2 Коринфянам 12 глава

Второе послание к Коринфянам апостола Павла
Синодальный перевод → Новый Библейский Комментарий

Синодальный перевод

1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силён.
11 Я дошёл до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чём нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостаёт перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать своё и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путём ходили?
19 Не думаете ли ещё, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и всё это, возлюбленные, к вашему назиданию.
20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моём, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.

Новый Библейский Комментарий

12:1 Здесь Павел переходит к тому, чем он еще гордится: ...к видениям и откровениям Господним. Он осознает и то, что ему не полезно хвалиться этим, и что он многое потеряет, если не будет делать этого. Очевидно, оппоненты критиковали, как они считали, его притязания на апостольство и его слова о данных ему видениях и откровениях. Павел говорит об этом прямо.

Ст. 2−4 Из многочисленных видений и откровений, которые были ему даны (Деян 9:4−6; 16:9, 10; 18:9−11; Гал 1:15, 16), Павел останавливается на одном, которое получил назад тому четырнадцать лет, т. е. несколько лет спустя после своего обращения. Павел ощутил себя восхищенным до третьего неба, где он слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Он не знает, пережил ли он опыт, находясь в теле, или вне тела (естественно, что мы, тем более, не можем этого знать). В иудейской и языческой литературе встречаются описания восхищений, подобных описанному апостолом Павлом, и на основании их можно узнать три вещи об этом опыте. Во-первых, опыт, о котором он рассказывал, был непонятен его современникам. Во-вторых, такой опыт внушал благоговейный страх, и этим отчасти объясняется, почему Павел так скупо описывал его. В-третьих, подобного рода опыт ставил его на один уровень с великими героями веры, и, объявляя о нем, Павел тем самым полностью отсекал себя от своих оппонентов.

Ст. 5, 6 Примечательно, что Павел не пытается создать себе капитал на своем опыте. Вместо этого он, напротив, стремится отделить себя от того Павла, который пережил это состояние четырнадцать лет назад. Просто обозначив сам непосредственный факт свершившегося, чтобы ответить на критику оппонентов, он отвлекает от него внимание, быстро переходя к слабости как единственной причине своего хвастовства, хотя и добавляет, дабы заставить замолчать критиков, что, пожелай он похвастаться, то сказал бы правду. Но он удерживается от этого, желая, чтобы люди оценивали его на основании того, что видят и слышат о нем сейчас, а не судят о нем по опыту, который он пережил четырнадцать лет назад.

Ст. 7 Вместо того чтобы возгордиться своим опытом, Павел сразу же объясняет, что он далек от того, чтобы превозноситься чрезвычайностью откровений. Важно подчеркнуть, что и в Ветхом, и в Новом Завете сатана действует только в пределах, дозволенных ему Богом, и что даже его злые замыслы Бог заставляет служить Своим Божественным целям. В данном случае ангел сатаны был использован Богом, чтобы Павел не превозносился, а это совсем не то, что замыслил сатана. Было высказано множество предположений о том, что это было за жало в плоть, однако нет никаких конкретных данных, чтобы судить об этом.

Ст. 8−10 Павел трижды молился о том, чтобы Господь удалил это «жало» от него, но просьба его не была удовлетворена. Господь сказал: ...довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. Другими словами, Бог обещал Павлу, что, несмотря на его немощь и нарушение планов, вызванных этим «жалом», Он будет действовать через него с еще большей силой. Услышав такое слово от Бога, Павел мог восхвалять свою слабость не потому, что радовался ей, но потому, что знал: сила Христова проявляется в нем через его слабость. Он продолжает использовать это слово Божье в других сферах своей жизни, когда сталкивается со слабостью и страданиями, по принципу: ...когда я немощен, тогда силен. Павел говорит это не просто для того, чтобы помочь своим читателям больше понять о человеческой слабости и силе Божьей. Его оппоненты критиковали его претензии на апостольство на почве слабости (ср.: 10:10; 11:21), и они, вероятно, рассматривали многочисленные преследования и невзгоды, которые испытывал Павел, как несостоятельность его претензий на апостольство. Выдвигая Божественный принцип проявления силы через слабость, Павел тем самым защитил свое право апостольства и одновременно нейтрализовал критику оппонентов.

