Притчи 18 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Новый русский перевод

 
 

Прихоти ищет своенравный, восстаёт против всего умного.
 
Живущий обособленно потакает себе во всем, а на всякое здравое слово бранится.[71]

Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.
 
Нет глупцу радости в понимании — рад он лишь высказать свое мнение.

С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение.
 
Вслед за нечестием идет презрение, а со срамом приходит бесславие.

Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток.
 
Слова человеческих уст — глубокие воды[72]; источник мудрости — текущий поток.

Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.
 
Нехорошо быть пристрастным к злодею и лишать правосудия невиновного[73].

Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.
 
Язык глупца ведет его к ссоре, его уста навлекают побои.

Язык глупого — гибель для него, и уста его — сеть для души его.
 
Уста глупца — его гибель, его язык — для него же западня.

Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева.
 
Слова сплетен — как лакомые куски, что проходят вовнутрь чрева.

Нерадивый в работе своей — брат расточителю.
 
Ленивый в своей работе — брат разрушителя.

Имя Господа — крепкая башня: убегает в неё праведник — и безопасен.
 
Имя[74] Господне — крепкая башня; убежит в неё праведник — и будет спасен.

Имение богатого — крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении.
 
Состояние богатого — укрепленный город; высокой стеной представляется ему оно.

Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе.
 
Перед падением человеческое сердце заносится, а смирение предшествует славе.

Кто даёт ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему.
 
Отвечать, не выслушав, это глупость и стыд.

Дух человека переносит его немощи; а поражённый дух — кто может подкрепить его?
 
Дух человека подкрепляет его в болезни, но если дух сокрушен — кто в силах снести его?

Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания.
 
Разум рассудительного приобретает знание, и уши мудрых ищут его.

Подарок у человека даёт ему простор и до вельмож доведёт его.
 
Подарок открывает человеку путь и приводит его к вельможам.

Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследует его.
 
Кто первым изложит дело, тот выглядит правым, пока другой не придет и не расспросит его.

Жребий прекращает споры и решает между сильными.
 
Жребий решает споры, и разнимает сильных соперников.

Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка.
 
Обиженный брат неприступнее крепости; ссоры разделяют подобно засовам ворот.

От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.
 
Красноречием человек может наполнять свой желудок, словами своими — зарабатывать себе на жизнь.[75]

Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
 
У языка — сила жизни и смерти, те, кто любит его, будут вкушать его плоды.

Кто нашёл добрую жену, тот нашёл благо и получил благодать от Господа.
 
Нашедший жену нашел благо и приобрел от Господа расположение.

С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо.
 
Бедняк о милости молит, а богач отвечает грубо.

Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг более привязанный, нежели брат.
 
Есть друзья, с которыми лучше не знаться,[76] но истинный друг ближе иного брата.

Примечания:

 
Синодальный перевод
8 наушник — сплетник, клеветник, доносчик, шепчущий на ухо.
 
Новый русский перевод
1 [71] — Смысл этого места в евр. тексте неясен.
4 [72]Глубокие воды. Это выражение можно понимать двояко: 1) слова людей, зачастую, скрытны, неоднозначны, темны как глубокие воды; 2) слова, сказанные мудрым человеком, несут в себе глубокие мысли.
5 [73] — Или: праведника.
10 [74] — В древности имя несло в себе важную информацию, будучи большим, чем просто личное название кого-либо. Оно говорило, кем является данная личность, раскрывая его природу и характер. Другими словами, имя ГосподнеСам Господь.
20 [75] — Букв.: « Плодами уст человек может наполнять свой желудок; он насыщается жатвой своего языка».
24 [76] — Или: « Иные друзья лишь играют в дружбу…»
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.