I. ПРИВЕТСТВИЕ (1:1−2)
1:1 Когда Павел писал это письмо, вместе с ним в Коринфе были Силуан и Тимофей. Письмо адресовано фессалоникийской церкви; это говорит о ее географическом положении и о том, что она состояла из людей. То, что она была в Боге Отце нашем, отличало церковь от языческих собраний, а ее пребывание в Господе Иисусе Христе выделяло ее как общину христианскую. [Это все еще (или снова) новозаветная община христиан в Фессалонике (сегодня — г. Салоники).]
1:2 Святым апостол желает не славы, богатства и наслаждений, а благодати и мира. Благодать дает нам силу совершить все, на что есть воля Божья, мир же дарит безмятежность в любых обстоятельствах. Чего большего может желать человек для себя и для других?
Благодать и мир исходят от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодать предшествует миру; мы должны познать Божью благодать прежде, чем получим Его мир. Павел говорит, что источник этих благословений — Бог Отец наш и Господь Иисус Христос, указывая тем самым на равенство Отца и Сына.
II. ПАВЕЛ И ФЕССАЛОНИКИЙЦЫ (1:3−12)
А. Долг благодарности (1:3−5)
1:3 Письмо начинается со слов благодарности за святых. Читать их — значит слышать биение сердца истинного слуги Христа, радующегося о своих любимых духовных детях. Благодарение было для Павла его постоянным долгом перед Богом, а, учитывая веру и любовь христиан, этот долг был еще и справедливым. Их вера делала поразительные успехи; каждый из них, без исключения, проявлял все больше любви к другим. Это был ответ на молитву апостола (1Фес 3:10, 12).
Обратите внимание на последовательность: сначала вера, потом любовь. «Вера приводит нас в соприкосновение с вечным источником любви в самом Боге, — пишет Ч. Х. Макинтош, — и, как неизбежное следствие этого, наши преисполненные любви сердца начинают тянуться ко всем, принадлежащим Ему».
1:4 Их духовный рост привел к тому, что Павел и его сотрудники начали хвалиться ими в других церквах Божьих. Исполненные веры, фессалоникийцы продолжали стоять непоколебимо, несмотря на обрушившиеся на них гонения. Терпение здесь обозначает непоколебимость или же стойкость.
1:5 Тот факт, что они так мужественно переносили все гонения и скорби, служил доказательством праведности Бога. Он поддерживал их, укрепляя и ободряя. Не получи они Его Божественной силы, им никогда не удалось бы проявить столько терпения и веры в страданиях за Христа.
Их героическая способность переносить страдания свидетельствовала о том, что они были достойны Царства Божьего. Это не значит, что право войти туда они получили благодаря личным достоинствам: доступ туда возможен лишь благодаря достоинствам Христа. Но все страдающие за Царство здесь показывают, что принадлежат к числу тех, кто будет царствовать вместе с Ним (Рим 8:17; 2Тим 2:12).
В своем комментарии к фразе «чтобы вам удостоиться Царства Божьего» Е. В. Рождерс пишет:
«Это говорит об обязанностях человека. Со стороны Божественного суверенитета мы были удостоены участия в наследии святых в свете; но все требования мы удовлетворим лишь благодаря нашему единству с Христом в Его смерти и воскресении. Мы удостоены этого в Возлюбленном, вне всякой связи с тем, что мы представляем сами по себе ни до ни после нашего спасения. Но Бог позволяет Своим пройти через гонения и скорби, чтобы развить в них те высокие качества, которые делают их достойными гражданами этого Царства. Некоторые апостолы радовались, что их сочли достойными пострадать за имя Иисуса. Молитва Павла о том, чтобы Бог признал фессалоникийцев достойными их звания, не имеет абсолютно никакого отношения к мысли о прибавлении личных дел к подвигу Христа на Голгофе. Крест делает верующего достойным его положения в Царстве; терпение же и вера в трудные времена свидетельствуют, что он достоин этого и морально. Среди членов любого земного общества есть и те, которые его позорят. Павел молился, чтобы среди этих святых не было ничего подобного». (E. W. Rogers, Concerning the Future, p. 80.)
