От Марка 12 глава

Евангелие от Марка
Синодальный перевод → Лингвистический. Роджерс

Синодальный перевод

1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнёс оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в своё время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же ещё одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: «постыдятся сына моего».
7 Но виноградари сказали друг другу: «это наследник; пойдём, убьём его, и наследство будет наше».
8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? — Придёт и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
10 Неужели вы не читали сего в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
11 это от Господа, и есть дивно в очах наших»?
12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.
13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16 Они принесли. Тогда говорит им: чьё это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
19 Учитель! Моисей написал нам: «если у кого умрёт брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмёт жену его и восстановит семя брату своему».
20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
21 Взял её второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
22 Брали её за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели её женою?
24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
25 Ибо, когда из мёртвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
26 А о мёртвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?»
27 Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.
28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошёл и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», — вот первая заповедь!
31 Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет.
32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
33 и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.
35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?
36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».
37 Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.
38 И говорил им в учении Своём: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,
39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, —
40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.
41 И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё.

Лингвистический. Роджерс

1 ἤρξατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἄρχομαι (G757) начинать, с inf.*
λαλεῖν praes.* act.* inf.* от λαλέω (G2980) говорить, инфинитив-дополнение основного гл.*
ἀμπελών (G290) виноградник. Об этой притче в свете иудейского закона см.* LNT*, 286−308; Martin Hengel, “Das Gleichnis von den Weingartnern Mc 12, 1−12 im Lichte der Zenopapyri und der rabbinischen Gleichnisse”, ZNW* 59 [1968]: 1−39; BBC*.
ἐφύτευσεν aor.* ind.* act.* от φυτεύω (G5452) сажать.
περιέθηκεν aor.* ind.* act.* от περιτίθημι (G4060) окружать.
φραγμόν acc.* sing.* от φραγμός (G5418) забор, стена, изгородь. Это было необходимо для того, чтобы лоза не распространялась на чужие участки (LNT*, 292). Также забор служил защитой от диких зверей (Taylor*).
ὤρυξεν aor.* ind.* act.* от ὀρύσσω (G3736) копать.
ὑπολήνιον (G5276) acc.* sing.* корыто для сока под прессом, в котором давили виноград (Cranfield*).
ᾠκοδόμησεν aor.* ind.* act.* от οἰκοδομέω (G3618) строить.
πύργος (G4444) башня.
ἐξέδετο aor.* ind.* med.* от ἐκδίδωμι (G1554) отдавать, сдавать в обработку, в аренду. Насчет формы med.* см.* GGP*, 2:394; MH*, 212.
γεωργός (G1092) земледелец, арендатор хозяйства. Они имели договоренность с владельцем обрабатывать виноградник за часть урожая в качестве платы (LNT*, 293f).
ἀπεδήμησεν aor.* ind.* act.* от ἀποδημέω (G589) путешествовать, отправляться в путешествие; здесь: уехать в другую страну (Hengel, “Das Gleichnis”, 21).
2 ἀπέστειλεν aor.* ind.* act.* от ἀποστέλλω (G649) посылать, отправлять, наделяя своей властью.
καιρῷ dat.* sing.* от καιρός (G2540) время. Dat.* времени.
λάβῃ aor.* conj.* act.* от λαμβάνω (G2983) брать, получать. Conj.* с ἵνα (G2443) в прид.* цели. Обычно первую партию вина получали на четвертый год обработки виноградника, а урожай пятого года уже можно было использовать в личных целях (Лев 19:23−25). Плодами виноградника, вероятно, были также овощи, которые выращивались между рядами лозы. Владелец должен был получить символическую часть урожая в подтверждение своих прав (LNT*, 295; Pesch*). Часто арендатор отдавал 1/4 часть урожая (BBC*).
3 λαβόντες aor.* act.* part.* (сопутств.*), см.* ст. 2.
ἔδειραν aor.* ind.* act.* от δέρω (G1194) бить.
ἀπέστειλαν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 2.
κενός (G2756) adv.* ни с чем. Параллели см.* в Hengel, “Das Gleichnis”, 26−81.
4 ἐκεφαλίωσαν aor.* ind.* act.* от κεφαλαιόω (G2775) бить по голове.
ἠτίμασαν aor.* ind.* act.* от ἀτιμάζω (G818) поносить, оскорблять.
5 ἀπέκτειναν aor.* ind.* act.* от ἀποκτείνω (G615) убивать.
δέροντες praes.* act.* part.*, см.* ст. 3.
ἀποκτέννοντες praes.* act.* part.* О форме ἀποκτέννω/ἀποκτέννυμι см.* MH*, 245; RG*, 1213.
