Деяния 17 глава

Деяния святых апостолов
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
2 Павел, по своему обыкновению, вошёл к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мёртвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.
4 И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало.
5 Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.
6 Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,
7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царём, Иисуса.
8 И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.
9 Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.
10 Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.
11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
12 И многие из них уверовали, и из Еллинских почётных женщин и из мужчин немало.
13 Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.
14 Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там.
15 Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились.
16 В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов.
17 Итак, он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися.
18 Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.
19 И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?
20 Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?
21 Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чём охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.
22 И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.
23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашёл и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.
24 Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворённых храмах живёт
25 и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и всё.
26 От одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию,
27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:
28 ибо мы Им живём и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».
29 Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого.
30 Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться,
31 ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределённого Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мёртвых.
32 Услышав о воскресении мёртвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.
33 Итак, Павел вышел из среды их.
34 Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними.

Комментарии МакДональда

17:1 Оставив Филиппы, Павел и Сила прошли около пятидесяти трех километров на юго-запад, до АМФИОПОЛЯ. Следующая их остановка была в АПОЛЛОНИИ, еще в сорока восьми километрах к юго-западу. Оттуда они отправились на запад и, пройдя около шестидесяти километров, дошли до ФЕССАЛОНИКИ. Этот город имел важное стратегическое значение, так как располагался на пересечении торговых путей. Дух Святой избрал этот город центром, из которого Благая Весть будет распространяться во многих направлениях. В наши дни этот город известен как Салоники.

Когда Павел и Сила покинули Филиппы, чтобы завоевывать для Господа новые земли, Лука, возможно, остался там. На это указывает очередное изменение в повествовании: первое лицо множественного числа (мы) сменяется третьим лицом (они).

17:2−3 По своему обыкновению, миссионеры нашли иудейскую синагогу и там проповедовали Евангелие. Три субботы Павел открывал ВЗ и убедительно доказывал, что, согласно пророчествам, Мессии надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых. (Некоторые считают, что Павел провел в Фессалониках около трех месяцев, хотя в синагоге учил только три субботы.) Доказав это на основании Писания, Павел продолжил свою мысль, объявив, что Иисус Назарянин и был долгожданным Мессией. Разве Он не пострадал, не умер и не воскрес из мертвых? Разве это не подтверждает, что Он был Христом Божьим?

17:4−7 Некоторые из иудеев уверовали и заняли место рядом с Павлом и Силой уже как христиане. Также обращены были многие прозелиты-греки и из знатных женщин города немало. Это побудило неуверовавших иудеев к решительным действиям. Подобрав на рыночной площади всякий сброд, они инициировали беспорядки и осадили дом Иасона, где остановились Павел и Сила. Не нашедши же Павла и Силу в доме, они повлекли Иасона и некоторых других христиан к городским начальникам. Сами того не желая, они отдали должное Павлу и Силе, назвав их всесветными возмутителями. Затем они обвинили их в заговоре с целью подрыва власти кесаря проповедью о другом царе — Иисусе. Для иудеев было, мягко говоря, странным так ревностно стоять на страже власти кесаря, поскольку обычно они весьма сдержанно, если не враждебно, относились к Римской империи.

Но было ли их обвинение правдивым? Без сомнения, они слышали, как Павел возвещал о втором пришествии Христа, когда Он придет царствовать над всей землей. Но это не представляло непосредственной угрозы для кесаря, так как Христос возвратится, чтобы царствовать, только тогда, когда весь народ израильский покается.

17:8−9 Эти сообщения встревожили городских начальников. Они потребовали от Иасона и других, бывших с ним, поручиться за своих гостей, присовокупив к этому, вероятно, требование, чтобы те покинули город. Затем они отпустили их.

