Деяния 7 глава

Деяния святых апостолов
Синодальный перевод → Новый русский перевод

 
 

Тогда сказал первосвященник: так ли это?
 
Затем первосвященник спросил Стефана: — Это так?

Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
 
Стефан ответил: — Братья и отцы! Выслушайте меня. Бог славы явился нашему праотцу Аврааму, когда тот жил ещё в Месопотамии — до того, как он поселился в Харране.

и сказал ему: «выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего и пойди в землю, которую покажу тебе».
 
«Оставь свою страну и своих родственников, — сказал Он ему, — и иди в землю, которую Я тебе укажу».[40]

Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живёте.
 
Авраам покинул страну халдеев и поселился в Харране. Оттуда, после смерти его отца, Бог переселил Авраама в страну, в которой вы сейчас живете[41].

И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать её во владение ему и потомству его по нём, когда ещё был он бездетен.
 
Он не дал ему здесь никакого наследия, не дал земли даже на ширину ступни[42]. Но Бог обещал дать эту землю во владение ему и его потомкам, хотя в то время у Авраама не было ребенка.

И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут в порабощении и притеснении лет четыреста.
 
Бог говорил ему: «Твои потомки будут странниками в чужой земле, они будут обращены в рабство и будут терпеть зло четыреста лет.

«Но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении; и после того они выйдут и будут служить Мне на сём месте».
 
Но Я накажу народ, поработивший их, — сказал Бог, — и тогда они выйдут оттуда и будут служить Мне на этом месте»[43].

И дал ему завет обрезания. По сём родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова, Иаков же двенадцать патриархов.
 
Затем Он дал Аврааму завет обрезания[44]. Авраам стал отцом Исаака и обрезал его на восьмой день после рождения, Исаак же стал отцом Иакова, а Иаков — двенадцати патриархов[45].

Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним,
 
Патриархи из зависти к Иосифу продали его в Египет. Но Бог был с ним

и избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона, который и поставил его начальником над Египтом и над всем домом своим.
 
и избавил его от всех бед. Он дал Иосифу мудрость и помог ему заслужить расположение фараона, царя Египта. Тот сделал Иосифа правителем всего Египта и всего своего дома.

И пришёл голод и великая скорбь на всю землю Египетскую и Ханаанскую, и отцы наши не находили пропитания.
 
Затем во всем Египте и в Ханаане начался голод и великое бедствие, и наши праотцы не могли найти пищи.

Иаков же, услышав, что есть хлеб в Египте, послал туда отцов наших в первый раз.
 
Иаков услышал о том, что в Египте есть зерно, и послал туда наших праотцев в первый раз.

А когда они пришли во второй раз, Иосиф открылся братьям своим, и известен стал фараону род Иосифов.
 
Когда они пришли во второй раз, Иосиф открылся своим братьям, и фараон узнал о родственниках Иосифа.

Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и всё родство своё, душ семьдесят пять.
 
После этого Иосиф послал за своим отцом Иаковом и за всеми своими родственниками, которых насчитывалось 75 человек.

Иаков перешёл в Египет, и скончался сам и отцы наши;
 
Иаков пришёл в Египет, где умерли и он, и наши праотцы.

и перенесены были в Сихем и положены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова.
 
Тела их были перенесены в Шехем и положены в гробницу, которую Авраам купил за серебро у сыновей Хамора в Шехеме[46].

А по мере, как приближалось время исполниться обетованию, о котором клялся Бог Аврааму, народ возрастал и умножался в Египте,
 
По мере того как приближалось время исполнения обещаний, данных Богом Аврааму, возрастала численность нашего народа в Египте.

до тех пор, как восстал иной царь, который не знал Иосифа.
 
Так продолжалось, пока в Египте не пришёл к власти другой царь, который не знал про Иосифа.

Сей, ухищряясь против рода нашего, притеснял отцов наших, принуждая их бросать детей своих, чтобы не оставались в живых.
 
Он притеснял наших предков, действуя с коварством против нашего народа: он заставлял их выбрасывать новорожденных младенцев, чтобы те умирали.

В это время родился Моисей, и был прекрасен пред Богом. Три месяца он был питаем в доме отца своего.
 
В это время родился Моисей, прекрасный перед Богом. Три месяца его вскармливали в отцовском доме,

А когда был брошен, взяла его дочь фараонова и воспитала его у себя, как сына.
 
