Притчи 16 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Новый русский перевод

 
 

Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
 
Человек строит планы, а ответ языка — от Господа.

Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
 
Все пути человека пред глазами его чисты, но Господь оценивает побуждения.

Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
 
Вверяй свое дело Господу, и осуществится задуманное тобой.

Всё сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдёт на день бедствия.
 
Господь создал всё для Своей цели — даже злодея — на день беды.

Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным.
 
Господь гнушается всех надменных. Твердо знай: они не останутся безнаказанными.

Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
 
Любовь и верность искупают грех; и страх перед Господом уводит от зла.

Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
 
Когда пути человека угодны Господу, Он[65] даже врагов его с ним примиряет.

Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
 
Лучше немногое с праведностью, чем большие доходы с неправедностью.

Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
 
Человек обдумывает свой путь, но Господь направляет его шаги.

В устах царя — слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде.
 
Царь говорит по внушению свыше; уста его не должны извращать правосудие.

Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме.
 
Верные весы и безмены — от Господа; и все гири в сумке — от Него.

Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол.
 
Цари гнушаются злодеяниями, ведь престол утверждается праведностью.

Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.
 
Царям угодны правдивые уста, они любят говорящих истину.

Царский гнев — вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его.
 
Царский гнев — вестник смерти, но мудрец его успокоит.

В светлом взоре царя — жизнь, и благоволение его — как облако с поздним дождём.
 
Когда лицо царя проясняется — это жизнь; его милость подобна облаку с весенним дождем.

Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра.
 
Приобретать мудрость гораздо лучше, чем золото; лучше приобретать разум, нежели серебро.

Путь праведных — уклонение от зла: тот бережёт душу свою, кто хранит путь свой.
 
Дорога праведных уводит от зла; тот, кто хранит свой путь, бережет свою жизнь.

Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.
 
Гордость предшествует гибели, надменность духа — падению.

Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
 
Лучше быть кротким духом и среди бедняков, чем делить добычу с надменными.

Кто ведёт дело разумно, тот найдёт благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
 
Внимательный к наставлению преуспеет, и блажен полагающийся на Господа.

Мудрый сердцем прозовётся благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.
 
Мудрого сердцем зовут понимающим, и приятная речь прибавит убедительности.

Разум для имеющих его — источник жизни, а учёность глупых — глупость.
 
Разум — источник жизни для имеющих его, а глупость — кара глупцам.

Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
 
Разум мудрого делает его речь рассудительной и придает словам его убедительности.

Приятная речь — сотовый мёд, сладка для души и целебна для костей.
 
Приятные слова — медовые соты, сладки для души и для тела целебны.

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти.
 
Бывает путь, который кажется человеку прямым, но в конце его — пути смерти.

Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.
 
Живот работника работает за него; его подгоняет его же голод.

Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
 
Негодяй умышляет зло, речь его, словно огонь палящий.

Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
 
Порочный человек сеет раздор, и сплетня разлучает близких друзей.

Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведёт его на путь недобрый;
 
Любящий насилие обольщает ближнего своего и на путь недобрый его уводит.

прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство.
 
Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло.

Венец славы — седина, которая находится на пути правды.
 
Седина — это славы венец, что достигается праведной жизнью.

Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
 
Терпеливый лучше воина, владеющий своим духом лучше завоевателя города.

В полу бросается жребий, но всё решение его — от Господа.
 
Бросают жребий в полу одежды, но любое решение его — от Господа.

Примечания:

 
Синодальный перевод
28 наушник — сплетник, клеветник, доносчик, шепчущий на ухо.
 
Новый русский перевод
7 [65] — Или: он.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.