Второзаконие 15 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 В седьмой год делай прощение.
2 Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа;
3 с иноземца взыскивай, а что будет твоё у брата твоего, прости.
4 Разве только не будет у тебя нищего: ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе в удел, чтобы ты взял её в наследство,
5 если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и стараться исполнять все заповеди сии, которые я сегодня заповедую тебе;
6 ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать.
7 Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, даёт тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим,
8 но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чём он нуждается;
9 берегись, чтобы не вошла в сердце твоё беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтоб от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиёт на тебя к Господу, и будет на тебе грех;
10 дай ему взаймы, и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твоё, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всём, что будет делаться твоими руками;
11 ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей.
12 Если продастся тебе брат твой, Еврей или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу;
13 когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками,
14 но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой:
15 помни, что и ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь, Бог твой, потому я сегодня и заповедую тебе сие.
16 Если же он скажет тебе: «не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой», потому что хорошо ему у тебя,
17 то возьми шило и проколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим навек. Так поступай и с рабою твоею.
18 Не считай этого для себя тяжким, что ты должен отпустить его от себя на свободу, ибо он в шесть лет заработал тебе вдвое против платы наёмника; и благословит тебя Господь, Бог твой, во всём, что ни будешь делать.
19 Всё первородное мужеского пола, что родится от крупного скота твоего и от мелкого скота твоего, посвящай Господу, Богу твоему: не работай на первородном воле твоём и не стриги первородного из мелкого скота твоего;
20 пред Господом, Богом твоим, каждогодно съедай это ты и семейство твоё, на месте, которое изберёт Господь;
21 если же будет на нём порок, хромота, или слепота, или другой какой-нибудь порок, то не приноси его в жертву Господу, Богу твоему,
22 но в жилищах твоих ешь его; нечистый, как и чистый, могут есть, как серну и как оленя;
23 только крови его не ешь: на землю выливай её, как воду.

Комментарии МакДональда

К. Обращение с должниками и рабами (Гл. 15)

15:1−3 В конце каждого седьмого года все долги израильтян должны были быть прощены. Седьмой год, вероятно, совпадал с субботним годом. От иудеев не требовалось отменять долги иноплеменников; этот закон относился к долгам между евреями. Мэттью Генри комментирует:

«Каждый седьмой год был годом прощения, когда земля отдыхала от возделывания, и слуги отпускались на свободу. Также, помимо остальных проявлений благодати, всякий, кто занял деньги в долг и не смог выплатить их до этого времени, освобождался от своего долга. С этого момента, даже если он оказывался в состоянии, и был побуждаем совестью выплатить свой долг, тем не менее, кредитор не мог потребовать возвращения этих денег по закону». Семь является в Писании числом полноты или завершенности. Когда настала полнота времени, Бог послал Своего Сына и через Него объявил прощение грехов — «год прощения» не только для иудеев (ст. 3), но для всего человечества.

15:4−6 Стих 4, на первый взгляд, противоречит 11-му стиху. Он говорит о времени, когда в земле Израиля не будет нищих, тогда как 11 стих утверждает, что нищие будут всегда. Понять это несоответствие помогает комментарий Буллингера. Он предполагает, что стих 4 означает «не будет нищего среди вас». Иначе говоря, израильтяне должны были отпускать своих братьев по крови, оказавшихся у них в долгу, каждые семь лет, чтобы в земле не было людей, находящихся в постоянной нищете. Кредитор при этом не пострадает, потому что Господь обильно благословит его. Стих 11 указывает на то, что нищие будут среди народа всегда, отчасти в качестве наказания, отчасти — для того, чтобы научить других сострадать и делиться.

15:7−11 Тот факт, что в седьмой год все долги должны быть отменены, не должен был побуждать человека отказывать дать взаймы бедному израильтянину при приближении «года прощения». Отказать нуждающемуся было беззаконной, нечестивой мыслью, как говорится об этом в 9-м стихе. В связи с этим еврейский народ на протяжении истории был заслуженно хорошо известен заботой о своих по крови. Апостол Павел во 2 послании Коринфянам 9:7 говорит то же, что Моисей сказал в 10 стихе: «Доброхотно дающего любит Бог». Этот стих служит не только заповедью, но и обетованием, ибо Бог никогда не остается у человека в долгу. «Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет» (Притчи 11:25).

15:12−15 Раб из евреев также должен быть отпущен в седьмой год (ст. 12−18). Но хозяин не должен был отпускать его, не снабдив его всем необходимым. Бог в изобилии обеспечил Свой народ, когда вывел его из рабства в Египте (Исх 12:35, 36), и поэтому освобожденный раб не должен был уходить с пустыми руками. Господь желает, чтобы Его люди следовали Его примеру, или, если перефразировать известную поговорку, «Поступай с ближним так, как Господь поступил с тобой».

15:16−18 С другой стороны, раб мог отказаться принять свободу и решить стать «вечным рабом по любви». Он символизировал это, позволив проколоть свое ухо шилом на косяке двери дома своего хозяина. Ценность такого служителя была в два раза выше обычного наемника.

15:19−23 Начиная со стиха 19 и до 16:17, мы читаем установления о действиях, которые должны были совершаться в месте, которое изберет Иегова, чтобы поместить там Свое имя:

1. Освящение и отделение первородного от скота (15:19−23).

2. Пасха и Праздник Опресноков (16:1−8).

3. Праздник Седмиц, или Пятидесятница (16:9−12).

4. Праздник Кущ (16:13−17).

Первенец от чистого скота должен быть принесен Господу. Людям было позволено есть свою часть жертвы, но не кровь. Животное должно было быть без пятна или порока — Богу приносилось только самое лучшее.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.