а когда вынуждены были расстаться с ним, его подобрала дочь фараона и воспитала, как своего собственного сына.

И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силён в словах и делах.
 
Моисей был научен всей египетской мудрости; он был силен и в слове, и в деле[47].

Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых.
 
Когда ему было сорок лет, он решил навестить своих братьев-израильтян.

И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отомстил за оскорблённого, поразив Египтянина.
 
Увидев, что одного из них обижает египтянин, он вступился и отомстил, убив обидчика.

Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его даёт им спасение; но они не поняли.
 
Моисей думал, его братья поймут, что Бог через него дает им избавление, но они не поняли.

На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: «вы братья; зачем обижаете друг друга?»
 
На следующий день Моисей увидел, как двое израильтян дерутся. Он попытался помирить их. «Вы же братья, — говорил он, — зачем вы обижаете друг друга?»

Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: «кто тебя поставил начальником и судьёю над нами?
 
Тогда обидчик оттолкнул Моисея и сказал: «Кто поставил тебя начальником и судьей над нами?

Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина?»
 
Или ты хочешь убить и меня, как вчера убил египтянина?»

От сих слов Моисей убежал и сделался пришельцем в земле Мадиамской, где родились от него два сына.
 
Услышав такие слова, Моисей бежал и поселился в мадианской земле как чужеземец. Там у него родились два сына[48].

По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста.
 
Через сорок лет Моисею явился Ангел в пламени горящего тернового куста в пустыне горы Синай.

Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень:
 
Моисей был поражен, когда это увидел. Он подошел ближе, чтобы лучше рассмотреть, и услышал голос Господа:

«Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова». Моисей, объятый трепетом, не смел смотреть.
 
«Я — Бог твоих отцов, Бог Авраама, Исаака и Иакова».[49] Моисей дрожал от страха и не решался поднять глаз.

И сказал ему Господь: «сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
 
Господь сказал ему: «Сними свою обувь, потому что место, на котором ты стоишь, — святая земля[50].

Я вижу притеснение народа Моего в Египте, и слышу стенание его, и нисшёл избавить его: итак, пойди, Я пошлю тебя в Египет».
 
Я увидел угнетение Моего народа в Египте и услышал их стоны. Я сошел, чтобы освободить их. А теперь иди, Я посылаю тебя в Египет».[51]

Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: «кто тебя поставил начальником и судьёю?», сего Бог через Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем.
 
Того самого Моисея, которого они отвергли и о котором говорили: «Кто поставил тебя начальником и судьей?»[52] — Бог посылал теперь как вождя и избавителя через Ангела, Который явился ему в терновом кусте.

Сей вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет.
 
Моисей вывел их из Египта, совершая чудеса и знамения в Египте, у Красного моря и в пустыне на протяжении сорока лет.

Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте».
 
Этот же самый Моисей сказал израильтянам: «Из ваших же братьев Бог поставит вам Пророка подобного мне».[53]

Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам,
 
Он, Моисей, — тот самый человек, который был с народом Израиля, собранным в пустыне; он был там с Ангелом, Который говорил с ним на горе Синай, и с нашими отцами. Он принял живые слова, чтобы передать их нам.

которому отцы наши не хотели быть послушными, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту,
 
Наши отцы, однако, отказались повиноваться ему, но отвергли его и захотели вернуться в Египет.

сказав Аарону: «сделай нам богов, которые предшествовали бы нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось».
 
Они сказали Аарону: «Сделай нам богов, которые пойдут перед нами, потому что мы не знаем, что приключилось с этим Моисеем, выведшим нас из Египта».[54]

И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих.
 
В те дни они сделали золотого тельца, принесли этому идолу жертву и радовались делу своих рук.

Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: «дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне?
 
Бог же отвернулся от них и оставил их поклоняться небесному воинству, как об этом написано в книге пророков: «Приносили ли вы Мне заклания и жертвы в течение сорока лет в пустыне, дом Израиля?

Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона».
 
Вы взяли с собой шатер Молоха[55], звезду вашего бога Рефана и изображения, которые вы сделали для поклонения. Поэтому Я пошлю вас в плен дальше Вавилона»[56].

Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать её по образцу, им виденному.
 
