить. Когда же мы читаем Деяния 10:44, у нас создается впечатление, что некоторое время он уже говорил. Очевидно, он начал говорить, но был прерван, не успев сказать многого.

11:16 Когда Дух Святой сошел на язычников, Петр тут же вспомнил о Пятидесятнице. Затем его память вернулась к обетованию Господа о том, что Его ученики будут крещены Духом Святым. Он понял, что это обетование, частично исполненное в Пятидесятницу, продолжало исполняться и сейчас.

11:17 Затем Петр обратился к обрезанным с вопросом: «Итак, если Бог решил даровать Духа язычникам, что Он ранее сделал для уверовавших иудеев, кто же такой Петр, чтобы он мог воспрепятствовать Богу?»

11:18 К чести этих еврейских христиан отмечено, что, услышав рассказ Петра, они признали в этом действие руки Божьей и резко изменили свою позицию. У них больше не было возражений. Вместо этого они прославили Бога за то, что Он даровал язычникам покаяние в жизнь.

Б. Основание церкви в Антиохии (11:19−30)

11:19 Теперь повествование возвращается ко временам гонения, последовавшего за мученической смертью Стефана. Другими словами, события, описанные в следующих стихах, произошли до обращения Корнилия.

Рассеявшиеся от гонения принесли Благую весть в:

1. Финикию, узкую полосу территории вдоль северо-восточного побережья Средиземного моря, на которой располагались порты Тир и Сидон (современный Ливан).

2. Кипр — большой остров на северо-востоке Средиземного моря.

3. Киринею — портовый город на северном побережье Африки (современная Ливия).

Но они не проповедовали Евангелие никому, кроме иудеев.

11:20−21 Однако некоторые из христиан, кипрян и киринейцев, пошли в Антиохию и там проповедовали Евангелие еллинам. Благословлена была их проповедь, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Ф. У. Грант говорит: «Замечательно, как без всякого формализма была организована эта работа. Мы не знаем по имени ни одного человека, который был вовлечен в нее».

Распространение христианства на Антиохию стало важным шагом в продвижении Церкви вперед. Антиохия располагалась на реке Оронт, в Сирии, к северу от Палестины. Она считалась третьим по величине городом в Римской империи, и сегодня о ней говорят как о «Париже древнего мира». Позже Павел и его спутники отправлялись отсюда в свои миссионерские путешествия, неся Благую Весть язычникам.

11:22−24 Когда слух о великом духовном пробуждении достиг иерусалимской церкви, было решено отправить в Антиохию сердечного и доброжелательного Варнаву. Этот прекрасный человек сразу увидел, что Господь могущественно действует среди этих язычников, поэтому он убеждал их неуклонно и искренне держаться Господа. Как хорошо, что в эту новорожденную церковь был послан муж добрый, исполненный Духа Святого и веры. Во время его пребывания там довольно народа пришло к Господу. При этом сохранялось и единство с церковью в Иерусалиме.

11:25−26 Затем Варнава вспомнил о Савле из Тарса. Именно он когда-то представил Савла апостолам в Иерусалиме. Тогда Савл вынужден был бежать из города, чтобы спастись от заговора иудеев. С тех пор он жил в своем родном городе Тарсе. Желая более активно вовлечь Савла в служение и дать церкви в Антиохии преимущество получить такого учителя, Варнава пошел в Тарс и привел Савла в Антиохию. Целый год они прекрасно трудились вместе с поместной церковью, уча немалое число людей.

Именно в Антиохии ученики первый раз стали называться христианами. Без сомнения, в то время такое название звучало как порицание, но с тех пор оно приветствуется всеми, кто любит Спасителя.

Дж. А. Стюарт комментирует:

«Преподобный Ф. Б. Мейер говорил: «Антиохия всегда будет занимать важное место в анналах христианства благодаря тому, что несколько не имеющих духовного сана и неназванных учеников, бежавших из Иерусалима от преследований Савла, осмелились проповедовать Евангелие грекам и собрать новообращенных в церковь, полностью игнорируя важнейшее правило иудаизма». Если бы эти христиане вышли из современной общины, в которой служение доверено лишь одному человеку, этот триумфальный период в истории Церкви, возможно, так никогда и не был бы написан. Как печально, что в среднестатистической церкви проповеднический дар Духа Святого остается под спудом, неиспользованным, поскольку у рядового верующего нет возможности его реализовать. Пока у каждой, даже небольшой, группы христиан есть пастор, которому платят за то, что он заботится о них, об одном можно говорить уверенно: мир никогда не будет полностью обращен в христианство. Возблагодарим же Бога за директоров воскресных школ, работающих на общественных началах; за учителей воскресных школ и групп по изучению Библии и за мирян-добровольцев. Если бы все они потребовали плату за свою работу, то из-за финансовых проблем мало какая церковь могла бы функционировать». (James A. Stewart, Evangelism, pp. 100−101.)

11:27−30 Хотя Антиохия стала центром благовествования язычникам, христиане этого города всегда поддерживали тесные и сердечные отношения с церковью в Иерусалиме, городе, который был центром проповеди Евангелия среди иудеев. Следующее событие подтверждает это.

Примерно в это время из Иерусалима в Антиохию пришли некоторые пророки. Этими пророками были христиане, которых Дух Святой одарил способностью быть глашатаями Божьими. Они получали откровения от Господа и сообщали их народу. Один из них, по имени Агав, предсказал, что на всей тогда известной земле разразится великий голод. И голод действительно имел место при кесаре Клавдии. Ученики в Антиохии незамедлительно решили послать пособие своим братьям христианам, живущим в Иудее. Это, конечно же, стало трогательным свидетельством того, что стена, разделявшая иудеев и язычников, рушится и древний антагонизм уничтожен крестом Христа. Божественная благодать явно царила в душах этих учеников, которые жертвовали анонимно, искренне и соразмерно: каждый из них пожертвовал по достатку своему. Ф. У. Грант с печалью замечает по этому поводу: «Сегодня, по-видимому, это звучало бы так: «Каждый пожертвовал немного от своего излишка, а самые богатые давали, соответственно, меньше всех».

Деньги были посланы к пресвитерам через Варнаву и Савла. Это первое упоминание о пресвитерах (старейшинах) в связи с Церковью. Однако иудеям институт старейшин был известен, поскольку старейшины были в синагогах. Нет никакой информации о том, как эти люди в Иерусалиме стали старейшинами — пресвитерами. В церквах, создаваемых среди неиудеев, пресвитеры назначались апостолами или их представителями (14:23; Тит 1:5). Требования, предъявляемые к ним, приводятся в 1 Тимофею 3:1−7 и в Титу 1:6−9.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.