От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея
Синодальный перевод → Открытый перевод

 
 

Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
 
В тот же день Иисус вышел к морю и сел у берега.

И собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
 
Вокруг него собралась большая толпа, и тогда Он перешёл в лодку. Народ стоял на берегу,

И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
 
а Он говорил им о многом, рассказывая притчи:«Вышел сеятель в поле,

и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
 
и когда он сеял, часть зёрен упала у дороги — прилетели птицы и склевали их.

иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
 
Другие зёрна упали на каменистую почву, где земли было мало, и тотчас проросли, ибо слой земли был тонким.

Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
 
Но взошло солнце и опалило ростки. А глубоких корней у них не было, и они засохли.

иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
 
Другие зёрна упали в колючие кусты — кусты разрослись и заглушили побеги.

иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
 
А те зёрна, что упали в хорошую землю, дали урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать.

Кто имеет уши слышать, да слышит!
 
Пусть имеющий уши услышит!»

И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
 
Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты учишь их притчами?»

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
 
Он ответил: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
 
Кто имеет, тому будет дано, чтобы он имел в избытке. Кто не имеет, у того будет отнято и то, что у него есть.

потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
 
Потому Я и учу их притчами, что смотрят они, но не видят, слушают, но не слышат и не могут понять.

и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,
 
Так исполняется пророчество Исайи: Будете слушать, но не поймёте, будете смотреть, но не увидите.

ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».
 
Очерствело сердце этого народа, они еле слышат и закрыли глаза. Не хотят они видеть и слышать, не хотят ничего понимать, а не то вернулись бы ко Мне и Я бы их исцелил42.

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,
 
Счастливы ваши глаза, ибо они видят, и ваши уши, ибо они слышат.

ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
 
Говорю вам истину: многие пророки и праведники хотели увидеть то, что вы видите, и услышать то, что вы слышите, но им не довелось.

Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:
 
Вот вы и послушайте, что означает притча о сеятеле.

ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.
 
Если кто слышит слово о Царстве и не понимает, то приходит Враг и выдёргивает всё, что посеяно в его сердце. Это и есть посеянное у дороги.

А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
 
Посеянное на каменистой почве — это тот, кто слышит слово и тут же с радостью его принимает,

но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
 
но лишён корня и постоянства, так что во время притеснений и гонений за слово он сразу же отступается.

А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
 
Посеянное в колючих кустах — это тот, кто слышит слово, но мирские заботы и страсть к богатству заглушают это слово, и оно остаётся бесплодным.

Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
 
А посеянное в хорошую землю — это тот, кто слышит слово и понимает его. Вот он и приносит урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать».

Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём;
 
Он поведал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — это как если бы человек посеял на своём поле пшеницу,

когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл;
 
а когда все спали, пришёл его недруг, посеял поверх пшеницы сорную траву и ушёл.

когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
 
Пшеница взошла и заколосилась, но проросли и сорняки.

Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоём? откуда же на нём плевелы»?
 
Работники пошли и сказали хозяину: “Господин наш, разве не пшеницу ты посеял на поле? Откуда же там сорняки?”

Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдём, выберем их»?
 
Хозяин ответил: “Это сделал мой недруг”. Работники предложили: “Хочешь, мы пойдём и прополем пшеницу?”

Но он сказал: «нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
 
Но хозяин сказал: “Не надо. Как бы заодно с сорняками вы не выдернули и пшеницу!

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».
 
Пусть и то и другое растёт до жатвы. А когда придёт время жатвы, я велю жнецам, чтобы они сперва вырвали сорную траву, связали её в снопы и сожгли, а пшеницу собрали в закрома”».

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём,
 
Он поведал им и другую притчу: «Царство Небесное — как горчичное семечко, которое человек посадил на своём поле.

которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
 
Это самое маленькое из зёрен, но оно вырастает выше всех огородных кустов и становится деревом, в ветвях которого птицы вьют гнёзда43».

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
 
Он рассказал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — как дрожжи. Женщина взяла горстку дрожжей на целых три меры муки — и получилось тесто».

Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
 
Всему этому Иисус учил людей в притчах, а без притчи не говорил ничего,

да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира».
 
чтобы исполнилось сказанное через пророка: Буду говорить притчами, поведаю то, что скрыто от сотворения мира44.

Тогда Иисус, отпустив народ, вошёл в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
 
Отпустив народ, Он вошёл в дом. Тогда ученики попросили Его: «Растолкуй нам притчу о сорняках на поле».

Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
 
Он сказал: «Сеющий пшеницу — это Сын Человеческий,

поле есть мир; доброе семя — это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;
 
поле — это мир, а пшеница — наследники Царства. Сорняки — это наследники Врага,

враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
 
тот, кто их посеял, — это Дьявол, жатва — окончание Века, а жнецы — ангелы.

Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего:
 
И как собирают сорную траву и сжигают в огне, так будет и при окончании Века:

пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
 
Сын Человеческий пошлёт своих ангелов и они заберут из его Царства всё, на чём спотыкаются люди, и всех, кто нарушает Закон,

и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
 
и бросят в печь, в огонь45. Там будут рыдать и скрежетать зубами.

тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
 
А праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца своего. Пусть имеющий уши услышит!

Ещё: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то.
 
Царство Небесное — как закопанный на поле клад. Один человек нашёл его, снова закопал и на радостях пошёл, продал всё, что имел, и купил то поле.

Ещё: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
 
И ещё, Царство Небесное — это как если бы купец, что скупает хороший жемчуг,

который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её.
 
вдруг встретил одну бесценную жемчужину. Тогда он всё распродаст и купит её.

Ещё: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
 
И ещё, Царство Небесное — как заброшенный в море невод, куда попадает всякая рыба.

который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
 
Как только он наполнится, рыбаки вытаскивают его на берег, отбирают хорошую рыбу и бросают в корзины, а негодную выбрасывают вон.

Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
 
Так будет и при окончании Века: придут ангелы, заберут виновных прочь от правых,

и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
 
и бросят в печь, в огонь. Там будут рыдать и скрежетать зубами.

И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи!
 
Вы поняли всё это?» Ученики ответили: «Да».

Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
 
И Он сказал им: «Так вот, всякий книжник, что стал учеником Царства Небесного, похож на хозяина, который выносит из дому и новое и старое».

И, когда окончил Иисус притчи сии, пошёл оттуда.
 
Рассказав эти притчи, Иисус отправился дальше.

И, придя в отечество Своё, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
 
Придя в родной город, Он стал учить в синагоге, а люди поражались и спрашивали: «Откуда у Него эта мудрость и сила?

не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
 
Разве Он не плотников сын? Его мать зовут Мариам, а Его братья — Иаков, Иосиф, Шимон и Иуда?

и сёстры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?
 
И разве не здесь, не у нас, все Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?»

И соблазнялись о Нём. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём.
 
И Он стал для них камнем преткновения. А Иисус сказал: «Пророка чтят повсюду, но не в его городе и не в его доме».

И не совершил там многих чудес по неверию их.
 
Там Он сотворил мало чудес из-за их неверия.

Примечания:

 
Синодальный перевод
30 связки — в новых редакциях может использоваться — снопы, как минимум в изданиях 1968, 1976, 1988 года, а так же версии «Свет на востоке», библиях с комментариями МакАртура и Женевской. В ранних изданиях 1876, 1917, 1926 (Проханова), 1956 годов используется слово «связки».
39 диавол — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «дьявол», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
 
Открытый перевод
[42] Ис 6:9сл греч.
[43] Пс 103:12 греч.
[44] Пс 77:2.
[45] Дан 3:6.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.