У наших отцов в пустыне была скиния свидетельства, сделанная согласно указаниям, которые Бог дал Моисею, и по образцу, который увидел Моисей.

Отцы наши с Иисусом, взяв её, внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших. Так было до дней Давида.
 
Получив эту скинию, наши отцы, под предводительством Иисуса Навина, внесли её во владения народов, которых Бог изгнал перед ними. И так было до времен царствования Давида,

Сей обрёл благодать пред Богом и молил, чтобы найти жилище Богу Иакова.
 
который обрел благодать перед Богом и просил у Него позволения найти жилище для Бога Иакова[57].

Соломон же построил Ему дом.
 
Однако дом Ему построил Соломон.

Но Всевышний не в рукотворённых храмах живёт, как говорит пророк:
 
Но Всевышний не живет в домах, построенных людьми. Пророк говорит об этом:

«Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
 
«Небеса — престол Мой, и земля — подножие для ног Моих! Какой вы можете построить Мне дом? — говорит Господь. — Где может быть место отдыха для Меня?

Не Моя ли рука сотворила всё сие?»
 
Разве не Моей рукой всё это сотворено?»[58]

Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
 
Вы — упрямый народ с необрезанными сердцами и ушами![59] Вы всегда противитесь Святому Духу, как и ваши отцы!

Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, —
 
Кого из пророков ваши отцы не преследовали? Они убили тех, кто предсказывал пришествие Праведного, предателями и убийцами Которого стали теперь вы!

вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
 
Приняв Закон, переданный вам через ангелов, вы не соблюли его.

Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
 
Услышав это, они пришли в ярость и начали скрежетать зубами от злости на Стефана.

Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
 
Стефан же, исполненный Святого Духа, поднял глаза к небу и увидел славу Божью и Иисуса, стоящего по правую руку от Бога[60].

и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
 
— Смотрите, — сказал он, — я вижу открытые небеса и Сына Человеческого, стоящего по правую руку от Бога!

Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
 
Тогда они все вместе, заткнув уши, с громким криком бросились на него.

и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
 
Они выволокли Стефана за пределы города и стали бросать в него камни. Свидетели обвинения оставили свои плащи у ног молодого человека по имени Савл.

и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
 
Когда они бросали в Стефана камни, тот молился: «Господь Иисус, прими дух мой!»

И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
 
Потом он пал на колени и громко воскликнул: — Господи, не наказывай их за этот грех! — С этими словами он умер.

Примечания:

 
Синодальный перевод
36 Чермное, не чёрное. Чермное — от церковно-книжного, устарелого — багровое, темнокрасное. Чермное море — современное Красное море.
51 жестоковыйные — непослушные, непокорные, своевольные; буквально: с жестокой шеей.
55, 56 одесную — по правую руку, справа.
 
Новый русский перевод
3 [40]Быт 12:1. Возможно, это повеление Бог дал Авраму еще в Уре Халдейском, а позже повторил его уже в Харране.
4 [41] — См. Быт 11:31−32; Быт 12:4-5.
5 [42] — См. Втор 2:5.
6 [43]Быт 15:13-14; см. также Исх 3:12. Эти слова Бога исполнились, когда Моисей вывел свой народ из Египта (Исх 14; Деян 7:17-36).
8 [44] — См. Быт 17:9-14.
8 [45] — Или: Исаак же обрезал Иакова, а Иаков — двенадцать патриархов.
9 [46] — История жизни Иосифа записана в Быт 37; 39-50.
18 [47] — См. Исх 1:1 — 2:10.
23 [48] — См. Исх 2:11−25; Исх 18:2-4.
32 [49]Исх 3:6.
33 [50] — Это согласуется с древним обычаем, до сих пор распространенным во многих странах Востока, где перед молитвой к Создателю принято разуваться.
30 [51] — См. Исх 3:1-10.
35 [52] — См. Исх 2:14.
37 [53]Втор 18:15.
40 [54]Исх 32:1, 23.
43 [55]Молох. Аммонитский бог, в жертвы которому приносились дети. См. Лев 18:21; Лев 20:2-5.
42 [56]Ам 5:25-27.
46 [57] — В некот. древн. рукописях: для дома Иакова.
49 [58]Ис 66:1-2.
51 [59] — Метафора, обозначающая людей непокорных Богу.
55 [60] — См. Пс 109:1.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.