От Луки 7 глава

Евангелие от Луки
Синодальный перевод → Открытый перевод

 
 

Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошёл в Капернаум.
 
Закончив эту речь, обращенную к народу, Иисус пошел в Кфар-Нахум.

У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
 
У одного центуриона тяжело больной слуга, очень им ценимый, был при смерти.

Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришёл исцелить слугу его.
 
Узнав об Иисусе, центурион послал к Нему еврейских старейшин, умоляя прийти и спасти слугу.

И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,
 
Придя к Иисусу, старейшины стали Его упрашивать: «Этому человеку надо помочь,

ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
 
он любит евреев и даже построил нам синагогу».

Иисус пошёл с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой;
 
Иисус пошел с ними, и когда Он уже подходил к дому центуриона, тот выслал ему навстречу друзей, чтобы передать: — Господин мой, не трудись! Я недостоин принять Тебя под своим кровом.

потому и себя самого не почёл я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.
 
Я даже прийти к Тебе не осмеливаюсь. Скажи только слово, и мой слуга исцелится!

Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идёт; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает.
 
Ведь и сам я служу, и солдаты мне подчиняются. Я говорю одному «иди» — и он уходит, другому «приди» — и он приходит, говорю слуге «сделай» — и он делает.

Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашёл Я такой веры.
 
Услышав это, Иисус удивился и, обернувшись к сопровождавшей Его толпе, сказал: —Воистину, такой веры Я не видел даже в Израиле!

Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.
 
И когда посланные вернулись домой, они узнали, что слуга исцелился.

После сего Иисус пошёл в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.
 
Затем Иисус отправился в город Наин, и с Ним — ученики и множество народа.

Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
 
Подходя к городским воротам, Он встретил толпу горожан, несших хоронить единственного сына одной вдовы.

Увидев её, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
 
Увидев её, Господь сжалился и сказал ей: — Не плачь.

И, подойдя, прикоснулся к одру; нёсшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!
 
Подойдя, Он коснулся гроба, и носильщики остановились. Затем Он сказал: — Юноша, приказываю тебе, встань!

Мёртвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.
 
Покойник сел и заговорил; Иисус передал его матери.

И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
 
Страх охватил присутствующих, и они восславили Бога, восклицая: «Великий пророк появился у нас! Бог вспомнил о Своём народе!»

Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.
 
Весть об Иисусе разнеслась по всей Иудее и даже за её пределами.

И возвестили Иоанну ученики его о всём том.
 
Ученики Иоанна рассказали ему обо всем этом, и он, призвав двух учеников своих,

Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?
 
послал их к Господу с вопросом: «Ты ли Тот, кто должен явиться, или нам следует ждать другого?»

Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?
 
Представ перед Иисусом, те сказали: — Иоанн Креститель послал нас к Тебе с вопросом: «Ты ли Тот, Кто должен явиться, или нам следует ждать другого?»

А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.
 
А к тому времени Иисус уже многих исцелил от болезней, недомоганий, злых духов, многим слепым даровал зрение.

И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, нищие благовествуют;
 
Поэтому Он ответил посланцам: — Ступайте и расскажите Иоанну то, что видели и слышали: Слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, и к бедным приходит Добрая Весть.

и блажен, кто не соблазнится о Мне!
 
Счастлив тот, кто Меня не отвергнет!

По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
 
Когда посланцы Иоанна ушли, Иисус заговорил о нём, обращаясь к народу: — На что вы ходили смотреть в пустыню? Не на тростник же, колеблемый ветром!

Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.
 
Тогда на что вы ходили смотреть? На человека в тонких одеждах? Но тех, кто носит дорогие одежды и живет в роскоши, надо искать во дворце.

Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.
 
Так кого же вы хотели увидеть? Пророка? Да, и это не просто пророк!

Сей есть, о котором написано: «вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою».
 
Он тот, о ком в Писании сказано: Посылаю перед Тобой вестника: он проложит Тебе путь.

Ибо говорю вам: из рождённых жёнами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.
 
Поверьте, нет среди всех рожденных большего пророка, чем Иоанн, но даже наименьший в Царстве Божьем — превосходит его.

И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым;
 
(Услышав это, весь народ и даже откупщики воздали хвалу Богу за то, что были омыты Иоанном.

а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.
 
Только фарисеи и законники отвергли Божью волю, не приняв от него омовение.)

Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?
 
С кем Мне сравнить поколение это, на кого похоже оно?

Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: «мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали».
 
Оно — словно дети на площади, которые говорят другим детям: Мы играли на флейте, а вы не плясали, Мы пели печальное, а вы не плакали!

Ибо пришёл Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьёт; и говорите: «в нём бес».
 
Пришел Иоанн Креститель, который не ест и вина не пьет, и вы говорите: «В нём демон».

Пришёл Сын Человеческий: ест и пьёт; и говорите: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
 
Пришел Сын Человеческий, который ест и пьёт, и вы говорите: «Это обжора и пьяница, приятель откупщиков и грешников».

И оправдана премудрость всеми чадами её.
 
Но правота Мудрости доказана теми, кто последовал за Нею.

Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлёг.
 
Один из фарисеев пригласил Иисуса отобедать, и вот Он, придя в дом к тому фарисею, возлег за обеденный стол.

И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром
 
А одна грешница, жившая в том городе, узнала, что Он пирует у фарисея, принесла алебастровый сосуд с благовонием

и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
 
и, став позади, у Него в ногах, с плачем начала омывать ему ноги слезами, отирать волосами, целовать и умащать благовонием.

Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.
 
Видя это, фарисей, пригласивший Его, подумал: «Если бы человек этот был пророком, Он бы знал, какая грешница прикасается к Нему».

Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.
 
Тогда Иисус обратился к нему: — Симон, Я хочу тебе кое-что рассказать. Тот ответил: — Расскажи, Учитель.

Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,
 
— Было у ростовщика двое должников: один задолжал ему пятьсот денариев, а другой пятьдесят.

но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?
 
Видя, что платить им нечем, тот простил долг им обоим. Кто из них больше ему благодарен?

Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.
 
Симон ответил: — Думаю, тот, кому он больше простил. Иисус сказал: — Ты совершенно прав!

И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;
 
Затем, взглянув на ту женщину, Он сказал Симону: — Видишь её? Я пришел к тебе в гости, и ты не дал Мне воды, чтобы омыть ноги. А она омыла Мне ноги слезами и вытерла волосами своими.

ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришёл, не перестаёт целовать у Меня ноги;
 
Ты не удостоил меня поцелуя, а она, с тех пор как Я вошел, не перестает целовать Мне ноги.

ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
 
Ты не умастил Мне голову маслом, а она полила благовонием ноги Мои.

А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
 
Поэтому, говорю тебе, прощаются ей многие грехи, ибо она и любит много. А кому мало прощается, тот и любит мало.

Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
 
Женщине Иисус сказал: — Твои грехи прощены.

И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?
 
Пирующие стали между собой шептаться: «Кто Он такой, что даже грехи прощает?»

Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.
 
А Он сказал женщине: — Вера спасла тебя. Иди с миром.

Примечания:

 
Синодальный перевод
9 + ст. 40, 44, обратившись — в смысле обернувшись, повернувшись.
35 чадами — детьми.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.