Ст. 11, 12 Павел осознает, что действительно было неразумно с его стороны хвалиться, однако коринфяне сами побудили его к этому. Он говорит: Вам бы надлежало хвалить меня, и, сделай они это, у него не было бы нужды хвалиться. Люди не должны позволять себе опускаться до самовосхваления, когда их друзья или те, кому они служат, встают на защиту их чести, если в этом возникает необходимость. Павел напоминает своим читателям, что у него ни в нем нет недостатка против высших Апостолов, в частности в том, что касается терпения, знамений, чудес и сил, которые он продемонстрировал перед коринфянами. В этом отношении они не были обделены и получили не меньше, чем церкви, которые он основал.

Ст. 13 Единственное, в чем он уступает другим, так это, как он выражается со свойственной ему иронией, в том, что он не был им в тягость (т. е. никогда не принимал от них финансовой помощи). Смысл этого был искажен и использован против апостола как свидетельство его нелюбви к коринфским христианам (ср.: 11:7−11). Павел отказывается принимать всерьез такую критику и отвечает на нее весьма саркастически: Простите мне такую вину. Он имеет в виду, что упрекать его за то, что он не был им в тягость, несколько странно (ср.: 11:20).

12:14−18 Павел не способен на хитрость

Ст. 14, 15 В преддверии своего третьего посещения Коринфа Павел сообщает, что не собирается быть им в тягость: ...ибо я ищу не вашего, а вас. Рассматривая свое служение и отношение к ним как родителя к детям, он добавляет: Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей. По этой причине он готов не только истратить все, что имеет (свои денежные средства), но и истощать себя (жертвовать своей жизнью) за них. После такого изъявления любви и преданности коринфянам он спрашивает, не получится ли так, что его изобильная любовь к ним приведет к тому, что они, напротив, будут любить его меньше?

Ст. 16−18 Павел показывает здесь, что его любовь к коринфянам не была взаимной. Именно отказ от денежного содержания позволил его оппонентам до неузнаваемости исказить его намерения.

Таким образом, он раскрывает своим читателям характер обвинений против него. Оппоненты Павла предположили, что он отказался от финансовой поддержки только из желания собрать побольше средств для бедствующих христиан из иудеев и тем самым извлечь из этого выгоду и для себя. Павел спрашивает коринфян, пользовался ли он чем-нибудь из того, что они послали с теми братьями, которые прибыли за добровольными пожертвованиями (ср.: 8:16−24; 9:3−5), например, с Титом и другим братом, который по просьбе Павла отправился вместе с ним. В заключение он пишет: ...не в одном ли духе мы действовали? Вопрос требует положительного ответа. И Павел, и посланные им в Коринф действовали в одном духе, совершенно честно.

12:19−21 Назначение «неразумньис речей»

Ст. 19 Павел вынужден был говорить в таком духе, поскольку коринфяне находились под воздействием хвастовства его противников, и он должен был показать, что ни в чем не уступает этим людям. Но главная цель его речей — в назидании им; не следует считать его высказывания простой самозащитой. Во имя укрепления их веры он должен был раскрыть суть лжеапостолов и вернуть доверие к себе как их апостолу и к своей Благой вести.

Ст. 20, 21 Он стремится укрепить их в вере, поскольку боится, что по прибытии к ним в третий раз ни он, ни они не найдут друг друга такими, какими хотели бы видеть. Он мог найти их в том же греховном состоянии, что и раньше, в нераскаянных грехах (особенно в нечистоте, блудодеянии и непотребстве). Они же могли увидеть его в том же состоянии непримиримости к их грехам с высоты своего авторитета.

Примечания:

 
Синодальный перевод
13 церквами — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «церквями», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.