От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея
Синодальный перевод → Русского Библейского Центра

 
 

Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
 
В тот день Иисус вышел из дому и сидел у моря.

И собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
 
Собралась большая толпа, и Он пересел в лодку. Люди стояли на берегу.

И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
 
У Иисуса на все была своя притча. Он говорил: «Вышел сеятель сеять.

и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
 
И когда он сеял, часть рассыпалась по тропе. Налетели птицы и поклевали зерна.

иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
 
Другие упали среди камней, где скудость земли, и в неглубокой почве вскоре проросли.

Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
 
Но на солнце ростки поникли и из-за слабости корней засохли совсем.

иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
 
Некоторые упали в терние. Поднялось терние и заглушило их.

иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
 
А еще другие упали на хорошую почву и оправдались урожаем: одни во сто крат, другие в шестьдесят, третьи в тридцать.

Кто имеет уши слышать, да слышит!
 
У кого есть уши — слушай!».

И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
 
Ученики спрашивают Иисуса: «Зачем Ты говоришь с людьми притчами?».

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
 
Он ответил: «Затем, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
 
Имущему дастся и будет у него еще больше, а у неимущего отнимется и то, что есть.

потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
 
Я говорю с ними притчами, потому что они видя не видят, слыша не слышат и не понимают.

и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,
 
С ними исполняется пророчество Исайи, как сказано: “Ухом будете слышать и не понимать. Оком будете смотреть и не видеть.

ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».
 
Закоснели умы в этом народе. Заложило у них уши и заслонились глаза, и не могут они глазами видеть, ушами слышать, сердцем понимать и ко Мне обратиться, чтобы Я исцелил их.”

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,
 
Поэтому счастливы ваши очи — они видят, и уши — они слышат.

ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
 
Поверьте Мне, не один пророк и праведник желал видеть, что вы видите — и не увидел; и слышать, что вы слышите — и не услышал.

Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:
 
Слушайте, к чему притча о сеятеле.

ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.
 
Один слышит Слово о Царстве и остается глух. Приходит Окаянный и подбирает что заронилось. Вот о ком рассыпанное по тропе.

А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
 
А упавшее среди камней — о том, кто слышит Слово и тут же с радостью его принимает,

но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
 
Но корня не пустил и долго не держится. С началом испытаний и гонений за Слово он сникает.

А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
 
Упавшее в терние — о том, кто слышит Слово, но мелочи жизни и обольщение богатства заглушают Слово, и оно не дает плода.

Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
 
А упавшее на хорошую почву — о том, кто слышит Слово и не глух. Он оправдывается плодами: один во сто крат, другой в шестьдесят, третий в тридцать».

Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём;
 
Иисус рассказал другую притчу: «Царство Небесное — это вот как такой случай. Хозяин посеял в поле чистое семя.

когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл;
 
Люди спали. Пришел враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел.

когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
 
Когда взошли и стали созревать хлеба, появились и сорняки.

Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоём? откуда же на нём плевелы»?
 
К хозяину пришли рабы и говорят: “Сударь! Ты сеял в поле чистое семя. Откуда же там сорняки?”

Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдём, выберем их»?
 
Хозяин ответил: “Это мог сделать только враг.” Тогда рабы говорят: “Давай мы пойдем выполем ниву.”

Но он сказал: «нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
 
Но он сказал: “Нет. А не то вместе с сорняками как бы не повыдергать вам и пшеницу.

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».
 
Пусть они вместе растут до жатвы. А с началом жатвы я скажу жнецам: первым делом возьмитесь за сорняки, свяжите их в снопы и спалите. А пшеницу снесите в амбары”».

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём,
 
Иисус рассказал еще одну притчу: «Царство Небесное — это как горчичное зернышко, которое сажают в огороде.

которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
 
Маленькое семя вырастает выше всех кустов и становится деревом. Прилетают птицы и вьют в его ветвях гнезда».

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
 
И рассказал другую притчу: «Царство Небесное — это как закваска. В три меры муки женщина вложила закваску — и заквашенное взошло».

Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
 
Иисус обо всем говорил в толпе притчами. И ко всему у Него всегда была своя притча.

да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира».
 
Исполнилось сказанное через пророка: «Буду говорить притчами, буду рассказывать что было тайного с сотворения мира».

Тогда Иисус, отпустив народ, вошёл в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
 
Он оставил толпу и зашел в дом. Его окружили ученики и просят: «Растолкуй нам притчу о сорняках в поле».

Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
 
Он ответил: «Сеющий чистое семя — это Сын человеческий,

поле есть мир; доброе семя — это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;
 
Поле — это мир, чистое семя — те, кто свой в Царстве, а сорняки — от Окаянного.

враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
 
Их посеял враг. Это Дьявол. Жатва — это конец света, а жнецы — ангелы.

Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего:
 
Как собирают и бросают в огонь сорняки — так будет в конце света.

пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
 
Сын человеческий пошлет Своих ангелов, и они уберут из Его Царства всех грешников вместе с их злыми делами

и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
 
И бросят их в горящую печь — там будет плач и зубовный скрежет.

тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
 
А праведники в Царстве Отца своего будут сиять, как солнце. У кого есть уши — слушай!

Ещё: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то.
 
Царство Небесное — это драгоценный клад, зарытый в земле. Счастливец нашел его и тут же опять зарыл. На радостях он продает все, что у него было, и покупает эту землю.

Ещё: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
 
Царство Небесное — это жемчужина. Торговец охотится за дорогим жемчугом

который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её.
 
И нападает на жемчужину редкой красоты. Он продает все, что у него было. И покупает ее.

Ещё: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
 
Царство Небесное — это невод. Невод забросили в море — и наловили много всякой рыбы.

который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
 
Полный невод вытащили на берег, расселись вокруг и все хорошее собрали в корзины, а плохое выбросили.

Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
 
Так будет и в конце света: придут ангелы, отделят плохих людей от хороших

и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
 
И бросят их в горящую печь — там будет плач и зубовный скрежет.

И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи!
 
Понятно ли вам все это?». Они отвечали: «Да».

Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
 
Иисус сказал: «А для книжника учение о Царстве Небесном — это как тот случай, когда хозяин дома вытаскивает из кладовой и новые вещи, и старье».

И, когда окончил Иисус притчи сии, пошёл оттуда.
 
Этими притчами Иисус завершил там Свое пребывание.

И, придя в отечество Своё, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
 
Он вернулся в родной город и учил народ в синагоге. Про Него, недоумевая, говорили: «Откуда у Него эта мудрость и эти чудесные способности?

не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
 
Мы что, не знаем, что это сын плотника? Что Мария — Его мать? А Иаков, Иосиф, Симон, Иуда — Его братья?

и сёстры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?
 
Что все эти вот тут у нас сестры — Его сестры? Откуда же у Него все это?».

И соблазнялись о Нём. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём.
 
И все у Него было им не так. Иисус сказал: «Нет пророка в своем отечестве! Где угодно, только не у себя дома».

И не совершил там многих чудес по неверию их.
 
Из-за их неверия Он не совершил там больших чудес.

Примечания:

 
Синодальный перевод
30 связки — в новых редакциях может использоваться — снопы, как минимум в изданиях 1968, 1976, 1988 года, а так же версии «Свет на востоке», библиях с комментариями МакАртура и Женевской. В ранних изданиях 1876, 1917, 1926 (Проханова), 1956 годов используется слово «связки».
39 диавол — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «дьявол», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.