6 ἕνα acc.* sing.* от εἷς (G1520) один. Эмфатическое положение отделяет его от сущ. υἱόν (Gundry*, 686).
εἶχεν impf.* ind.* act.* от ἔχω (G2192) иметь.
ἀγαπητός (G27) возлюбленный.
ἐντραπήσονται fut.* ind.* pass.* от ἐντρέπω (G1788), pass.* чтить, уважать.
7 εἶπαν aor.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить, далее следует прямая речь с ὅτι (G3754), которое используется для обозначения границ цитаты (DM*, 252).
κληρονόμος (G2818) наследник. Тот, кто должен унаследовать имущество.
δεῦτε (G1205) пойдем! (BD*, 184).
ἀποκτείνωμεν praes.* или aor.* conj.* act.*, см.* ст. 5. Побудительный conj.*: «давайте убьем...». Так как владелец виноградника не получал плату за три года, арендаторы надеялись уничтожить свидетеля, убив его сына, и претендовать таким образом на владение виноградником (LNT*, 300−306).
ἔσται fut.* ind.* med.* (dep.*) от εἰμί (G1510) быть.
8 λαβόντες aor.* act.* part.*, см.* ст. 3. Temp.* или сопутств.* part.*
ἀπέκτειναν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 5.
ἐξέβαλον aor.* ind.* act.* от ἐκβάλλω (G1544) выбрасывать, выкидывать.
9 ποιήσει fut.* ind.* act.* от ποιέω (G4160) делать, поступать.
ἐλεύσεται fut.* ind.* med.* (dep.*) от ἔρχομαι (G2064) приходить, идти.
ἀπολέσει fut.* ind.* act.* от ἀπόλλυμι (G622) уничтожать, разрушать.
δώσει fut.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) отдавать.
10 ἀνέγνωτε aor.* ind.* act.* от ἀναγινώσκω (G314) читать.
ἀπεδοκίμασαν aor.* ind.* act.* от ἀποδοκιμάζω (G593) отвергать, отказываться от чего-л. после внимательного рассмотрения.
οἰκοδομοῦντες praes.* act.* part.* от οἰκοδομέω (G3618) строить. Part.* в роли subst.*, «строители».
ἐγενήθη aor.* ind.* pass.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться.
γωνία (G1137) угол. О грамматической структуре ст.* см.* MH*, 423f; Taylor*.
11 ἐγένετο aor.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 10.
θαυμαστή (G2298) adj.* fem.* чудесный, непостижимый.
12 ἐζήτουν impf.* ind.* act.* от ζητέω (G2212) искать, с inf.* Impf.* подчеркивает, что они постоянно искали.
κρατῆσαι aor.* act.* inf.* от κρατέω (G2902) хватать.
ἐφοβήθησαν aor.* ind.* pass.* (dep.*) от φοβέομαι (G5399) бояться, страшиться.
ἔγνωσαν aor.* ind.* act.* от γινώσκω (G1096) знать, узнавать.
πρὸς αὐτούς относительно их (Lane*).
ἀφέντες aor.* act.* part.* от ἀφίημι (G863) покидать. О семитском использовании этого избыточного part.* см.* MH*, 452−54.
ἀπῆλθον aor.* ind.* act.* от ἀπέρχομαι (G565) уходить.
13 ἀποστέλλουσιν praes.* ind.* act.*, см.* ст. 2. Hist.* praes.*
ἀγρεύσωσιν aor.* conj.* act.* от ἀγρεύω (G64) ловить, относится к охоте или рыбной ловле (AS*; см.* Joseph and Asenath, 21:21; GELTS*, 1:5). Conj.* с εἰ (G1487) в прид.* цели.
λόγῳ dat.* от λόγος (G3056). Instr.* dat.*
14 ἐλθόντες aor.* act.* part.*, см.* ст. 9. Сопутств.*/temp.* part.*
οἴδαμεν perf.* ind.* act.* от οἶδα (G1492) знать. Def.* perf.* со знач. praes.*
ἀληθής (G227) истинный, правильный (Taylor*).
εἶ praes.* ind.* act.* 2 pers.* sing.* от εἰμί (G1510).
μέλει σοι «ты не беспокоишься о чем-л.».
ἔξεστιν (G1832) praes.* ind.* act.* законно, с inf.*
δοῦναι aor.* inf.* act.* от δίδωμι (G1325) давать. Здесь в знач. «платить подати», inf.* дополняет основной гл.*: «законно ли давать?».
κῆνσος (G2778) налог, поголовная подать (Мф 22:17).
