Иакова 4 глава

Соборное послание апостола Иакова
Синодальный перевод → Новый Библейский Комментарий

Синодальный перевод

1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
2 Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.
3 Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?
6 Но тем большую даёт благодать; посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать».
7 Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.
9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль.
10 Смиритесь пред Господом, и вознесёт вас.
11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
13 Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль»;
14 вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.
15 Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», —
16 вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.
17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1−10 Источник зла и спасение от него

В данном отрывке раскрывается цель дискуссии о языке и мудрости. Дело в том, что в христианской среде, которой было адресовано послание Иакова, царили вражда и разногласия. Каждый искал своего пути и отстаивал свои интересы. Иаков разоблачает природу этой вражды, называя ее чуждой Богу и не от Него происходящей, и призывает таких людей к покаянию и очищению.

Вот какую картину современной ему церкви нарисовал Иаков: вражды и распри, убийства и зависть.

По-видимому, речь здесь идет об «убийстве» словом, а не о буквальном смысле, однако картина в целом хорошо знакома всем, знающим современную церковь. Участники всех этих распрей и столкновений, конечно же, оправдывались своими добрыми намерениями, «борьбой за истину». Но Иаков, обличая их, смотрит на них глазами Бога. Он указывает на истоки вражды и ненависти среди верующих, находящиеся не в их любви к Богу, а в их вожделениях, — в этом источнике всякого греха, о котором мы узнали из 1:14, 15.

Все их споры и рассуждения бессмысленны, потому что они не просят Бога. Но ведь мы молимся, могут возразить они. Просите и не получаете, потому что просите не на добро, отвечает им Иаков. Они не ищут познания воли Божьей и Его мудрости, но ищут своего: «Господи, благослови мои планы». Они руководствуются своими желаниями и вожделениями. Бог никогда не исполняет собственных желаний людей, так как прежде всего хочет научить их любить то, что любит Он. Нельзя сказать, что Богу неугодны человеческие удовольствия, просто Он хочет научить людей находить удовольствие в том, что по-настоящему благочестиво. Подобно Христу, Божьи дети, прежде чем воскреснуть, должны вначале распять свою плоть (Гал 5:24).

Заявляя о своем доверии Богу, но продолжая жить в удовлетворении своих желаний, эти люди впали в грех блуда, став прелюбодеями. Причем в оригинале использовано соответствующее слово женского рода «блудницы», но не потому что церковь состояла только из женщин, а потому что церковь воспринималась как невеста Христа (2Кор 11:2; Откр 19:21), так же, как Израиль был невестой Бога (Ис 1:21; Иер 3; Ос. 1−3). Следование за другим возлюбленным было идентично нарушению верности Богу, поэтому дружба с миром есть вражда против Бога (ср.: Мф 6:24; 1Ин 3:15). Служить одновременно Богу и «вожделениям» или «миру» не только тяжело, но просто невозможно. Человек, желающий быть другом миру, на самом деле становится врагом Богу. Каким бы ортодоксально верующим такой человек ни был и как бы прилежно ни посещал он церковь, он все равно остается врагом.

Далее Иаков делает ссылку на Писание, однако место это в нем не обнаружено. Возможно, он просто передает общий смысл каких-то стихов Писания, а возможно, книга, содержащая цитируемое высказывание, была утеряна. В NIV дан следующий вариант перевода этой фразы: дух, который Он вложил в нас, чрезвычайно завистлив, что сразу же ассоциируется с человеческим духом и его склонностью к зависти. Однако, как бы правдиво это ни звучало, смысл такой фразы не соответствует контексту. Более предпочтительным представляется следующий вариант: «Бог с ревностью ищет общения с духом, который Он вложил в нас», то есть дух дарован Богом каждому человеку, и Бог очень ревностно ищет в человеческом сердце ответную любовь (ср.: Исх 20:5, 6). Писание не зря столь определенно говорит о Божьей ревности, ибо Израиль имел возможность убедиться на своем горьком опыте в истинности этих слов, когда пытался служить одновременно Богу и Ваалу.

Аргументы Иакова настолько сильны, что могут повергнуть грешников в отчаяние, однако далее он показывает, что чем большее осуждение угнетает кающегося грешника, тем большую благодать дает ему милостивый Бог. Иаков подкрепляет свою мысль цитатами из Прит 3:34 и 1Пет 5:5, свидетельствующими о том, что Бог дает благодать смиренным и послушным (то есть раскаивающимся).

