1 Коринфянам 14 глава

Первое послание к Коринфянам апостола Павла
Синодальный перевод → Русского Библейского Центра

 
 

Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
 
Первой должна быть у вас любовь. Но ищите себя и в других духовных дарах, прежде всего — чтобы пророчествовать.

Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;
 
Кто говорит на языках, обращается не к людям, а к Богу, и никому не внятен: у его духа — слово с загадкой.

а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
 
А кто с пророчеством, тот говорит — и созидает в людях веру, прибавляет им спокойствия, уверенности.

Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
 
Кто говорит на языках, созидает себя, а кто с пророчеством — созидает церковь.

Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
 
Желаю вам говорить на языках. Но лучше — пророчествовать. Говорящий на языках, не может тягаться с пророчествующим, разве что заговорит с разъяснением, чтобы в церкви шло назидание.

Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?
 
Что если я приду к вам, братья, и заговорю на языках? Какой будет вам от этого прок, если не истолкую, не подам как откровение или поучение, как весть или новую мысль?

И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?
 
То же и бездушные предметы, издающие звук, — свирель или арфа, — если расстроены, как узнать, какой гимн исполняет свирель или арфа?

И если труба будет издавать неопределённый звук, кто станет готовиться к сражению?
 
И если труба издаст нечаянный звук, кто поймет его как начало сражения?

Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
 
Подобно этому, если ваш язык невразумителен, как узнать, о чем вы говорите? Ваши слова повиснут в воздухе.

Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.
 
Трудно сказать, сколько разных наречий существует в мире, и в каждом из них у всякого звука есть свой смысл.

Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
 
Если звуки речи ничего мне не говорят, я понимаю, что это речь иностранца, для которого я сам иностранец.

Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.
 
Так и у вас. Радуясь духовным дарам, развивайте свои способности прежде всего в дарах, созидающих церковь.

А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.
 
Если говоришь на языках, молись, чтобы истолковать.

Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остаётся без плода.
 
Когда я молюсь на языках, дух мой молится, разум же молчит.

Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
 
Как быть? Молиться духом, молиться и умом. Петь духом, петь и умом.

Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоём благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.
 
Если ты перед Богом изливаешься духом, как скажет «аминь» на твое благодарение малосведущий? Он не в курсе и не понимает смысла твоих речей.

Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
 
Ты хорошо благодаришь, но другому это ничего не дает.

Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;
 
Благодарение Богу! Я на языки способнее вас всех.

но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.
 
Но в церкви предпочту пять слов разумом моим сказать другим на пользу, чем бездну словес на языках.

Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
 
Братья! Не будьте детьми рассудком. На всякое зло оставайтесь младенцами, рассудок же сохраняйте зрелым.

В законе написано: «иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь».
 
Написано в Законе: «Иными языками и иными устами заговорю с этим народом, но и тогда не захотят Меня слушать, — говорит Господь».

Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
 
Говорение на языках — диво прежде всего не для верующих, а для неверующих. А пророчество — не для неверующих, а для верующих.

Если вся церковь сойдётся вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
 
Скажем, если соберется у вас вся церковь и все заговорят не своими языками, и войдут несведущие или неверующие, — не подумается ли им, что вы не в своем уме?

Но когда все пророчествуют, и войдёт кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
 
Наоборот, когда все пророчествуют, и входит кто-нибудь из неверующих или несведущих, — от всех ему укоризна, от всех обличение.

И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падёт ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог».
 
И тогда обнажится его сердце со всеми его тайнами. Он падет ниц, поклонится Богу и скажет: «Воистину, с вами Бог».

Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — всё сие да будет к назиданию.
 
Разве не так, братья? Когда вы собираетесь, то, наверное, у каждого есть свой псалом, своя проповедь, свое откровение, свое слово на языке с истолкованием. Все это используйте для созидания.

Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
 
Если один заговорил на языках, пусть говорит и другой, но не больше трех, и не перебивая друг друга, а один толкуй.

Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
 
Если же в церкви нет толкователя, молча разговаривай с собой и с Богом.

И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
 
Пусть говорят два-три пророка, а прочие вникайте.

Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
 
Но если еще кому рядом с ними будет откровение, первый умолкни.

Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
 
В свой черед каждый может пророчествовать, чтобы всем было поучительно, ко всем пришла живая мысль.

И духи пророческие послушны пророкам,
 
Пусть вещее слово пророка всегда будет уместным.

потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.
 
Угодно Богу быть Богом не смуты, а мира... Как повелось у святого народа во всех церквах,

Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
 
От женщин в церкви ожидается молчание. Им не позволено ни говорить, ни выходить из подчинения, как и Закон велит.

Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
 
Если у них есть желание учиться, пусть спрашивают, что нужно, дома у своих мужей. В церкви женщине говорить — себя выставлять в неприглядном свете.

Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
 
От вас ли вышло Слово Божье? К вам ли одним пришло?

Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
 
Тот, кто полагает себя пророком, человеком с духовным даром, пусть хорошенько запомнит: мои слова, адресованные вам — это Господня заповедь.

А кто не разумеет, пусть не разумеет.
 
А кто откажется, тому и будет отказ.

Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;
 
Словом, братья, приветствуйте дар пророческий, но не запрещайте говорить и на языках.

только всё должно быть благопристойно и чинно.
 
При этом все должно делаться степенно, с толком.

Примечания:

 
Синодальный перевод
33−34 церквах — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «церквях», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.