Б. Праведный суд Божий (1:6−10)
1:6 Праведность Бога проявляется в том, что Он наказывает гонителей и дарует покой гонимым.
Вильямс пишет:
«Позволяя Своему народу пройти через преследования и продлевая жизнь их гонителям, Бог преследует двойную цель: во-первых, проверить, достоин ли Его народ места в Царстве (ст. 5), и, во-вторых, показать, что их гонители достойны наказания». (George Williams, The Student's Commentary on the Holy Scriptures, p. 948.)
1:7 То, что Бог подарит отраду страдающим ради Него, так же верно, как верно и то, что Он определит наказание для врагов Своего народа.
Из стиха 7 не стоит делать вывод, что страдающие святые не увидят прекращения гонений до тех пор, пока Христос не вернется с небес. Когда верующий умирает, он обретает покой.
Верующие, живущие на этой земле, насладятся полным покоем во время восхищения. В действительности этот стих говорит, что, когда Господь обрушит на Своих врагов наказание, святые на глазах у мира будут наслаждаться покоем.
Время Божьего праведного возмездия наступит тогда, когда Господь Иисус явится с неба с ангелами силы Его. Приход Христа принесет возмездие нечестивым и отраду верующим. О какой фазе Его прихода здесь говорится? Несомненно, о третьей — о явлении пришествия Христа, когда Он вместе со Своими святыми вернется на землю.
ВОСХИЩЕНИЕ И ЯВЛЕНИЕ
Кто-то спросит: «Откуда вы знаете, что восхищение Церкви и явление Христа — это два разных события?» Все дело в том, что в Писании они часто разграничены:
Восхищение
1. Христос приходит в воздух (1Фес 4:17).
2. Он приходит за Своими святыми (1Фес 4:16−17).
3. Восхищение — тайна, то есть истина, неизвестная в эпоху ВЗ (1Кор 15:51).
4. Нигде не говорится о том, что приходу Христа за Своими святыми будут предшествовать небесные знамения.
5. Восхищение идентично дню Христа (1Кор 1:8; 2Кор 1:14; Флп 1:6, 10).
6. Восхищение описывается как время благословений (1Фес 4:18).
7. Восхищение произойдет во мгновение ока (1Кор 15:52). Это значит, что мир не будет ему свидетелем.
8. Похоже, события при восхищении затронут главным образом Церковь (Ин 14:1−4; 1Кор 15:51−58; 1Фес 4:13−18).
9. Христос придет как светлая утренняя звезда (Откр 22:16).
10. Восхищение не упоминается в синоптических Евангелиях, но в Евангелии от Иоанна есть несколько ссылок на него.
11. Те, кто восхищен, взяты для благословения (1Фес 4:13−18). Оставшиеся оставлены для наказания (1Фес 5:1−3).
12. Нет никаких указаний относительно дат и сроков событий, предшествующих восхищению.
Явление
1. Он приходит на землю (Зах 14:4).
2. Он приходит со Своими святыми (1Фес 3:13; Иуд 14). 3. Явление — не тайна; о нем говорится во многих пророчествах ВЗ (Пс 71; Ис 11; Зах 14).
4. О Его приходе со Своими святыми возвестят знамения с небес (Мф 24:29−30).
5. Явление идентично дню Господню (1Фес 5:2).
6. При освещении явления особо подчеркивается наказание (2Фес 2:8−12).
7. Свидетелями явления будут все живущие на земле (Мф 24:27; Откр 1:7).
8. События при явлении затронут главным образом Израиль, а потом и языческие народы (Мф 24:1 — 25:46).
9. Христос придет как Солнце правды с исцелением в Своих лучах (Мал 4:2).
10. О явлении очень много говорится в синоптических Евангелиях, а в Евангелии от Иоанна оно почти не упоминается.
11. Те, кто взят, взяты для наказания. Те, кто оставлен, оставлены для благословения (Мф 24:37−41).
12. О явлении говорится с точным указанием дат и сроков, таких как 1260 дней, 42 месяца, 3:5 года (см. Дан 7:25; Дан 12:7, 11−12; Откр 11:2; Откр 12;14; Откр 13:5).