17:10−12 Братия в Фессалониках решили, что проповедникам лучше уйти из города, поэтому они отправили их ночью в ВЕРИЮ, где неукротимые и бесстрашные проповедники Евангелия сразу же пошли в синагогу иудейскую и благовествовали там. Местные иудеи показали свою непредубежденность, тщательно изучая, проверяя и сравнивая Писания ВЗ. Их умы были открыты для учения, но они неуклонно сверяли то, чему их учили, со Священным Писанием. Многие из этих иудеев уверовали. Также было значительное число новообращенных из почетных женщин языческих и из мужчин.

17:13−14 Когда новость о том, что Павел и Сила продолжают свое служение в Верии, дошла до Фессалоники, фессалоникийские иудеи специально пришли в Верию, возбуждая и возмущая народ против апостола. Поэтому братия отпустили Павла в сопровождении нескольких христиан к морю. Вероятно, они дошли до ДИУМА и отплыли в ПИРЕИ, портовый город возле АФИН. Сила и Тимофей остались в Верии.

17:15 Путь от Верии до Афин был долог, и желание некоторых братьев сопровождать Павла на протяжении всего пути свидетельствовало об истинной преданности и любви верийских христиан. Когда уже в Афинах им пришло время оставить Павла, он отправил с ними приказание к Силе и Тимофею присоединиться к нему как можно скорее.

17:16 Ожидая их в Афинах, Павел глубоко возмущался идолопоклонством, царившим в этом городе. Хотя Афины были центром культуры, образования и изящных искусств, не это интересовало Павла. Он не тратит свое время на осмотр достопримечательностей. Арнот комментирует:

«Дело не в том, что он недооценивал мраморные статуи, а в том, что живых людей он ценил выше. Не слаб, но силен тот человек, который считает бессмертные души гораздо более важными, чем изящные искусства... Павел считал идолопоклонство не живописным и безвредным, а ужасным». (William Amot, The Church in the House: A Series of Lessons on the Acts of the Apostles, pp. 379 и след.)

17:17−18 Он рассуждал в синагоге с иудеями и с чтущими Бога, а также проповедовал на площади всем, кто хотел его слушать. Таким образом он встретился с некими эпикурейскими и стоическими философами. Эпикурейцами назывались последователи философа Эпикура, который учил, что высший смысл жизни в удовольствиях, а не в стремлении к знаниям. Стоиками назывались пантеисты, которые считали, что мудрость состоит в освобождении от сильных эмоций, в том, чтобы оставаться безразличным и к радостям, и к горестям, безропотно подчиняясь законам природы. Когда представители этих двух философских школ услышали Павла, они сочли его суесловом и проповедником чужих божеств, потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.

17:19−21 И, взявши его, привели в ареопаг, нечто вроде верховного суда, который собирался на холме Марса (греч. Ареса). В данном случае это был не суд в собственном смысле этого слова, а просто слушание, предоставлявшее Павлу возможность изложить свое учение перед судьями и народом. Это в некоторой степени объяснено в стихе 21. Афиняне очень любили собираться там, чтобы поговорить самим и послушать других. По-видимому, для этого у них было неограниченное время.

17:22 Стоя среди суда, Павел произнес проповедь, известную как «Речь в ареопаге». Изучая ее, необходимо помнить, что в ней он обращался не к иудеям, а к язычникам. Они не были знакомы с ВЗ, поэтому для начала ему нужно было найти тему, которая могла бы заинтересовать его аудиторию. Он начал с замечания о том, что афиняне особенно набожны. И действительно, Афины были очень религиозным городом, о чем свидетельствует тот факт, что, по общему мнению, в них было больше идолов, чем людей!

17:23 Среди идолов, которых он видел, Павел вспомнил жертвенник, на котором написано: «НЕВЕДОМОМУ БОГУ». Эта надпись и стала отправной точкой его проповеди. В ней апостол увидел признание двух важных фактов. Во-первых, факта существования Бога, а во-вторых, того, что афинянам Он не был известен. Затем Павел мог вполне естественно перейти к рассказу об истинном Боге. Как кто-то сказал, он направил блуждающий поток их набожности в верное русло.

