Второзаконие 30 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Когда придут на тебя все слова сии — благословение и проклятие, которые изложил я тебе, и примешь их к сердцу своему среди всех народов, в которых рассеет тебя Господь, Бог твой,
2 и обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои от всего сердца твоего и от всей души твоей, —
3 тогда Господь, Бог твой, возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять соберёт тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь, Бог твой.
4 Хотя бы ты был рассеян до края неба, и оттуда соберёт тебя Господь, Бог твой, и оттуда возьмёт тебя,
5 и приведёт тебя Господь, Бог твой, в землю, которою владели отцы твои, и получишь её во владение, и облагодетельствует тебя и размножит тебя более отцов твоих;
6 и обрежет Господь, Бог твой, сердце твоё и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа, Бога твоего, от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе;
7 тогда Господь, Бог твой, все проклятия сии обратит на врагов твоих и ненавидящих тебя, которые гнали тебя,
8 а ты обратишься и будешь слушать гласа Господа и исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня;
9 с избытком даст тебе Господь, Бог твой, успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей; ибо снова радоваться будет Господь о тебе, благодетельствуя тебе, как Он радовался об отцах твоих,
10 если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, соблюдая заповеди Его и постановления Его, написанные в сей книге закона, и если обратишься к Господу, Богу твоему, всем сердцем твоим и всею душою твоею.
11 Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека;
12 она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошёл бы для нас на небо и принёс бы её нам, и дал бы нам услышать её, и мы исполнили бы её?»
13 и не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море и принёс бы её нам, и дал бы нам услышать её, и мы исполнили бы её?»
14 но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоём, чтобы исполнять его.
15 Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.
16 [Если будешь слушать заповеди Господа, Бога твоего,] которые я заповедую тебе сегодня — любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его, и постановления Его, и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в которую ты идёшь, чтоб овладеть ею;
17 если же отвратится сердце твоё, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им,
18 то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, для овладения которою ты переходишь Иордан.
19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё,
20 любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.

Комментарии МакДональда

В. Восстановление при возвращении к Завету (Гл. 30)

30:1−10 Глава 30 предвосхищает то, что сыны Израилевы нарушат завет и будут уведены в пленение. Конечно же, именно так и произошло. Но даже тогда, если они обратятся к Нему в раскаянии, Бог умилосердится и восстановит Свой народ. Он снова соберет их и приведет в землю. Наряду с физическим восстановлением, Израиль познает и духовное обновление («и обрежет Господь Бог твой сердце твое» — ст. 6). Люди будут наслаждаться благословениями послушания, в то время, как их враги будут прокляты. Установления Всевышнего не подводят даже тогда, когда подводят те, кто являются объектами этих установлений. Бог исполнит Свое слово, данное их праотцам, и даст их потомкам землю в вечное владение. После пленения, которое, Бог знал, было неизбежно, Он восстановит их и изменит их. Таково действие безусловной любви великого Отца! Стих 6 затрагивает тему, которую сотни лет спустя разовьют пророки, — Новый Завет (Иер 32:39 и далее; Иез 36:24 и далее). Этот завет, хотя и был явлен еще в Ветхом Завете, не был приведен в действие до смерти Христа, ибо Его кровь стала кровью Нового Завета (Лк 22:20).

30:11−14 Моисей напомнил народу, что этот завет не был слишком сложным для их понимания (загадочным) и был не далек (недостижим). Для того, чтобы обрести его, от них не требовалось совершить что-то невозможное. Господь принес им этот завет, и их ответственность заключалась лишь в том, чтобы повиноваться ему. Апостол Павел использует эти стихи в послании Римлянам 10:5−8, говоря о Христе и Евангелии. Исполнение завета не давалось легко, но Бог предусмотрел выход даже на случай неудачи: от людей требовалось покаяться и принести установленные жертвы. Поскольку все жертвы были прообразом Христа, урок заключался в том, что согрешивший должен покаяться и возложить свою веру на Господа Иисуса Христа.

30:15−20 Бог призывает народ сделать выбор между жизнью и добром с одной стороны, и смертью и злом — с другой: жизнь за послушание, смерть за непокорность. Моисей усердно умолял их избрать жизнь и благословение. Желаемый ответ принес бы благие плоды, включая долготу дней и изобильную духовную жизнь, подразумеваемую словами «дабы ... прилеплялся к Нему». Единственной альтернативой было проклятие.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.