13. О явлении говорится как о приходе Сына Человеческого (Мф 16:28; Мф 24:27, 30, 39; Мф 26:64; Мк 13:26; Лк 21:27).
То, что это два разных события — совершенно ясно, но откуда мы знаем, что они не произойдут примерно в одно и то же время? Откуда мы знаем, что их разделяет определенный промежуток времени? Тому есть три доказательства.
1. Первое из них основывается на пророчестве Даниила о семидесяти седминах (Дан 9:25−27). Сейчас мы живем в эпоху Церкви, которая вклинилась между 69-й и 70-й седминами. Семидесятая седмина — это семилетний период великой скорби. Церковь взята домой на небеса до начала периода великой скорби (Рим 5:9; 1Фес 1:10; 5:9; Откр 3:10). Как Царь царей Христос придет после завершения 70-й седмины (Дан 9:24; Мф 24).
2. Второе доказательство наличия определенного промежутка времени между восхищением и явлением основывается на структуре книги Откровение. В первых трех главах о Церкви говорится как о находящейся на земле. С главы 4 по 19:10 описывается период великой скорби, когда гнев Божий изольется на мир, отвергший Его Сына. Нет ни одного упоминания о том, что Церковь в это время будет на земле. Церковь, очевидно, взята на небеса по завершении главы 3. В Откровении 19:11 после завершения периода великой скорби Христос возвращается на землю, чтобы покорить Своих врагов и установить Свое Царство.
3. Есть еще одно соображение в пользу интервала между приходом Христа за святыми и Его приходом со святыми. В момент восхищения все верующие возьмутся из этого мира и получат прославленные тела. Но когда Христос вернется как Царь царей, на земле будут жить верующие, еще не имеющие прославленных тел, которые будут создавать семьи и растить детей в Тысячелетнем Царстве (Ис 11:6, 8).
Откуда они возьмутся? Очевидно, они будут обращены в христианство именно в тот промежуток времени, который разделяет восхищение и явление.
Вернувшись к стиху 7, мы читаем о пришествии Господа Иисуса в силе и великой славе, сопровождаемого ангелами, через которых проявляется Его сила.
1:8 Под пламенеющим огнем может подразумеваться шекина, облако славы, символизирующее Божье присутствие (Исх 16:10). Или же он может быть символом того огненного суда, который вот-вот разразится (Пс 49:3; Ис 66:15). Скорее всего второе.
Отмщение Божье — это не мстительность, а праведное воздаяние. Он не стремится «расквитаться» с кем-либо, но определяет наказание, которого требуют Его святость и праведность.
Смерть нечестивого не доставляет Ему никакого удовольствия (Иез 18:32).
Павел описывает две группы людей, на которых обрушится это возмездие:
1. Не познавшие Бога — отвергнувшие знание об истинном Боге, открытое в творении и совести человека (Рим 1:2). Вполне может быть, что они никогда не слышали Евангелия.
2. Не покорившиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа — те, которые слышали Евангелие, но отвергли его. Евангелие — это не просто изложение фактов, которым нужно верить, но Личность, Которой нужно повиноваться. Вера, по учению НЗ, включает в себя и послушание.
1:9 Которые подвергнутся наказанию. Бог, не наказывающий грех, уже не Бог. Идея о том, что Бог любви не должен наказывать грех, упускает из виду тот факт, что Бог еще и свят и должен делать то, что правильно с точки зрения морали.
Природа этого наказания охарактеризована здесь как вечная погибель. Слово, переведенное здесь как «вечный» (aiоnios), встречается в НЗ семьдесят раз. В некоторых случаях (Рим 14:24; 2Тим 1:9; Тит 1:2) оно может означать «века ограниченной продолжительности». Во всех остальных случаях оно означает «вечный, бесконечный». В Римлянам 14:25 этим словом описано бесконечное существование Бога.
Погибель никогда не означает уничтожение. Она означает потерю благосостояния, разорение в области, имеющей отношение к цели существования. Мехи для вина, о которых Господь Иисус говорил в Луки 5:37, «пропали» (здесь использовано однокоренное слово). Они не перестали существовать, но их существование утратило смысл.
