От Матфея 27 глава

Евангелие от Матфея
Синодальный перевод → Открытый перевод

 
 

Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
 
Ранним утром все первосвященники и старейшины Израиля вынесли Иисусу смертный приговор

и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
 
и велели связать Его, увести и выдать Пилату94, римскому наместнику.

Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осуждён, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,
 
О том, что Иисус приговорён к смерти, узнал Иуда, который выдал Его. Охваченный раскаянием, он отнёс те тридцать серебряных шекелей первосвященникам и старейшинам

говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
 
и сказал: «Я согрешил, выдав на смерть невинного человека». Они ответили: «А нам-то что? Это твоя забота».

И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился.
 
Тогда Иуда, швырнув деньги в сторону Храма, ушёл и повесился.

Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.
 
А первосвященники, подобрав серебро, сказали: «Это — плата за кровь. Положить эти деньги в казну Храма нельзя».

Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;
 
Посовещавшись, они купили на них землю у гончара для погребения чужестранцев.

посему и называется земля та «землёю крови» до сего дня.
 
Поэтому до сих пор это место называют «Кровавая земля».

Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «и взяли тридцать сребреников, цену Оценённого, Которого оценили сыны Израиля,
 
Так исполнилось пророчество Иеремии95: И взяли они тридцать серебряных шекелей96 — во столько оценили его израильтяне —

и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь».
 
и купили на них землю у гончара, как велел мне Господь97.

Иисус же стал перед правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.
 
А Иисус предстал перед наместником, который спросил Его: «Ты царь евреев?» Иисус ответил: «Ты сам сказал».

И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.
 
Но когда первосвященники и старейшины стали Его обвинять, Он хранил молчание.

Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?
 
Тогда к нему обратился Пилат: «Ты не слышишь, какие против тебя дают показания?»

И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
 
Но Иисус не проронил ни слова, что сильно удивило наместника.

На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.
 
А по праздникам наместник обычно отпускал одного из узников, кого пожелает народ.

Был тогда у них известный узник, называемый Варавва;
 
В то время в тюрьме содержался известный всем Иисус Бар-Абба98.

итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
 
И когда люди собрались, Пилат обратился к ним: «Кого вам отпустить: Иисуса Бар-Аббу99 или Иисуса, именуемого Помазанником?»

ибо знал, что предали Его из зависти.
 
Ибо он знал, что выдали Его из зависти.

Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.
 
Тут Пилату, вершившему суд, передали от жены: «Не тронь этого Праведника. Минувшей ночью во сне я много страдала из-за Него».

Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.
 
Между тем первосвященники и старейшины убедили народ просить за Бар-Аббу, а для Иисуса требовать смерти.

Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.
 
Поэтому, когда наместник спросил: «Кого из этих двоих отпустить вам?» — люди ответили: «Бар-Аббу».

Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
 
Пилат спросил: «Ну а что же мне делать с Иисусом, которого называют “Помазанник”?» Все отвечали: «Распять».

Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они ещё сильнее кричали: да будет распят.
 
Он спросил: «Но за какое злодеяние?» А они ещё громче кричали: «Распять Его!»

Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
 
Пилат, увидев, что ничего не добился, а возбуждение толпы только возросло, взял воду и, омыв руки на виду у всех, сказал: «В пролитии крови Его100 я невиновен. Берите это на себя».

И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
 
И весь народ воскликнул: «Пусть кровь его будет на нас и наших детях!»

Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
 
Тогда Пилат освободил им Бар-Аббу, а Иисуса, подвергнув бичеванию, послал на распятие.

Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
 
Солдаты наместника увели Иисуса в преторий, где вокруг Него собралась вся когорта.

и, раздев Его, надели на Него багряницу;
 
Сорвав с Него одежду, они обернули Его красным плащом,

и, сплетши венец из тёрна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
 
сплели венок из терновника и надели Ему на голову, а в правую руку вложили трость. Затем, глумясь, они падали перед Ним на колени и восклицали: «Приветствуем Тебя, Царь евреев», —

и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
 
и плевали в Него и, взяв из руки Его трость, били Его по голове.

И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
 
Поглумившись над Ним, они сняли с Него плащ и одели в Его собственную одежду. И оттуда повели Его на распятие.

Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
 
По дороге им встретился некто Шимон из Кирены, и они заставили его нести крест.

И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: «Лобное место»,
 
Придя на место, называемое Голгота, то есть «Череп»,

дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.
 
они дали Иисусу вина, смешанного с желчью. Но Он, попробовав, отказался пить.

Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий;
 
Распяв Его, они стали делить между собой Его одежду, бросая жребий101,

и, сидя, стерегли Его там;
 
а затем сели и стали Его стеречь.

и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский».
 
Над головой Его они прикрепили надпись, где говорилось, в чём Его обвиняют:«Вот Иисус, царь евреев».

Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
 
Рядом с Ним распяли двух преступников, справа и слева.

Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
 
Прохожие оскорбляли Его, они качали головой

и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.
 
и говорили: «Ты собирался разрушить Храм и за три дня восстановить его? Спаси Себя, если Ты Божий Сын! Сойди с креста!»

Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
 
Так же насмехались над Ним и первосвященники с книжниками и старейшинами:

других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдёт с креста, и уверуем в Него;
 
«Других Он спасал, а Себя не может спасти! Царь Израиля! Пусть теперь Он сойдёт с креста, и мы поверим Ему.

уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: «Я Божий Сын».
 
Он положился на Бога! Пусть Бог теперь Его и избавит, если Он угоден Ему102! Называл же Он себя Сыном Божьим!»

Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.
 
И даже преступники, распятые с Ним, оскорбляли Его.

От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
 
В полдень настала тьма на земле и продолжалась до трёх часов пополудни.

а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: «Боже Мой, Боже Мой! — для чего Ты Меня оставил?»
 
Около трёх часов Иисус громко воззвал:«Эли эли лема шевактани»,что значит: Боже мой, Боже мой, почему Ты покинул Меня103?

Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовёт Он.
 
Некоторые из стоявших там, услышав это, сказали: «Он зовёт Илию».

И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить;
 
Тут же один из них побежал, взял губку, намочил её в уксусе и, нацепив на палку, дал Ему пить.

а другие говорили: постой, посмотрим, придёт ли Илия спасти Его.
 
А прочие говорили: «Посмотрим, придёт ли Илия спасти Его?»104

Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
 
Иисус, опять громко вскрикнув, испустил дух.

И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
 
В этот миг завеса в Храме105 разорвалась пополам сверху донизу и началось землетрясение, так что разламывались скалы

и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
 
и открывались гробницы. Многие усопшие святые воскресли

и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим.
 
и, выйдя из гробниц, после Иисусова воскресения вошли в святой город и явились многим.

Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.
 
А центурион и солдаты, сторожившие тело Иисуса, видели землетрясение и всё происходящее и ужасались, говоря: «Он и в самом деле Сын Божий!»

Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
 
Было там и много женщин, глядевших издали. Они сопровождали Иисуса от самой Галилеи и прислуживали Ему.

между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.
 
Среди них была Мария из Магдалы, Мария — мать Иакова и Иосифа, а также мать сыновей Завдая.

Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
 
А вечером пришёл богатый человек по имени Иосиф, происходивший из Ариматеи и ставший учеником Иисуса.

он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело;
 
Он пошёл к Пилату и просил его выдать тело Иисуса. Пилат распорядился отдать ему тело.

и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею
 
А Иосиф завернул его в чистое льняное полотно

и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.
 
и положил в гробницу, которую недавно вырубил для себя в скале. Привалив ко входу тяжёлый камень, он ушёл.

Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.
 
А Мария из Магдалы и другая Мария сидели напротив гробницы.

На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату
 
На следующее утро после дня приготовления106 первосвященники и фарисеи, собравшись вместе, пришли к Пилату

и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: «после трёх дней воскресну»;
 
и сказали: «Господин наш, мы вспомнили, что этот обманщик, когда был ещё жив, говорил: “Воскресну на третий день после смерти”.

итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: «воскрес из мёртвых»; и будет последний обман хуже первого.
 
Поэтому прикажи охранять гробницу до третьего дня, чтобы ученики Его не выкрали тело107 и затем не объявили народу, что Он воскрес из мёртвых. Ибо этот последний обман будет хуже прежнего».

Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
 
Пилат сказал им: «Возьмите стражу и охраняйте гробницу, как считаете нужным».

Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
 
Тогда они отправились к гробнице и, опечатав камень при входе, оставили там стражу.

Примечания:

 
Синодальный перевод
59 плащаница — тонкое льняное полотно, простыня
 
Открытый перевод
[94] В ряде рукописей: Понтию Пилату.
[95] Иер 32:7—9.
[96] Зах 11:13 греч.
[97] Исх 9:12 греч.
[98] Во многих рукописях: Бар-Абба (вместо Иисус Бар-Абба).
[99] Во многих рукописях: Бар-Аббу (вместо Иисуса Бар-Аббу).
[100] По другому чтению: этого Праведника.
[101] Пс 21:19.
[102] Пс 21:9.
[103] Пс 21:2.
[104] Часть рукописной традиции добавляет: Один солдат воткнул ему в бок копье и оттуда вытекли вода и кровь (ср. Ин 19:34).
[105] Завеса в Храме отделяет Святое Святых от святилища (см. Исх 26:31 слл и проч.).
[106] День приготовления — канун субботы или другого праздника, во время которого предписывалось ограничить работу и прочие занятия. В день приготовления необходимо было совершить все действия, обеспечивающие покой в день праздника, например, купить и приготовить еду и проч.
[107] В некоторых рукописях: ночью не выкрали тело.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.