1 Фессалоникийцам 2 глава

Первое послание к Фессалоникийцам апостола Павла
Синодальный перевод → Новый Библейский Комментарий

Синодальный перевод

1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днём работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.
10 Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими,
11 потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,
12 мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Своё Царство и славу.
13 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих.
14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
15 которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся,
16 которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.
17 Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицом, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лицо ваше.
18 И потому мы, я, Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.
19 Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?
20 Ибо вы — слава наша и радость.

Новый Библейский Комментарий

2:1−16 Поведение миссионеров в Фессалонике

Основная часть послания начинается с обращения к теме, затронутой в 1:5, 6. Миссионеры, да и все христиане привлекают к себе недоброжелательный интерес и потому должны прилагать все усилия, чтобы их жизнь была вне всякой критики. Очевидно, люди, не принадлежавшие христианской общине, в отсутствие Павла критиковали его поведение как миссионера, и теперь он защищается от этих обвинений.

По просторам Римской империи бродило столько религиозных проповедников и философов, наживавшихся кто как может на своих слушателях, что миссионерам приходилось всячески подчеркивать отличие своих побуждений и методов от побуждений и методов своих недобросовестных конкурентов. Приведенные здесь критические высказывания и опровержения сравнимы с высказываниями некоторых античных философов, которые также считали себя несправедливо обвиненными. В основном миссионеров обвиняли в эксплуатации тех, кто становился их последователеями, и в существовании за их счет. Все призывы к новообращенным рассматривались как средство возвышения и обогащения обманным путем.

Ст. 1, 2 Павел призывает читателей послания вспомнить о его миссионерском посещении («вы знаете» и «вы помните» — ключевые выражения в ст. 1, 2, 5, 9, 11). Они имели возможность убедиться, что его миссионерский труд не был бездейственным, то есть бессодержательным или нерезультативным. Наоборот, как поругание в Филиппах (Деян 16:19−24), так и противодействие в самой Фессалонике (ср.: 1:6; 2:14−16; 3:3, 4) было мужественно встречено им.

Ст. 3−6 Еще одним подтверждением честности миссионерской проповеди было то, что она не основывалась на заблуждении относительно Евангелия. Она не возникла в результате таких нечистых побуждений, как честолюбие или корысть, и не была попыткой лукавством склонить слушателей к принятию Благой вести (ср.: «лукавые делатели» во 2Кор 11:13). Наоборот, миссионеры были, так сказать, испытаны Богом, прежде чем удостоиться принятия в число Его сил, и постоянно находились под Его присмотром. Поэтому они прекрасно осознавали необходимость соответствовать высоким Божественным стандартам и отвергали сомнительные способы убеждения (такие, как приукрашивание Евангелия для облегчения его принятия).

Они стремились угождать Богу, а не своей аудитории, но не потому, что были безразличны к людям и их нуждам, а потому, что преуспеяние в человеческом смысле не было их целью. Поэтому они не прибегали к лести (словам ласкательства) и не притворялись, скрывая за высокими словами желание получить деньги с новообращенных (виды корысти). Еще одно обвинение могло заключаться в том, что они якобы искали славы от людей — как в лоне церкви, так и за ее пределами. Действительно, апостолы и миссионеры могли претендовать на определенные привилегии и даже права. Например, они имели право ожидать повиновения обращенных и удовлетворения церковью своих материальных нужд. Вероятно, здесь подразумевается главным образом первая из упомянутых привилегий. (Об отрицании Павлом второй привилегии см.: 2Фес 3:9; 1Кор 9:4−14; 2Кор 11:7−12). Во всяком случае, миссионеры могли воспользоваться своим авторитетом (хотя это и противоречило бы принципу, провозглашенному Иисусом, Лк 22:24−27), но они этого не сделали.

Ст. 7 В сущности, они были тихи. В заботе о верующих миссионеры и пастыри должны быть подобны отцу (11), но здесь использован образ кормилицы, более выразительно передающий свойственную родителям нежную заботу.

Ст. 8 Это отношение описано языком любви, которая выражает себя в желании одарять. С христианской точки зрения величайшим даром является благовестив Божие, а с человеческой точки зрения — соединение душ, к которому обычно стремятся влюбленные.

Ст. 9 О желании одарять любовью, а не обременять новообращенных, свидетельствовал изнурительный труд миссионеров. Они трудились не только днем, но и ночью (изготовляя палатки или занимаясь кожевенными работами; Деян 18:3), чтобы заработать себе на пропитание. Помощь из Филипп (Флп 4:16) была недостаточной. Павел объяснет свое решение работать собственными руками (ср.: 4:11; 2Фес 3:7−10; Деян 18:3; 20:34) главным образом тем, что не хочет быть зависимым от новообращенных или использовать их. Причиной такого выбора не были ни поиски возможностей встречаться с людьми в мастерских, ни желание продемонстрировать, что он не стыдится честного труда (хотя см.: 2Фес 3:8).

Ст. 10−12 Павел заканчивает обращением к читателям послания, убедившимся на собственном опыте, что миссионеры жили праведно и относились к ним по-отечески. Их главной заботой было побуждение верующих к такому образу жизни, который достоин людей, призванных Богом в Его царство с надеждой приобщиться к Его славе.

Ст. 13 О том, что приход миссионеров не был бездейственным (1), свидетельствует характер принятия слушателями их благовестия. Учение Павла часто осуждали как его собственное, чисто человеческое измышление, и потому он был благодарен людям, которые признали, что он действительно проповедовал учение, идущее от Самого Бога (ср.: Гал 1:11, 12). Неотъемлемым свойством этого учения является изменение жизни тех, кто его услышал.

Ст. 14−16 Новообращенные проявили не меньшее мужество, чем первые христиане в Иудее, подвергавшиеся жестоким гонениям со стороны своих соплеменников. Фессалоникийцы точно так же пострадали от рук своих сограждан — как язычников, так и иудеев (Деян 17:5). Павел тоже был иудеем и потому страстно желал, чтобы его народ прозрел и признал Иисуса Мессией. Но он слишком хорошо знал, что отвержение Иисуса приведет к отвержению Богом тех, кто отвергает Его. Поэтому он говорит о Божьем гневе, который обрушится на иудеев за их последний и самый тяжкий в долгой истории отвержения посланников Бога грех. Следует обратить внимание, что Павел пишет здесь лишь об определенной группе иудеев и не противоречит выраженной в Рим. 9−11 надежде на обращение еврейского народа к Богу; принятие Евангелия спасает людей от Божьего гнева.

Примечания:

 
Синодальный перевод
14 церквам — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «церквям», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.