Второзаконие 6 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали так в той земле, в которую вы идёте, чтоб овладеть ею;
2 дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои.
3 Итак, слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, что Он даст тебе землю, где течёт молоко и мёд.
4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;
5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими.
6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём;
7 и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась, и вставая;
8 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.
10 Когда же введёт тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил,
11 и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться,
12 тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
13 Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись.
14 Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас;
15 ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли.
16 Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе.
17 Твёрдо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его, и постановления, которые Он заповедал тебе;
18 и делай справедливое и доброе пред очами Господа, дабы хорошо тебе было, и дабы ты вошёл и овладел доброю землёю, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим,
19 и чтобы Он прогнал всех врагов твоих от лица твоего, как говорил Господь.
20 Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: «что значат сии уставы, постановления и законы, которые заповедал вам Господь, Бог ваш?»
21 то скажи сыну твоему: «рабами были мы у фараона в Египте, но Господь вывел нас из Египта рукою крепкою,
22 и явил Господь знамения и чудеса великие и казни над Египтом, над фараоном и над всем домом его пред глазами нашими;
23 а нас вывел оттуда, чтобы ввести нас и дать нам землю, которую клялся отцам нашим дать нам;
24 и заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь;
25 и в сём будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицом Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам».

Комментарии МакДональда

Б. Предостережения о непослушании (Гл. 6)

6:1−9 Бог желал, чтобы народ Израильский вошел в Землю Обетованную в правильном моральном состоянии. Для того, чтобы насладиться всеми благословениями земли, как Он им обещал, израильтяне должны были быть послушным народом. Поэтому Моисей дает практическое наставление, чтобы подготовить народ к жизни в Ханаане (ст. 1−2). Всей своей жизнью Израиль должен был свидетельствовать о том, что их Бог есть единственно истинный Бог (ст. 3−4). Они должны были любить Его превыше всего и исполнять Его Слово (ст. 5−6). Заповеди Божьи должны были с усердием передаваться их детям и направлять их во всех сферах жизни.

Многие родители-христиане видят в этом отрывке повеление давать образование своим детям дома, обучая их самостоятельно не только вере, но и другим, так называемым, светским наукам, вместо того, чтобы отправлять их в общеобразовательные школы.

Во времена Христа иудеи привязывали выписки из некоторых частей закона к рукам и вешали их на лоб над глазами (ст. 8). Но, несомненно, Божье намерение заключалось скорее в том, чтобы их действия (руки) и их желания (глаза) были направляемы и контролируемы законом.

Стихи 4−9 известны нам как «Шема» (евр. «слушай»). Они ежедневно произносились как символ веры набожными иудеями вместе с 11:13−21 и словами из книги Чисел 15:37−41.

«Еврейское слово «один» в 4-м стихе имеет особое значение в свете более полного божественного откровения в Новом Завете. Оно означает не абсолютное единство, а составное единство и, таким образом, соответствует обоим именам Бога используемым в этом стихе. Иегова (Господь) подчеркивает Его единственность. Элохим (Бог) указывает на составляющие Его три Личности. Подобные загадочные указания на триединство появляются в самом первом стихе Библии, где за именем «Элохим» следует глагол единственного числа (сотворил), и в Бытие 1:26, где множественные местоимения «мы» и «наш» сопутствуют существительным в единственном числе «образ» и «подобие» (Каждодневные заметки Союза Писания).

6:10−15 Когда Израиль войдет в землю и начнет наслаждаться ее великим изобилием, возникнет опасность, что они забудут Того, Кто дал им закон, или последуют иным богам. Послушание закону было не столько способом заработать благосклонность Иеговы, сколько возможностью проявить любовь по отношению к Нему. Библейская любовь — это не теплые сентиментальные чувства, а продуманный стиль жизни, основанный на подчинении открытой Божьей воле. Любовь — это не альтернатива, а необходимое условие успешной жизни. Божья ревность (желание получить причитающуюся Ему славу) истребит народ, если они непослушанием нарушат Его завет.

6:16 Господь Иисус цитировал этот стих в Матфея 4:7 и Луки 4:12, отвечая на предложение искусителя броситься с вершины Храма. В Массе у людей не было воды, чтобы утолить жажду, и израильтяне усомнились в том, что Иегова действительно с ними (Исход 17). Сомневаться в Божьей заботе и благости означает искушать Его.

6:17−25 Послушание принесет победу над врагами Израиля (ст. 17−19). Будущие поколения должны быть научены о Божественном избавлении Израиля из Египта и о законе, который Он дал для их блага, чтобы они обрели благословения (ст. 25). Сравните стих 25 со стихами из послания к Римлянам 3:21−22. Закон гласит: «если мы будем стараться исполнять»; благодать утверждает: «во всех и на всех верующих». Сегодня верующие облачены в праведность, на которой основывался закон, — праведность Бога (2Кор 5:21), и это дается нам по вере, а не по делам (Рим 4:5).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.