Второзаконие 10 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег;
2 и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег.
3 И сделал я ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошёл на гору; и две сии скрижали были в руках моих.
4 И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрёк вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне.
5 И обратился я, и сошёл с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь.
6 И сыны Израилевы отправились из Беероф-Бене-Яакана в Мозер; там умер Аарон и погребён там, и стал священником вместо него сын его Елеазар.
7 Оттуда отправились в Гудгод, из Гудгода в Иотвафу, в землю, где потоки вод.
8 В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его, как это продолжается до сего дня;
9 потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой.
10 И пробыл я на горе, как и в прежнее время, сорок дней и сорок ночей; и послушал меня Господь и на сей раз, и не восхотел Господь погубить тебя;
11 и сказал мне Господь: встань, пойди в путь пред народом сим; пусть они пойдут и овладеют землёю, которую Я клялся отцам их дать им.
12 Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей,
13 чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо.
14 Вот, у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и всё, что на ней;
15 но только отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них, из всех народов, как ныне видишь.
16 Итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны;
17 ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берёт даров,
18 Который даёт суд сироте и вдове, и любит пришельца, и даёт ему хлеб и одежду.
19 Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской.
20 Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись:
21 Он хвала твоя и Он Бог твой, Который сделал с тобою те великие и страшные дела, какие видели глаза твои;
22 в семидесяти душах пришли отцы твои в Египет, а ныне Господь, Бог твой, сделал тебя многочисленным, как звёзды небесные.

Комментарии МакДональда

В первом стихе 10-й главы повествование возвращается к событиям у горы Синай и, таким образом, следует за 29 стихом 9-й главы. Писание не всегда придерживается хронологического порядка; зачастую события описываются в духовной или моральной последовательности, более важной, нежели просто хронологический порядок. Более уместным казалось бы разделение глав после 11 стиха, поскольку первые одиннадцать стихов повествуют о событиях у горы Синай (эта тема начинается в 10:8), в то время, как стих 12 и последующие за ним являются увещеванием к послушанию, основанному на Божьей благодати и милости.

10:1−5 В этом отрывке описано то, как закон был дан во второй раз и две скрижали были помещены в ковчег. Стих 3 не означает, что Моисей лично сделал ковчег, а только, что ковчег был сделан по его указанию. Сделанное по приказанию человека часто относится к его деяниям.

10:6−9 Стихи 6 и 7 кажутся резким поворотом событий. На самом деле они являются отступлением, описывающим то, что произошло позже. В этих стихах уделяется внимание смерти Аарона. (В Библии НКИ стихи 6−9 заключены в скобки, что облегчает понимание отрывка).

Мозером, вероятно, называлась область, где располагалась гора Ор, поскольку именно на этой горе умер Аарон (Чис 20:25−28). В наше время точное расположение Мозера неизвестно. Возможно, это упоминание смерти Аарона побудило Моисея задуматься о священстве, и поэтому он обращается к избранию колена Левиина как рода священников (ст. 8−9). В 8 стихе перечисляются три составляющие служения священства: (1) носить ковчег завета Господня; (2) предстоять перед Господом, служить Ему; (3) благословлять именем Его. Наставления о священстве были чрезвычайно важны для этого поколения, готовящегося войти в Ханаан.

10:10−11 Моисей снова напоминает им о его втором пребывании на горе Синай, когда он сорок дней и сорок ночей ходатайствовал за них. Бог услышал, удержал Свой суд и повелел им пойти и овладеть землею.

10:12−22 Желание Иеговы для Своего народа обобщается в словах: «чтобы ты боялся ... ходил ... любил ... служил ... соблюдал» (ст. 12−13). Все Божьи заповеди были даны для того, чтобы Израилю было хорошо (ст. 13б). Моисей призывает их повиноваться Богу, мотивируя это Божьим величием (ст. 14), Его суверенным избранием Израиля как Своего особенного народа (ст. 15), Его праведностью и правосудием (ст. 17−20), и Его благословениями по отношению к народу в прошлом (ст. 21−22). Обрезанное сердце (ст. 16) — это послушное сердце.

Примечания:

 
Синодальный перевод
16 жестоковыйны — непослушны, непокорны, своевольны; буквально: с жестокой шеей.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.