δῶμεν aor.* conj.* act.* от δίδωμι; совещательный conj.* используется в вопросе.
15 εἰδώς perf.* act.* part.* (причины) от οἶδα, см.* ст. 14.
ὑπόκρισις (G5272) лицемерие, притворство, показуха (BAGD*); попытка избежать выполнения закона (см.* Мк 7:6).
φέρετε praes.* imper.* act.* от φέρω (G5342) носить, приносить.
ἴδω aor.* conj.* act.* от ὁράω (G3708) видеть. Conj.* в прид.* цели.
16 ἤνεγκαν aor.* ind.* act.* от φέρω, см.* ст. 15.
εἰκών (G1504) изображение (Paul Corby Finey, “The Rabbis and the Coin Portrait [Mark 12:15b, 16]: Rigorism Manque”, JBL* 112 [1993]: 629−44).
ἐπιγραφή (G1923) надпись (Мф 22:20).
εἶπαν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 7.
17 ἀπόδοτε aor.* imper.* act.* от ἀποδίδωμι (G591) отдавать, платить. Сложный гл.* изображает подать как уплату долга (Swete*; см.* Stenger, “Gebt dem Kaiser, was des Kaisers ist!” Eine sozialgeschichtliche Untersuchung zur Besteuerung Palästinas in neutestamentlichen Zeit [Marburg: Wenzel, 1987]; HSB*, 443−45).
ἐξεθαύμαζον impf.* ind.* act.* от ἐκθαυμάζω (G2296) поражаться, изумляться. Прист. в данном случае может быть перфективирующей: «были совершенно поражены» (MH*, 309).
18 εἶναι praes.* act.* inf.* от εἰμί (G1510) быть. Inf.* в косв. речи. О воскресении в иудейском учении см.* S*, 142−292; о точке зрения саддукеев см.* TJ*, 77−78; BBC*; DJG*, 403.
ἐπηρώτων impf.* ind.* act.* от ἐπερωτάω (G1905) задавать вопросы.
λέγοντες praes.* act.* part.* от λέγω (G3004). О семитской конструкции с part.* см.* MH*, 454.
19 ἔγραψεν aor.* ind.* act.* от γράφω (G1125) писать, с dat.* в роли indir.* obj.*
ἀποθάνῃ aor.* conj.* act.* от ἀποθνῄσκω (G599) умирать. Формы conj.* с ἐάν (G1437) здесь используются в cond.*, которое предполагает возможность условия.
καταλίπῃ aor.* conj.* act.* от καταλείπω (G2641) оставлять позади.
ἀφῇ aor.* conj.* act.* от ἀφίημι (G863) покидать.
λάβῃ aor.* conj.* act.*, см.* ст. 2. О переходе от прямой речи к косвенной и о повелительном значении conj.* см.* Gundry*, 701; BD*, 247; VANT*, 382, 385.
ἐξαναστήσῃ aor.* conj.* act.* от ἐξανίστημι (G1817) поднять. По поводу цитаты из Вт. 25:5; Быт 38:8 см.* S*, 338−45; SB*, 1:886−87.
20 ἔλαβεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 2.
ἀποθνῄσκων praes.* act.* part.* (temp.*), см.* ст. 19.
ἀφῆκεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 19.
21 ἀπέθανεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 19.
καταλιπών aor.* act.* part.* (сопутств.*), см.* ст. 19.
22 ἀφῆκαν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 19. Об этом эпизоде в его иудейском контексте см.* S*, 345−52.
23 ἀναστῶσιν aor.* conj.* act.* от ἀνίστημι (G450) подниматься, вставать. Conj.* с ὅταν (G3752) в indef.* temp.* прид.*: «когда бы они ни воскресли».
ἔσται fut.* ind.* med.* (dep.*) от εἰμί, см.* ст. 14.
ἔσχον aor.* ind.* act.* от ἔχω (G2192) иметь.
24 ἔφη impf.* ind.* act.* от φημί (G5346) говорить (см.* Мк 10:20).
πλανᾶσθε praes.* ind.* pass.* от πλανάω (G4105) сбивать с толку, заставлять заблуждаться, обманывать; pass.* сбиваться с пути, быть обманутым, заблуждаться (BAGD*; TDNT*; EDNT*; S*, 357).
εἰδότες perf.* act.* part.* (причины) от οἶδα (G1492), см.* ст. 14.
25 ἀναστῶσιν aor.* conj.* act.*, см.* ст. 23.
γαμοῦσιν praes.* ind.* act.* от γαμέω (G1060) жениться. Fut.* praes.* или гномический praes.*, указывающий на общую истину, которая проявится при Воскресении.
