1 Царств 2 глава

Первая книга Царств
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце моё в Господе; вознёсся рог мой в Боге моём; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоём.
2 Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш.
3 Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены.
4 Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою;
5 сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает.
6 Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит;
7 Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает.
8 Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы даёт им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную.
9 Стопы святых Своих Он блюдёт, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек.
10 Господь сотрёт препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесёт рог помазанника Своего.
11 и пошёл Елкана в Раму в дом свой, а отрок остался служить Господу при Илии священнике.
12 Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа
13 и долга священников в отношении к народу. Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкой в руке своей
14 и опускал её в котёл, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник. Так поступали они со всеми Израильтянами, приходившими туда в Силом.
15 Даже прежде, нежели сожигали тук, приходил отрок священнический и говорил приносившему жертву: «дай мяса на жаркое священнику; он не возьмёт у тебя варёного мяса, а дай сырое».
16 И если кто говорил ему: «пусть сожгут прежде тук, как должно, и потом возьми себе, сколько пожелает душа твоя», то он говорил: «нет, теперь же дай, а если нет, то силою возьму».
17 И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу.
18 Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод.
19 Верхнюю одежду малую делала ему мать его и приносила ему ежегодно, когда приходила с мужем своим для принесения положенной жертвы.
20 И благословил Илий Елкану и жену его и сказал: да даст тебе Господь детей от жены сей вместо данного, которого ты отдал Господу! И пошли они в место своё.
21 И посетил Господь Анну, и зачала она и родила ещё трёх сыновей и двух дочерей; а отрок Самуил возрастал у Господа.
22 Илий же был весьма стар и слышал всё, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания.
23 И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа.
24 Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу; вы развращаете народ Господень;
25 если согрешит человек против человека, то помолятся о нём Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нём? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти.
26 Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей.
27 И пришёл человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда ещё были они в Египте, в доме фараона?
28 И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священника, чтоб он восходил к жертвеннику Моему, чтобы воскурял фимиам, чтобы носил ефод предо Мною? И не дал ли Я дому отца твоего от всех огнём сожигаемых жертв сынов Израилевых?
29 Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего, и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего — Израиля?
30 Посему так говорит Господь, Бог Израилев: Я сказал тогда: «дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицом Моим вовек». Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены.
31 Вот, наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоём;
32 и ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всём том, что Господь благотворит Израилю, и не будет в доме твоём старца во все дни,
33 Я не отрешу у тебя всех от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но всё потомство дома твоего будет умирать в средних летах.
34 И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день.
35 И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твёрдым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни;
36 и всякий, оставшийся из дома твоего, придёт кланяться ему из-за геры серебра и куска хлеба и скажет: «причисли меня к какой-либо левитской должности, чтоб иметь пропитание».

Комментарии МакДональда

Б. Песня Анны (2:1−10)

Преданность жены и сына Елканы выделяется на фоне порочности семьи Илия. Посвятив своего сына Господу, Анна излила свое сердце в благодарении. Ее слова открывают глубокое познание Бога, Его характера и Его дел. Складывается впечатление, что в молитве упрекается Феннана за все колкости, которые она говорила Анне, но у этой молитвы есть также и пророческое значение, которое выходит за пределы этой домашней склоки, касается победы Израиля над врагами и ведет к правлению Христа.

На песню Марии, часто называемую Гимном (Лк 1:46−55), очевидно повлияло то, что она знала песню Анны.

В. Илий и его негодные сыновья (2:11−36)

2:11−17 Теперь повествование обращается к нечестивым сынам Илия. Они не знали Господа в том смысле, что они не были спасены по вере. За ними значатся три вещи: они обирали людей, когда те приносили мирные жертвы, не довольствуясь только туком с грудью и правым плечом (см. Лев 7:28−34). Они требовали мяса еще до того, как тук приносился в жертву Богу, таким образом увиливая от закона. И третье, они хотели мясо жарить, а не варить, ставя свой плотский аппетит на первое место. Если кто-то противился, они брали мясо силой. Их грех был велик, потому что они неуважительно относились к жертвоприношениям Господа.

2:18−21 Противовесом их нечестию была преданность ребенка Самуила и верность родителей Самуила в посещении ежегодных праздников. Благодаря тому, что первый плод чрева Анны был посвящен Господу, она была благословлена еще тремя сыновьями и двумя дочерьми. Это является хорошей иллюстрацией обетования Господа: «Давайте, и дано будет вам».

2:22−26 Только после того, как Илий услышал о порочности своих сыновей, он наконец их упрекнул. Но было уже слишком поздно для того, чтобы его словесные упреки возымели какой-либо эффект. Их сердца ожесточились, и были ожесточены Господом, как в случае с фараоном, потому что Бог уже решил предать их смерти. В это время Самуил тихо возрастал, а его чистота и доброта были в благоволении, как у Господа, так и у людей. Если учесть, что это происходило в период правления судей, неудивительно, что священству не удалось избежать морального упадка этого времени.

2:27−36 Упрек Господа Илию был настолько же суров, насколько был мягок его упрек собственным сыновьям. Явился безымянный человек Божий и предрек участь, которая постигнет священнический дом Илия. Пророк начал с Божьего призвания семьи Аарона быть Его священником, и его щедрости в том, как Он позволял им питаться жертвенным мясом. Затем он упрекнул Илия в том, что тот ставил аппетиты своих сыновей выше требований Бога (ст. 29). Предыдущее обещание Господа, касающееся вечного священства, предполагало, что священники будут приличными людьми. Но благодаря нечестию Илия и его дома, им уже больше не будет позволено служить в качестве священников; никто из его семьи не доживет до старости; храм в Силоме придет в упадок; а потомки Илия принесут стыд и печаль.

Более того, как Офни, так и Финеес умрут в один день в ознаменование того, что все эти наказания на самом деле произойдут.

Суд Божий на дом Илия исполнился следующим образом: Саул убил Ахимелеха и всех его сыновей (кроме Авиафара) (ст. 31; 22:16−20); Авиафар был исключен из священства Соломоном (ст. 32−33; 3Цар 2:27); Офни и Финеес умерли (ст. 34; 4:11). Илий принадлежал к роду Ифамара, и, когда Соломон убрал Авиафара, священство вернулось к дому Елеазара, которому оно и должно было принадлежать все это время. Финееса, сына Илии, не нужно путать с Финеесом, внуком Аарона (Чис 25:7−8).

Верный священник, обещанный в 35-м стихе, это Садок, принадлежавший дому Елеазара, служивший при Давиде и Соломоне. Его священство продлится даже во время Тысячелетнего Царства Христа (Иез 44:15). Но потомки Илия хотели получить чин священника не для того, чтобы служить Господу, а чтобы иметь пропитание (ст. 36). Многие усматривают в верном священнике, упомянутом в 35-м стихе, намек на Мессию, частично в силу того, что там говорится «во все дни».

Примечания:

 
Синодальный перевод
9 блюдёт — соблюдает, сохраняет, бережёт.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.