Евреям 1 глава

Послание к Евреям апостола Павла
Синодальный перевод → Новый русский перевод

 
 

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
 
Бог, многократно и многообразно говоривший в прошлом к нашим предкам через пророков,

в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил.
 
в эти последние дни говорил нам через Своего Сына, Которого Он предназначил быть Владыкою всего и через Которого Он некогда сотворил вселенную.

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
 
Сын — сияние славы Отца, точное подобие самой сущности Бога. Сын поддерживает существование всей вселенной Своим могущественным словом. Очистив нас от грехов, Он сел по правую руку от Всевышнего1 на небесах.

будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
 
Он настолько превыше ангелов, насколько имя, которое Он получил, превыше их имен.

Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И ещё: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»?
 
Кому из ангелов Бог когда-либо говорил: «Ты Сын Мой, сегодня Я родил Тебя»?2 Или же: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»?3

Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии».
 
И опять же, когда вводит в мир Своего Первенца, Бог говорит: «Пусть все ангелы Божьи поклонятся Ему».4

Об Ангелах сказано: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь».
 
Об ангелах сказано: «Он делает ангелов Своих ветрами5 и слуг Своих языками пламени».6

А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.
 
Но о Сыне сказано : «Вечен престол Твой, Боже, Твой царский скипетр — скипетр правосудия.

Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих».
 
Ты возлюбил праведность, а беззаконие возненавидел, поэтому, о Боже, Твой Бог помазал7 Тебя маслом радости больше, чем Твоих сотоварищей».8

И: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
 
И также о Сыне написано : «О Господь! В начале Ты положил основание земли, и небеса — дело Твоих рук.

они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
 
Они погибнут, но Ты останешься навсегда; они износятся, как одежда,

и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся».
 
и Ты свернешь их, словно покрывало; как одежда, они будут сменены на новые. Но Ты — Тот же, и годам Твоим нет конца».9

Кому когда из Ангелов сказал Бог: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»?
 
Кому из ангелов когда-либо было сказано: «Сядь по правую руку от Меня, пока Я не повергну врагов Твоих к ногам Твоим»?10

Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
 
Разве ангелы — это не служебные духи, посылаемые на службу тем, кому предстоит получить спасение?

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
3 [1] — См. Пс. 109:1.
5 [2] — См. Пс. 2:7. Второй псалом говорит о коронации иудейского царя, и значит, слова «Я родил тебя» указывают на воцарение. В древности у иудеев титулы «сын Бога» и «помазанник» были эквивалентом титулу «царь Израиля», но также указывали на ожидаемого Мессию, Спасителя и праведного Царя от Бога, т. е. Иисуса. Но термин «Сын Бога» не исключает и близкие взаимоотношения между Богом и Иисусом, подобные человеческим взаимоотношениям отца и сына.
5 [3] — См. 2 Цар. 7:14; 1 Пар. 17:13.
6 [4] — Существуют несколько толкований, например: 1) события, которые описываются здесь, имеют отношение к вознесению Иисуса Христа и вхождению Его в окружение Бога; 2) речь здесь может идти о втором пришествии Иисуса. Цитата, возможно, взята из Втор. 32:43 (согласно кумранским рукописям) или Пс. 96:7.
7 [5] — Или: «духами».
7 [6] — Пс. 103:4. Общий смысл: Иисус намного превосходит ангелов. Но, что касается детального разбора, то здесь существует множество толкований этого места: 1) Бог мог бы превратить ангелов в огонь и ветер; 2) ангелы сравниваются с огнем и ветром — с их быстротой, мощью или с их разрушительной силой; 3) ангелы действуют в ветре и огне. Существуют и другие толкования.
9 [7] — Или: «поэтому Бог, Твой Бог, помазал … »
8 [8] — См. Пс. 44:7—8.
10 [9] — См. Пс. 101:26—28.
13 [10] — Пс. 109:1; Мат. 22:41—46.
 


2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.