1 Коринфянам 15 глава

Первое послание к Коринфянам апостола Павла
Синодальный перевод → Русского Библейского Центра

 
 

Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
 
Напоминаю вам, братья, о евангельской вести, которую я вам принес, которую вы приняли и хорошо запомнили.

которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
 
Эта весть вас спасает, и от нее не отступайте, а не то выйдет, что вы попусту поверили.

Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
 
Я прежде всего передал вам то, что сам получил. Христос умер за наши грехи — это по Писанию.

и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
 
И был погребен и на третий день воскрес, тоже по Писанию,

и что явился Кифе, потом двенадцати;
 
И явился Кифе, потом Двенадцати.

потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
 
Вслед за тем явился сразу более чем пятистам братьев, сегодня в большинстве своем здравствующих, а некоторые и почили.

потом явился Иакову, также всем Апостолам;
 
Потом явился Иакову, потом всем апостолам.

а после всех явился и мне, как некоему извергу.
 
После всех явился и мне, недорослю,

Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
 
Мельчайшему из апостолов. Я преследовал Божью церковь и звания апостола недостоин.

Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
 
Но по Божьей милости я такой, какой есть, и милость Его не пропала даром: я трудами изобилую более их всех, вернее, не я, а Божья со мной благодать.

Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
 
Впрочем, не все ли равно, кто из нас тут проповедует? Важно, что вы поверили.

Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мёртвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мёртвых?
 
Только вот что. Если Христос, как мы проповедуем, воскрес из мертвых, то зачем у вас говорят, что нет воскресения мертвых?

Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес;
 
Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.

а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
 
А если Христос не воскрес, то и проповедь наша ни к чему, ни к чему и ваша вера.

Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мёртвые не воскресают;
 
Вдобавок мы оказываемся еще и распространителями лжи о Боге, свидетельствуя о Боге, что Он воскресил Христа, которого, выходит, не воскрешал, если мертвые не воскресают.

ибо если мёртвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
 
Да только, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.

А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы ещё во грехах ваших.
 
А если Христос не воскрес, то ни к чему ваша вера: вы всё так же прозябаете в ваших грехах.

Поэтому и умершие во Христе погибли.
 
В таком случае погибли и те, кто умер с верой в Христа.

И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
 
И если мы лишь в этой жизни полагаемся на Христа, то мы — первые, кого нужно пожалеть.

Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших.
 
Но нет, Христос из мертвых все-таки воскрес, положил начало.

Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых.
 
Если смерть осуществилась через человека, то и воскресение мертвых — через человека.

Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
 
Как по Адаму все умирают, так по Христу все оживут,

каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
 
Причем каждый в свой черед: сначала Христос, а потом, с Его пришествием, уже все Христовы.

А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
 
А после этого — конец: Христос истребит всякое начало, всякую власть и силу и передаст Царство Богу Отцу.

Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
 
Словом, Ему надлежит царствовать, пока Бог не повергнет всех врагов Ему под ноги.

Последний же враг истребится — смерть,
 
Истребится и последний враг — смерть.

потому что всё покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему всё покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему всё.
 
«Все покорил и поверг Бог Ему под ноги». Сказано: «все покорил», но понятно: кроме Того, кто покорил Ему все.

Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё во всём.
 
Когда же покорит Ему все, тогда и Сын Ему, Покорившему, покорится — Богу, а Он-то и есть все во всем.

Иначе, что делают крестящиеся для мёртвых? Если мёртвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мёртвых?
 
А не то бы мертвым какая была польза от тех, кто принял за них крещение? Если мертвые не воскресают, для чего тогда вообще за них крестятся?

Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
 
Для чего и нам все время смотреть в глаза смерти?

Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
 
Нет дня, чтобы я не был от нее на волосок. Это так же верно, как то, что моя у вас заслуга — труды Христа Иисуса, Господа нашего.

По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мёртвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрём!
 
Но что толку было мне насмерть биться со зверями в Эфесе, если со смертью все кончается? Если мертвые не воскресают, «давайте есть и пить, все равно завтра умрем»!?

Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
 
Не обманывайтесь: «дурная среда растлевает добрые нравы».

Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
 
Придите же по-настоящему в себя и не грешите. К стыду вашему говорю: не все знаете Бога.

Но скажет кто-нибудь: «как воскреснут мёртвые? и в каком теле придут?»
 
Кто-нибудь скажет: «Как мертвые воскреснут? С каким телом придут?».

Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт.
 
Непонятливый! Посеянное тобой не будет жить, пока не умрет.

И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
 
И на сев ты идешь не с готовым растением, а с голым зернышком, скажем, пшеничным или еще каким.

но Бог даёт ему тело, как хочет, и каждому семени своё тело.
 
И Бог дает ему жизнь, какую предусмотрел: каждому виду зерна свою жизнь.

Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
 
Не все живое одинаково. Своя стать у людей, своя у диких животных, у птиц, у рыб.

Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
 
Есть тела небесные, есть земные. Но свечение небесных тел — одно, а земных — другое.

Иная слава солнца, иная слава луны, иная звёзд; и звезда от звезды разнится в славе.
 
Своя игра света у солнца, своя игра света у луны, своя у звезд. И отличается игрой света звезда от звезды.

Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении;
 
Так и воскресение мертвых: в землю — тленное, из земли — нетленное.

сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе;
 
В землю — низменное, из земли — возвышенное. В землю — отжившее, из земли — полное жизни.

сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
 
В землю — тело материальное, из земли — тело духовное. Есть тело живой души и есть тело духа.

Так и написано: «первый человек Адам стал душою живущею»; а последний Адам есть дух животворящий.
 
Так и написано: «Стал первый человек Адам душой живою». Последний Адам — дух животворящий.

Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
 
И не духовное сначала, нет — материальное, затем духовное.

Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба.
 
Первый человек — земной, из праха. Второй Человек — с небес.

Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
 
Какой тот из праха, такие и те, кто из праха. Какой Небесный, такие и небесные.

И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
 
Мы обрели образ того, кто из праха. Обретем и образ Небесного.

Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
 
Но вот что, братья: плоть и кровь наследовать Божьего Царства не могут. Смертное с бессмертным не сочетается.

Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся
 
Тайну вам открываю: не все мы умрем, но все преобразимся —

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
 
Одним махом, во мгновение ока, по звуку последней трубы. Труба прозвучит — и мертвые воскреснут нетленными, а мы преобразимся.

Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
 
Тленному предстоит облечься в нетление, смертному — в бессмертие.

Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою».
 
И когда наша тленная суть облечется в нетление и наша смертная суть — в бессмертие, тогда оправдается слово написанное: «Смерть победой поглощена».

«Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?»
 
«Смерть, где твоя победа? Смерть, где твое жало?».

Жало же смерти — грех; а сила греха — закон.
 
Жало смерти — грех, а довод греха — Закон.

Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
 
Благодарение Богу! Он дарует нам победу рукой Господа нашего Иисуса Христа.

Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
 
Словом, дорогие братья, будьте тверды, несгибаемы, всегда изобильны делом Господним. Труд ваш для Господа небесполезен.

Примечания:

 
Синодальный перевод
47−49 перстный — земной, из праха, пыли земной.
53, 54 облечься — буквально: одеться; воплотиться.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.