Второзаконие 21 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Если в земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе во владение, найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его,
2 то пусть выйдут старейшины твои и судьи твои и измерят расстояние до городов, которые вокруг убитого;
3 и старейшины города того, который будет ближайшим к убитому, пусть возьмут телицу, на которой не работали и которая не носила ярма,
4 и пусть старейшины того города отведут сию телицу в дикую долину, которая не разработана и не засеяна, и заколют там телицу в долине;
5 и придут священники, сыны Левиины (ибо их избрал Господь, Бог твой, служить Ему и благословлять именем Господа, и по слову их должно решить всякое спорное дело и всякий причинённый вред).
6 и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над головою телицы, зарезанной в долине,
7 и объявят и скажут: «руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели;
8 очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил, и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови». И они очистятся от крови.
9 Так должен ты смывать у себя кровь невинного, если хочешь делать доброе и справедливое пред очами Господа.
10 Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь, Бог твой, предаст их в руки твои, и возьмёшь их в плен,
11 и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь её, и захочешь взять её себе в жену,
12 то приведи её в дом свой, и пусть она острижёт голову свою и обрежет ногти свои,
13 и снимет с себя пленническую одежду свою, и живёт в доме твоём, и оплакивает отца своего и матерь свою в продолжение месяца; и после того ты можешь войти к ней и сделаться её мужем, и она будет твоею женою;
14 если же она после не понравится тебе, то отпусти её, куда она захочет, но не продавай её за серебро и не обращай её в рабство, потому что ты смирил её.
15 Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, —
16 то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой;
17 но первенцем должен признать сына нелюбимой и дать ему двойную часть из всего, что у него найдётся, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства.
18 Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, —
19 то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания
20 и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»;
21 тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся.
22 Если в ком найдётся преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлён, и ты повесишь его на дереве,
23 то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве, и не оскверняй земли твоей, которую Господь, Бог твой, даёт тебе в удел.

Комментарии МакДональда

Р. Различные законы (Гл. 21−25)

1. Искупление нераскрытого убийства (21:1−9)

Если был найден убитый человек, а убийца был неизвестен, старейшины ближайшего города должны были совершить обряд омовения. Они приводили телицу в дикую долину с проточной водой и там закалывали ее. Омывая руки свои над головой телицы, они провозглашали свою невиновность в совершенном преступлении и просили, чтобы вина за кровопролитие не была взыскана с них. Даже когда вина отдельного человека не могла быть определена, существовала вина всего общества, которую было необходимо смыть: земля должна была быть очищена от осквернения кровью. Это становилось обязанностью ближайшего города.

Кто-то назвал стихи 1−9 «Великим Божьим судом о Его Сыне». Израиль виновен в пролитии крови при смерти Христа и должен быть очищен праведным образом.

2. Пленницы, захваченные в военных действиях (21:10−14)

Израильтянам было позволено брать в жены женщину, красивую видом, захваченную в войне, после того, как она прошла обряд церемониального очищения и отделения. (Но этот отрывок не относится к женщинам-обитательницам Ханаана). Этот брак был, своего рода, испытательным: позднее мужчина мог отпустить свою жену, если она была ему не угодна. Однако он не мог продать ее или сделать ее рабыней.

3. Права перворожденного (21:15−17)

Сын нелюбимой жены не мог быть лишен своего права первородства, если он был первенцем. Эти стихи не являются доказательством того, что Бог одобряет многоженство, но лишь указывают на то, что Он защищает право первородства даже при существовании нескольких брачных связей. Иногда Бог Своей суверенной властью избирал благословить младшего в семье, оставляя первенца в стороне, как, например, в истории с Иаковом и Исавом, или Ефремом и Манассией. Тем не менее, такие случаи являются исключениями, основанными на особом Божьем избрании, а не правилом, которое установлено в этих стихах.

4. Упрямые и непокорные сыновья (21:18−21)

Буйный и непокорный сын должен был быть побит камнями до смерти, если был признан виновным старейшинами города. Сравните это с приемом, оказанным блудному сыну в Евангелии от Луки 15.

5. Тела повешенных преступников (21:22−23)

Этот текст, несомненно, указывает на будущее, на Христа. Будучи невинным, Он был повешен на дереве. Он понес на Себе проклятие, которое должно было быть возложено на нас. Его тело не осталось ночевать на кресте (см. Иоанна 19:31).

Тому, кто пострадал на древе, Чтобы ценой Своей души нас искупить,

Благословение, хвала и слава, Достоин Агнец, ибо заклан был!

Тому, кто Сыном на престол взошел Все силы на земле и небесах поют Честь и величие, и силу, Достоин Агнец, ибо заклан был! Джеймс Монтгомери



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.