Второзаконие 5 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И созвал Моисей весь Израиль, и сказал им: слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их, и старайтесь исполнять их.
2 Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве;
3 не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все живы.
4 Лицом к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня;
5 я же стоял между Господом и между вами в то время, дабы пересказывать вам слово Господа, ибо вы боялись огня и не восходили на гору. Он тогда сказал:
6 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
7 да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли,
9 не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня,
10 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
11 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
12 Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой;
13 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
14 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя как и ты;
15 и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
16 Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
17 Не убивай.
18 Не прелюбодействуй.
19 Не кради.
20 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
21 Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.
22 Слова сии изрёк Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне.
23 И когда вы услышали глас из среды мрака, и гора горела огнём, то вы подошли ко мне, все начальники колен ваших и старейшины ваши,
24 и сказали: вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Своё, и глас Его слышали мы из среды огня; сегодня видели мы, что Бог говорит с человеком, и сей остаётся жив;
25 но теперь для чего нам умирать? ибо великий огонь сей пожрёт нас; если мы ещё услышим глас Господа, Бога нашего, то умрём,
26 ибо есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Бога живого, говорящего из среды огня, как мы, и осталась жива?
27 приступи ты и слушай всё, что скажет тебе Господь, Бог наш, и пересказывай нам всё, что будет говорить тебе Господь, Бог наш, и мы будем слушать и исполнять.
28 И Господь услышал слова ваши, как вы разговаривали со мною, и сказал мне Господь: слышал Я слова народа сего, которые они говорили тебе; всё, что ни говорили они, хорошо;
29 о, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!
30 пойди, скажи им: «возвратитесь в шатры свои»;
31 а ты здесь останься со Мною, и Я изреку тебе все заповеди и постановления и законы, которым ты должен научить их, чтобы они так поступали на той земле, которую Я даю им во владение.
32 Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево;
33 ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение.

Комментарии МакДональда

II. ВТОРАЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ — ЧИСТОТА В ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 5−28)

А. Обзор Синайского Завета (Гл. 5)

5:1−6 Глава 5 напоминает читателям о том, как Израилю были даны Десять Заповедей на горе Синай (Хорив). В 3-м стихе перед словом «отцами» стоит добавить «только». Завет действительно был заключен с отцами, но предназначался также и для будущих поколений израильтян.

5:7−21 Десять Заповедей:

1. Нельзя поклоняться другим богам (ст. 7).

2. Нельзя создавать или поклоняться никакому изображению или кумиру (ст. 8−10). Данная заповедь не является повторением предыдущей. Люди могли поклоняться мистическим существам, или луне и солнцу, не прибегая для этого к идолам. Дети, таким образом выразившие свою ненависть к Богу, понесут такое же наказание как их отцы (ст. 9).

3. Имя Господа не должно упоминаться всуе (ст. 11).

4. Суббота должна соблюдаться как святой день (ст. 12−15). Приведенная здесь причина соблюдения субботы отличается от той, что указана в книге Исход 20:8−11 (Бог покоился после сотворения мира). Иудеи должны были помнить, что были рабами в Египте (ст. 15). Эти две причины не противоречат друг другу, а дополняют одна другую.

5. К родителям необходимо относится с почтением (ст. 16).

6. Убийство запрещено (ст. 17).

7. Прелюбодеяние запрещено (ст. 18).

8. Воровство запрещено (ст. 19).

9. Запрещается произносить ложное свидетельство на ближнего (ст. 20).

10. Запрещается желать чужого (ст. 21).

5:22 Дж. А. Томпсон комментирует этот стих:

«Выражение «и более не говорил» необычно и может указывать на то, что данные заповеди были настолько полным обобщением основополагающих требований завета, что не требовали дополнительных законов. Весь остальной закон был простым истолкованием и разъяснением этих основных принципов. Либо эта фраза может относиться к одному конкретному случаю, когда Господь открыл людям только эти десять заповедей. Другие   законы,  возможно, были даны при других обстоятельствах, поскольку закон, существующий в Израиле как данный Богом, был достаточно обширен».

5:23−33 При передаче Закона люди были поражены и напуганы величественными проявлениями божественного Присутствия и опасались за свою жизнь. Они отправили Моисея, чтобы говорить с Господом и убедить Его в том, что они исполнят все, что Он им повелит. (Давая такое поспешное обещание, они не осознавали собственной греховности и беспомощности). Вследствие этого остальные законы и повеления были даны через Моисея как посредника. Десятисловие, или Десять Заповедей, судя по всему, были произнесены во всеуслышание всего народа, собравшегося у горы Синай (ст. 30−31).

В 28 стихе Господь хвалит народ не за их обещание исполнить закон, а, скорее, за выражение их страха и почтения перед Богом (сравните с 18:16−18). Бог знал, что их сердце не способно соблюсти все Его заповеди. Ему бы хотелось, чтобы они смогли исполнить свое обещание, и тогда Он, в свою очередь, мог в преизбытке их благословить (ст. 28−33).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.