17:24−25 Миссионеры утверждают, что, свидетельствуя язычникам, лучше всего начинать проповедовать о Боге с рассказа о творении. Именно так начал Павел свою проповедь афинянам. Он представил Бога как Того, Кто сотворил мир и все, что в нем. Обратив внимание слушателей на многочисленные языческие храмы, расположенные поблизости, апостол напомнил им, что истинный Бог не живет в рукотворенных храмах и не нуждается в услугах рук человеческих. В языческих храмах жрецы часто приносят своим богам пищу и другие «предметы первой необходимости», но истинный Бог не нуждается ни в каких услугах человека, потому что Он Сам источник жизни, дыхания и всего.

17:26−28 Затем Павел остановился на происхождении человеческого рода. Все народы произошли от единого предка — Адама. Бог не только вызвал к жизни все различные народы, но также назначил каждому свое время и страну. Он излил на них бесчисленные милости, чтобы они могли искать Его. Он хотел, чтобы они ощутили Его и нашли Его, хотя, в действительности, Он не далеко от каждого. Именно истинным Богом мы живем, и движемся, и существуем. Он не только создал нас, но и окружает нас со всех сторон.

17:28 Чтобы еще раз подчеркнуть взаимоотношения творения со своим Творцом, Павел процитировал некоторых из их греческих стихотворцев, которые говорили: «Мы Его и род». Эти слова не следует интерпретировать как учение о братстве людей и отцовстве Бога. Мы — род Божий в том смысле, что Он создал нас, но становимся сыновьями Божьими только тогда, когда уверуем в Господа Иисуса Христа.

17:29 Павел продолжает свои рассуждения. Если люди — род Божий, то невозможно считать, что Он подобен золоту, или серебру, или камню идола. Последние получили образ от искусства и вымысла человеческого и потому стоят ниже людей. Эти кумиры в некотором смысле продукт человеческого существования, тогда как истина в том, что сами люди — творение Божье.

17:30 Показав все безрассудство идолослужения, Павел отмечает, что в течение многих веков Бог оставлял без внимания неведение язычников. Но теперь, когда ниспослано откровение Евангелия, Он повелевает людям всем повсюду покаяться, то есть повернуться к Нему.

17:31 Это сообщение было крайне срочным, ибо Бог назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством Господа Иисуса Христа, предопределенного Им Мужа. Имеется в виду суд, который состоится, когда Христос вернется на землю, чтобы ниспровергнуть Своих врагов и начать Тысячелетнее царствование. Подтверждается это тем фактом, что Бог воскресил Господа Иисуса из мертвых. Так Павел подводит нас к своей излюбленной теме — воскресению Христа.

17:32−33 Возможно, Павел не закончил свою речь. Она была прервана насмешками тех, кто отрицал саму идею воскресения из мертвых. Другие не насмехались, но колебались. Они отложили принятие решения, сказав: «Об этом послушаем тебя в другое время». Они допускали, что день пришествия Христа будет днем бедствия. Они не могли сказать: «Никогда», а говорили: «Не сейчас».

17:34 Однако было бы неправильным считать, что обращение к афинянам закончилось неудачей. В конце концов, уверовал Дионисий, который был одним из судей — Ареопагитом. Также уверовала женщина именем Дамарь и другие, чьи имена не упомянуты.

Итак, Павел вышел из среды их. «Больше об Афинах мы не услышим. Павел возвращался туда, где подвергался преследованиям, но там, где он встретил легкомысленное отношение, равнодушие, ему больше не о чем было говорить» («Избранное»).