Затем Иаков, характеризуя истинное смирение, взывает: покоритесь Богу. Искреннее раскаяние заключается в отвращении от своих прежних дел и смиренном обращении к Богу. Противостаньте дьяволу. Источником всякого испытания и искушения является дьявол (Мф 4:1−11; Мк 8:28−34; Лк 22:31; Ин 13:2, 27), следовательно, пренебрегая своими желаниями и похотями, мы сопротивляемся ему. Когда же он встречает сопротивление, он бежит прочь. Дьявол может пугать нас грядущими бедами, но все это ложь, ибо он силен только тогда, когда чувствует веру в себя. Приблизьтесь к Богу, восклицает апостол, и голос его сливается с голосами ветхозаветных пророков (Мал 3:7 и Зах 1:3). Возникает картина жертвоприношения или богослужения, когда человек входил в Божье присутствие в храме. Очистите руки. Эта фраза ассоциируется с еще одним религиозным ритуалом времен Ветхого Завета, символизирующим отказ от греховных дел. Исправьте сердца, двоедушные. Об очищении через омытие говорится еще в Исх 19:10, но здесь речь идет об очищении сердца. Двоедушие характеризует человека, пытающегося служить и Богу, и миру (см.: 1:8); очистить же сердце значит совершенно предать себя Богу, причем это невозможно без переживания искренней скорби о своих грехах. Раскаяние подразумевает не только скорбь о грехах, но и отвращение от прежней греховной жизни и, если возможно, компенсирование ущерба, нанесенного другим людям. Иаков завершает свой призыв к покаянию ободряющим обетованием: Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. Бог не оставит смиренное сердце без утешения; Он примет покаяние и ответит на него любовью; Он вознесет сокрушенную душу из скорби ее, окутав теплом Своей любви.

Ст. 11−12 Заключительное обращение

Завершив раздел, посвященный проблеме раздоров и необходимости единства церкви, призывом к покаянию, Иаков обращается к христианам с еще одним назиданием: не клевещите друг на друга (в русской синодальной Библии — «не злословьте друг друга»). Более адекватным представляется перевод «говорить злые или недобрые слова о ком-то», потому что английское слово «клевета» подразумевает только неверную информацию, тогда как аналогичное греческое слово имеет совсем иной смысл. С точки зрения Иакова, неважно, верна или искажена информация о человеке, — главное, что любые недобрые, критические слова разъединяют верующих. С этим согласен и Павел (2Кор 12:20), и Петр (1Пет 2:12; 3:16).

Иаков утверждает, что такая критичность тождественна суду над законом. Возможно ли это? Иисус, цитировавший Лев 19:18 (Мк 12:31 и Мф 7:12), учит нас любить ближнего как самого себя. Вряд ли такая любовь совместима с критикой. Еще важнее то, что, осуждая другого человека, мы возводим себя в роль его судьи, а судья восседает над законом. Однако только Бог имеет право быть судьей (Пс 74:7−8; Ин 5:22−23, 30), поэтому осуждающий и критикующий брата своего фактически пытается оттеснить Бога и занять место судьи, на которое только Он имеет право. Может ли такой человек надеяться, что Божье правосудие не обратится на него?

4:13 — 5:6 Испытание богатством

Закончив размышления о роли грешного языка, Иаков приступает к последней теме своего послания — испытанию богатством. Обладающие богатством несут на себе ответственность. На первый взгляд, они просто принимают какие-то деловые решения, но на самом деле испытываются Богом, а не выдержавшие испытания несут за это ответственность. Весь отрывок делится на две части, каждая из которых начинается словами «Послушайте вы...». Первая часть обращена к христианам, членам церкви, не выдержавшим испытания; вторая — к богатым нехристианам, вина которых значительно серьезнее.

Ст. 13−17 Испытание богатых

Первая группа испытуемых включает в себя состоятельных христиан. Как обычно, Иаков не называет их богатыми, но они, по-видимому, имеют некоторое состояние, ибо собираются заняться международной торговлей. Их планы совершенно естественны, ибо нет ничего преступного в том, чтобы отправиться в другой город и продавать там товары, а на вырученные деньги купить другие и притом еще иметь прибыль. Именно так и делается бизнес.

Иаков критикует их за то, что они ведут себя как обычные дельцы. Будучи христианами, они должны не только хорошо сознавать неопределенность своего будущего, но также помнить, Кто стоит над всем этим. Если картина бренности жизни позаимствована Иаковом из Ветхого Завета (Иов 7:7, 9; Пс 38:5, 6), то мысль о несостоятельности планирования без опоры на Божьи ценности и Его волю восходит прямо к учению Иисуса в Лк 12:16−21. Апостол, конечно, одобряет стремление предварять всякое дело словами «Если угодно будет Господу». Однако это всего лишь слова. Главным же, по его мнению, является стремление познать Его план и исполнять Его волю в деле использования денег. Он обличает их в надменности и тщеславии, то есть в том, что Иоанн называет «гордостью житейской» (1Ин 2:16). Они строят планы, которые Господь не одобрял, претендуют контролировать жизнь, которая им не принадлежит, хвастают будущими прибыльными сделками. Это не что иное, как любовь к миру.

Далее одна краткая фраза подводит итог всему рассуждению: так как эти люди принадлежат церкви, каждый из них знает, что должен делать добро (в русской синодальной Библии — «разумеет делать добро»). Почему же им не обратиться к Богу и не спросить Его о том, как распорядиться деньгами? Возможно, они не делают этого из опасения, что Бог повелит им поделиться с другими. Они не творят добро, а значит, грешат. И хотя их руки не запятнаны воровством или каким-либо другим серьезным преступлением и они просто честные деловые люди, они, не делая того добра, какое могли бы делать, грешны не меньше, чем те, кто совершает преступления, так как в обоих случаях игнорируются Божьи заповеди.

Примечания:

 
Синодальный перевод
7 диавол — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «дьявол», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.