Второзаконие 32 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.
2 Польётся, как дождь, учение моё, как роса, речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву.
3 Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему.
4 Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нём; Он праведен и истинен;
5 но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращённый.
6 Сие ли воздаёте вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?
7 Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе.
8 Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых;
9 ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его.
10 Он нашёл его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего;
11 как орёл вызывает гнездо своё, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берёт их и носит их на перьях своих,
12 так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога.
13 Он вознёс его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его мёдом из камня и елеем из твёрдой скалы,
14 маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод.
15 И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.
16 Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями разгневали Его:
17 приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши.
18 А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя.
19 Господь увидел, и в негодовании пренебрёг сынов Своих и дочерей Своих,
20 и сказал: сокрою лицо Моё от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращённый; дети, в которых нет верности;
21 они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их;
22 ибо огонь возгорелся во гневе Моём, жжёт до ада преисподнего, и поядает землю и произведения её, и попаляет основания гор;
23 соберу на них бедствия и истощу на них стрелы Мои:
24 будут истощены голодом, истреблены горячкою и лютою заразою; и пошлю на них зубы зверей и яд ползающих по земле;
25 извне будет губить их меч, а в домах ужас — и юношу, и девицу, и грудного младенца, и покрытого сединою старца.
26 Я сказал бы: «рассею их и изглажу из среды людей память о них»;
27 но отложил это ради озлобления врагов, чтобы враги его не возомнили и не сказали: «наша рука высока, и не Господь сделал всё сие».
28 Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла.
29 О, если бы они рассудили, подумали о сём, уразумели, что с ними будет!
30 Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!
31 Ибо заступник их не таков, как наш Заступник; сами враги наши судьи в том.
32 Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие;
33 вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов.
34 Не сокрыто ли это у Меня? не запечатано ли в хранилищах Моих?
35 У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них.
36 Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится, когда Он увидит, что рука их ослабела, и не стало ни заключённых, ни оставшихся вне.
37 Тогда скажет Господь: где боги их, твердыня, на которую они надеялись,
38 которые ели тук жертв их и пили вино возлияний их? пусть они восстанут и помогут вам, пусть будут для вас покровом!
39 Видите ныне, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей.
40 Я подъемлю к небесам руку Мою и говорю: живу Я вовек!
41 Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд, то отмщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам;
42 упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью, кровью убитых и пленных, головами начальников врага.
43 Веселитесь, язычники, с народом Его! ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, и очистит землю Свою и народ Свой!
44 И пришёл Моисей к народу и изрёк все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин.
45 Когда Моисей изрёк все слова сии всему Израилю,
46 тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего;
47 ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и через это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идёте через Иордан, чтоб овладеть ею.
48 И говорил Господь Моисею в тот же самый день и сказал:
49 взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую я даю во владение сынам Израилевым;
50 и умри на горе, на которую ты взойдёшь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему,
51 за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых;
52 пред собою ты увидишь землю, а не войдёшь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым.

Комментарии МакДональда

Б. Песнь Моисея (Гл. 32)

32:1−3 Сущность песни Моисея можно обобщить следующим образом: Вселенная призывается услышать слово Господа. Оно освежает и питает, как дождь и роса. В стихе 3 (который может служить заглавием песни), Моисей призывает воздать славу Богу. Песнь Моисея провозглашает величие Господа в контексте Его действий в истории Его народа.

32:4−9 Несмотря на величие, справедливость, верность и святость Господа, народ Израиля отверг Его и согрешил против Него. Величие характеристик Иеговы выделяется на темном фоне строптивого развращения Израиля. Такова благодарность сынов Израилевых за то, что Он был их Отцом и Создателем. Когда Всевышний разделял землю среди языческих народов, Он прежде всего позаботился о нуждах Своего собственного народа. Такова величина Его любви и заботы о них.

32:10−14 В 10 стихе описывается рождение и возрастание народа Израиля. После исхода из Египта, Бог направлял, наставлял и хранил Свой народ с любовью матери-орлицы (ст. 11). Не было чужого бога, который принимал бы участие в становлении Израиля. Почему же тогда народ обращается к идолам и воздает славу Иеговы другим богам? После 13 стиха песнь становится пророчеством. Бог ввел их в благословения Обетованной Земли.

32:15−20 В 15 стихе в оригинале используется поэтическое название Израиля, означающее «народ праведный». Однако этот народ восстал против Иеговы, обратившись к идолам. Они избрали приносить жертвы бесам, неоднократно отдавая им своих детей. Последовав собственной глупости, они стали поклоняться новым богам. Таким образом они отвергли своего истинного Заступника, свою Скалу, забыли своего истинного Отца. Как следствие, Господь сокрыл лицо Его от них. Осуществлением этого стало пленение Израиля.

32:21−33 Отставив Израиль в сторону, Бог направил Свою благодать на язычников, желая огорчить Израиль, вызвав в нем ревность (как в наше время — в эпоху Церкви). Израиль же в это время будет рассеян и подвергнется гонениям. Однако народ не будет полностью уничтожен, потому что Иегова не хотел, чтобы враги Израиля неправильно истолковали его падение. Причиной было не то, что заступник этих народов был сильнее, а то, что Заступник Израиля предал их на поражение за их нечестие.

32:34−43 Эта часть песни Моисея посвящена Божьему отмщению народам, которые были использованы в наказании Израиля. Отмщение (ст. 35) и суд (ст. 36) принадлежат Господу. Он поклялся Собой (ибо нет ничего выше) отомстить Своим врагам. Обратите внимание на то, в какой полноте был исполнен этот приговор (ст. 41−42). Как следствие, народ Божий и все народы земли возрадуются, потому что Бог отомстил за Себя и очистил землю Свою и народ Свой.

32:44−47 Таким образом эта песня представляет собой исторический и пророческий обзор народа Израиля. Прочитав песню, Моисей с огромной серьезностью призывает народ последовать Господу: «... ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша...»

32:48−52 В тот же день Господь призвал Моисея на вершину горы Нево, откуда ему было позволено посмотреть на землю обетованную. Ему не будет дозволено войти в Ханаан за его грех при водах Меривы в Кадесе. Он умрет на горе Нево и будет похоронен в земле Моавитской (см. 34:6).

Примечания:

 
Синодальный перевод
10 зеница — зрачок глаза.
33 аспид — ядовитая змея.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.