От Луки 12 глава

Евангелие от Луки
Синодальный перевод → Новый русский перевод

 
 

Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
 
Тем временем собрались огромные толпы, и люди теснили друг друга. Иисус начал говорить, обращаясь сначала к Своим ученикам: — Берегитесь фарисейской закваски, то есть лицемерия.

Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
 
Нет ничего скрытого, что не открылось бы, и нет ничего тайного, что не стало бы известным.

Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.
 
Поэтому то, что вы говорите в темноте, будет услышано при свете дня, и что вы прошептали на ухо во внутренней комнате, будет провозглашено с крыш.

Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;
 
Я говорю вам, Моим друзьям: не бойтесь тех, кто убивает тело и ничего больше сделать не может.

но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.
 
Я скажу вам, Кого бояться: бойтесь Того, Кто, убив, имеет власть ввергнуть в ад[91]. Да, говорю вам, Его бойтесь.

Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.
 
Не продают ли пять воробьев всего за две медные монеты?[92] Однако ни один из них не забыт Богом.

А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.
 
А у вас даже и волосы на голове все сосчитаны! Не бойтесь — вы дороже множества воробьев!

Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;
 
Говорю вам: каждого, кто открыто признает Меня перед людьми, того и Сын Человеческий признает перед Божьими ангелами,

а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.
 
а кто отречется от Меня перед людьми, от того и Я отрекусь перед Божьими ангелами.

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится.
 
Всякий, кто скажет что-либо против Сына Человеческого, будет прощен, но тот, кто кощунствует над Святым Духом, не будет прощен.

Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,
 
Когда вас приведут на суд в синагоги, к правителям и власть имущим, не беспокойтесь о том, как вам защитить себя или что вам говорить,

ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить.
 
потому что Святой Дух в тот самый час научит вас, что вам говорить.

Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
 
Кто-то в толпе сказал Ему: — Учитель, скажи моему брату, чтобы он разделил со мной наследство.

Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
 
Иисус ответил: — Друг, кто Меня назначил судьей или посредником между вами?

При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
 
И Он сказал им: — Смотрите, берегитесь жадности. Как бы ни был богат человек, его жизнь от этого не зависит.

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
 
И Он рассказал им притчу: — Земля одного богатого человека принесла ему хороший урожай.

и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих».
 
«Что мне делать? Мне негде хранить весь собранный урожай, — подумал он. —

И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё,
 
Вот что я сделаю, — решил он тогда, — я снесу мои хранилища и построю большие, в них будет достаточно места для моего зерна и другого имущества.

и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».
 
Тогда я смогу сказать себе: теперь у тебя полно добра на много лет. Отдыхай, ешь, пей, веселись».

Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»
 
Но Бог сказал ему: «Глупец! Сегодня же ночью твою жизнь возьмут у тебя. Кому достанется всё, что ты приготовил?»

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
 
Так будет с каждым, кто копит богатство для себя, но не приобретает богатства для Бога.

И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:
 
Затем Он сказал Своим ученикам: — Поэтому Я говорю вам: не тревожьтесь о своей жизни, что вам есть, или о своем теле, во что вам одеться.

душа больше пищи, и тело — одежды.
 
Ведь жизнь важнее пищи, и тело важнее одежды.

Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?
 
Посмотрите на воронов, они не сеют и не жнут, у них нет ни хранилищ, ни амбаров, однако Бог питает их. Насколько же вы ценнее этих птиц!

Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
 
И кто из вас, беспокоясь, может продлить себе жизнь хотя бы на час?[93]

Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?
 
Если вы не можете сделать даже этого, то зачем вам тревожиться об остальном?

Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
 
Подумайте о том, как растут лилии. Они не трудятся и не прядут, но говорю вам, что даже Соломон во всем своем величии не одевался так, как любая из них.

Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!
 
Но если Бог так одевает траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, то не оденет ли Он и вас, маловеры?

Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,
 
Не беспокойтесь о том, что вам есть или что пить, не тревожьтесь об этом.

потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
 
Ведь все язычники этого мира только об этом и думают, но ваш Отец знает, что вы нуждаетесь в этом.

наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.
 
Ищите лучше Его Царства, и это тоже будет дано вам.

Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
 
Не бойся, малое стадо, ведь вашему Отцу было угодно дать вам Царство!

Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
 
Продавайте ваше имущество и давайте милостыню. Приобретайте себе такие кошельки, которые не изнашиваются, сокровища на небесах, где ни вор к ним не подберется, ни моль их не съест.

ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
 
Ведь где ваше богатство, там будет и ваше сердце.

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.
 
Будьте всегда наготове: одежды подпоясаны, а светильники горящие,

И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.
 
как у тех слуг, что ждут возвращения своего хозяина со свадебного пира. Когда хозяин придет и постучит, они смогут сразу открыть ему.

Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.
 
Блаженны те слуги, которых хозяин, возвратившись, найдет бодрствующими. Говорю вам истину, он тогда сам подпояшется, как слуга, пригласит их к столу и будет прислуживать им.

И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те.
 
Блаженны те слуги, которых хозяин застанет готовыми, даже если он придет среди ночи или перед рассветом.

Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придёт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.
 
Знайте, что если бы хозяин дома знал, в котором часу придет вор, то он не позволил бы ему проникнуть в свой дом.

Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
 
Вы тоже должны быть готовы, потому что Сын Человеческий придет в час, когда вы Его не ждете.

Тогда сказал Ему Пётр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?
 
Петр спросил: — Господи, Ты говоришь эту притчу только нам или всем?

Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?
 
Господь ответил: — Кто тогда окажется верным и разумным управляющим, которого хозяин поставил над другими слугами, чтобы вовремя раздавать им пищу?

Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдёт поступающим так.
 
Блажен тот слуга, которого хозяин, когда вернется, найдет поступающим так.

Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
 
Говорю вам истину: он доверит ему всё свое имение.

Если же раб тот скажет в сердце своём: не скоро придёт господин мой, и начнёт бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, —
 
Но если тот слуга решит: «Мой хозяин придет ещё не скоро», — и станет избивать слуг и служанок, есть, пить и пьянствовать,

то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с неверными.
 
то придет его хозяин в тот день, когда он не ожидает, и в тот час, когда он не знает. Он рассечет его надвое и определит ему одну участь с неверными.

Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
 
Тот слуга, который знал волю своего хозяина и не приготовился или не сделал того, что хотел хозяин, будет сильно бит,

а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
 
а тот, кто делает достойное наказания по незнанию, будет бит меньше. Кому было много дано, с того много и потребуют, и кому было много доверено, с того много и спросится.

Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!
 
Я пришёл принести огонь на землю, и как Я хочу, чтобы он уже разгорелся!

Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!
 
Но Мне ещё предстоит пройти крещение, и как Я томлюсь, пока это не совершится!

Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;
 
Вы думаете, Я пришёл, чтобы принести на землю мир? Нет, говорю вам, не мир, а разделение.

ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трёх:
 
Семья из пяти человек разделится: трое против двоих, и двое против троих.

отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.
 
Отец будет против сына и сын против отца, мать против дочери и дочь против матери, свекровь против невестки и невестка против свекрови[94].

Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: «дождь будет», и бывает так;
 
Иисус опять обратился к народу: — Когда вы видите облако на западе, вы сразу говорите, что будет дождь, и, действительно, идет дождь.

и когда дует южный ветер, говорите: «зной будет», и бывает.
 
И когда дует южный ветер, вы говорите: будет жарко, и так и бывает.

Лицемеры! лицо земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?
 
Лицемеры! Вы знаете, что означают приметы земли и неба, так почему же вы не знаете, какое настало время?

Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?
 
Почему вы сами не рассудите, в чем истина?

Когда ты идёшь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привёл тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.
 
Когда ты идешь со своим обвинителем в суд, постарайся примириться с ним ещё по пути, иначе он притащит тебя к судье, а судья отдаст тебя стражнику, и тот бросит тебя в темницу.

Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.
 
Говорю тебе, что ты не выйдешь оттуда, пока не выплатишь всё до самого последнего гроша.

Примечания:

 
Синодальный перевод
15 любостяжание — любовь к накоплению; жадность, страсть к деньгам и богатству.
28 кольми паче — насколько больше, сильнее; более чем.
31 наипаче — прежде всего, больше всего, тем более, особенно.
33 вместилища — изначально «влагалища», от слова — влагать; влагалище — вещь служащая для вложения в нее другой, В. И. Даль.
40 приидет — придёт.
 
Новый русский перевод
5 [91] — Греч. гее́нна.
6 [92] — Букв.: за два ассария.
25 [93] — Или: « …прибавить себе роста хотя бы на один локоть?»
53 [94] — См. Мих 7:6.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.