Некоторые люди критикуют эту проповедь за то, что в ней, как кажется, звучит похвала афинянам за религиозность, тогда как на самом деле они были отъявленными идолопоклонниками; в ней Павел допускает, что надпись, которая, возможно, относилась к языческому божеству, обозначает истинного Бога; за то, что Павел, как кажется, слишком уж старательно приспосабливал эту проповедь к обычаям и традициям афинян и в ней Благая Весть не излагается так ясно и убедительно, как в некоторых других проповедях апостола. Эти упреки несправедливы. Мы уже попытались объяснить, что Павел сначала искал точку соприкосновения с аудиторией, затем постепенно подводил своих слушателей сначала к знанию об истинном Боге, затем к необходимости покаяния в связи с пришествием Христа как Судьи. В защиту этой проповеди Павла достаточно сказать, что благодаря ей некоторые души искренне обратились к Богу.

НЕОБЫЧНЫЕ КАФЕДРЫ

Ареопаг (холм Марса), где проповедовал Павел, — один из примеров таких необычных мест, где благовествовали первые христиане. Больше всего они любили проповедовать на улице, под открытым небом. Возможно, на улице, судя по числу слушавших и спасенных, проповедовали апостолы в Пятидесятницу (Деян 2:6, 41; некоторые ученые считают, что проповедь проходила во дворе храма.). Другие случаи проповеди под открытым небом записаны в 8:5, 25:40; 13:44; 14:8−18.

Территория храма вторила Благой Вести, по крайней мере, в трех случаях (3:1−11; 5:21, 42). В Филиппах Павел и его спутники проповедовали Слово у реки. Здесь, в Афинах, перед речью в ареопаге Павел проповедовал на рыночной площади(17:17). В Иерусалиме он обращался к разъяренной толпе с лестницы крепости Антония (21:40 — 22:21).

По крайней мере четыре раза апостолы благовествовали перед иудейским синедрионом. Петр и Иоанн (4:8.19); Петр и другие апостолы (5:27−32); Стефан (7:2−53) и Павел (22:30 — 23:10).

Обычно Павел и его товарищи проповедовали Благую Весть в синагогах (9:20; 13:5.14; 14:1; 17:1−2.10.17; 18:4.19.26; 19:8).

Неоднократно использовались частные дома. Петр проповедовал в доме Корнилия (10:22.24). В Филиппах Павел и Сила свидетельствовали дома у темничного стража (16:31−32). В Коринфе Павел благовествовал в доме Криспа, начальника синагоги (18:7−8). До полуночи он проповедовал в частном доме в Троаде (20:7). Он проповедовал по домам в Ефесе (20:20) и в своем доме, который снял в Риме (28:30−31).

Филипп благовествовал евнуху-ефиоплянину в колеснице (8:31−35), а Павел — на корабле (27:21−26). В Ефесе он ежедневно проповедовал в училище (19:9).

Павел благовествовал в суде перед Феликсом (24:10), Фестом (25:8) и Агриппой (26:1−29).

В 8:4 мы читаем, что рассеявшиеся христиане благовествовали слово повсюду.

Итак, первые христиане не считали, что Благая Весть должна всегда провозглашаться в особых, «освященных» зданиях. Всюду, где находились люди, были и смысл, и возможность знакомить их с Христом. С этим согласен А. Б. Симпсон:

«Первые христиане каждую ситуацию рассматривали как возможность свидетельствовать о Христе. Даже когда их приводили к царям и правителям, им никогда не приходило в голову уклониться от обсуждения спорных вопросов и открыто не объявлять себя христианами, опасаясь последствий. Для них это был лишь случай благовествоватъ царям и правителям, которые иначе были для них недоступны. Вероятно, Бог посылает нам каждого человека, давая возможность благословить его путь и оказать на его сердце и жизнь влияние, которое приведет его ближе к Богу». (А.В. Simpson, других данных нет.)

Господь Иисус повелел ученикам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк 16:15). Книга Деяний апостолов показывает, как они выполняли этот наказ.

Можно добавить, что проповеди, записанные в Деяниях, большей частью были импровизированными. Обычно для их подготовки не было времени. Подготовка занимала не час, а всю жизнь. Готовились не проповеди, а проповедники.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.