Сторонники мнения о восхищении Церкви после великой скорби часто используют этот стих для подтверждения верности своих взглядов. В нем они видят утверждение, что верующие не обретут покой, а их гонители не будут наказаны до тех пор, пока Христос не вернется как Царь царей, что произойдет, по общему признанию, в конце периода великой скорби. Отсюда они заключают, что надежда верующих — это восхищение Церкви по окончании великой скорби.
Они проходят мимо того факта, что фессалоникийцы, которым это было написано, давно умерли и уже сейчас наслаждаются покоем рядом с Господом на небесах. Умерли и все их гонители и уже страдают в аду. Но почему же тогда Павел, как кажется, говорит о том, что этого не произойдет, пока Христос не вернется на землю в силе и великой славе? Только по той причине, что именно тогда наступит время, когда это все будет открыто явлено миру. Тогда-то мир увидит, что фессалоникийцы были правы, а их гонители заблуждались. Когда святые вернутся с Христом во славе, мир увидит, что они наслаждаются покоем. Погибель врагов Господа в конце периода великой скорби станет наглядным свидетельством обреченности всех, кто причинял страдания народу Божьему во все века.
Это поможет нам запомнить, что приход Христа как Царя царей — это время явления. Будет сдернуто покрывало, скрывавшее от глаз мира то, что являлось истиной испокон веков. О восхищении же такого сказать нельзя. Частью наказания нечестивых будет изгнание от лица Господа и от славы могущества Его. Погибнуть без Него — значит быть без Него всю вечность.
1:10 Его приход — время славы для Господа и изумления для очевидцев. Он будет прославлен во святых Своих, то есть Ему будут воздавать честь за то, что Он сделал в них и через них. Их спасение, освящение и прославление послужит свидетельством Его благодати и могущества, не имеющих себе равных.
Христос явится дивным во всех веровавших. Пораженные очевидцы онемеют от изумления, увидев, что Он смог сделать с такими ни на что не годными человеческими существами! Среди веровавших будут и христиане из Фессалоники, потому что они приняли Евангелие, поверив свидетельству апостолов. Они будут участвовать в славе и торжестве того дня, дня явления Иисуса Христа.
Исходя из вышесказанного, мы можем перефразировать стихи 5−10 так:
«Ваше терпение в самой гуще гонений имеет огромное значение. Все это Бог использует для достижения Своих праведных целей. Ваши стойкость и терпение в дни гонений свидетельствуют о вашей принадлежности к числу тех, кто разделит славу возвращения Христа как Царя царей. Бог, с одной стороны, определит меру наказания тем, кто причиняет вам горе, а с другой стороны, Он даст покой и вам, гонимым, и нам — Павлу, Силуану и Тимофею. Он будет судить ваших врагов, когда придет с небес в сопровождении могущественных ангелов в пламени огня, накажет тех, кто по своей воле пребывает в неведении о Боге, и тех, кто по своей воле непослушен Евангелию. Они будут обречены на вечную погибель, на изгнание от лица Господа и проявления Его могущества, когда Он вернется, чтобы быть прославленным во всех верующих, включая и вас, — ведь вы поверили Евангелию, которое мы вам проповедовали».
В. Молитва Павла о святых (1:11−12)
1:11 В предшествующих стихах апостол описывал славное призвание святых. Они были призваны пройти через гонения, которые, в свою очередь, подготовят их к господству в Царстве.
Теперь же он молится, чтобы их жизнь тем временем была признана достойной такого высокого призвания и чтобы великая сила Божья дала им возможность быть послушными всякому побуждению совершать добро, доводить до конца каждое начатое в вере дело.
1:12 Результат будет двойным. Прежде всего имя Господа нашего Иисуса Христа прославится в них. Это значит, что они явят миру Его истинный образ, принося Ему тем самым славу. Но и они будут прославлены в Нем. Тот факт, что они связаны с Ним, их Главой, принесет им честь и славу как членам Его Тела. Завершает главу 1 напоминание, что ответ на данную молитву они могут получить лишь по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа. Этим Павел заканчивает изумительное объяснение значения и результатов страданий в жизни верующего. Как же, должно быть, воспряли духом фессалоникийцы, прочитав эти ободряющие строки!