γαμίζονται praes.* ind.* pass.* от γαμίζω (G1061) отдавать замуж. О том, что у ангелов в вечности брака не существует, см.* S*, 368−81.
26 ἐγείρονται praes.* ind.* pass.* от ἐγείρω (G1453) подниматься, воскресать. Богосл.* pass.* (Gundry*, 703).
ἀνέγνωτε aor.* ind.* act.*, см.* ст. 10. Используется с οὐκ (G3756) в вопросе, на который ожидается утвердительный ответ. О цитате из Исх 3:6 см.* Gundry*, 703−704; S., 381−403.
27 ζώντων praes.* act.* part.* от ζάω (G2198) жить (по отношению к Богу, см.* S*, 406−14).
πλανᾶσθε praes.* ind.* pass.*, см.* ст. 24. Это ответ на вопрос из ст. 24: «вы заблуждаетесь, не правда ли?..», «вы сильно обманываетесь!” (Gundry*, 704).
28 προσελθών aor.* act.* part.* (сопутств.*) от προσέρχομαι (G4334) приходить.
ἀκούσας aor.* act.* part.* (temp.*) от ἀκούω (G191) с gen.* слышать, слушать.
συζητούντων praes.* act.* part.* от συζητέω (G4802) рассматривать вместе, обсуждать. Дополнительное part.* с гл.* ἀκούω.
ἰδών aor.* act.* part.* (temp.*) от ὁράω (G3708) видеть.
ἀπεκρίθη aor.* ind.* pass.* (dep.*) от ἀποκρίνομαι (G611) отвечать.
ἐπηρώτησεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 18.
29 ἄκουε praes.* imper.* act.*, см.* ст. 28.
30 ἀγαπήσεις fut.* ind.* act.* от ἀγαπάω (G25) любить. Fut.* со знач. imper.* является переводом евр.* impf.*, который используется как юссив (MH*, 458; BG*, 94).
31 πλησίος (G4139) ближний, сосед.
μείζων (G3187) comp.* от μέγας великий.
τούτων gen.* от τοῦτο этот. Gen.* сравнения.
33 ἀγαπᾶν praes.* act.* inf.*, см.* ст. 30. Inf.* в роли subst.*
σύνεσις (G4907) понимание.
περισσότερον (G4055) comp.* от περισσός сверх меры, превыше, намного больше.
πάντων gen.* pl.* от πᾶς (G3956) всякий, каждый. Gen.* сравнения.
ὁλοκαύτωμα (G3646) всесожжение.
θυσία (G2378) жертвоприношение.
34 ἰδών aor.* act.* part.* (temp.*) от ὁράω (G3708) видеть.
νουνεχῶς (G3562) мудро, вдумчиво, с пониманием (LN*, 1:384).
ἀπεκρίθη aor.* ind.* pass.* (dep.*), см.* ст. 28.
μακράν (G3112) acc.* sing.* далеко. Acc.* fem.* в роли adv.* (Taylor*).
ἐτόλμα impf.* ind.* act.* от τολμάω (G5111) осмеливаться, с inf.*
ἐπερωτῆσαι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 18.
35 ἀποκριθείς aor.* pass.* part.*, см.* ст. 28. О семитском использовании part.* см.* MH*, 453.
διδάσκων praes.* act.* part.* от διδάσκω (G1321) учить; part.* образа действия.
36 κάθου praes.* imper.* med.* (dep.*) от κάθημαι (G2521) садиться, присаживаться.
θῶ aor.* conj.* act.* от τίθημι (G5087) помещать, располагать, устанавливать, делать.
ὑποκάτω (G5270) с gen.* под. Об этом фрагменте см.* Мф 22:41−46; Cleon L. Rogers, Jr., “The Davidic Covenant in the Gospels”, Bib. Sac. 150(1993): 463−64; BBC*.
37 ἤκουεν impf.* ind.* act.*, см.* ст. 28.
ἡδέως (G2234) adv.* радостно.
38 βλέπετε praes.* imper.* act.* от βλέπω (G991) смотреть, остерегаться.
θελόντων praes.* act.* part.* (adj.*) от θέλω (G2309) хотеть, желать, с inf.*
στολαῖς dat.* pl.* от στολή (G4749) плащ; не только плащ, который носили простые люди, но чаще всего накидка, отмечающая достоинство ученых и военных (Jastrow*, 1:537; SB*, 2:31−33; BBC*).
περιπατεῖν praes.* act.* inf.* от περιπατέω (G4043) ходить.
ἀσπασμός (G783) приветствие. Того, кто ходил в таких длинных накидках, приветствовали на рыночных площадях (Gundry*, 719).
39 πρωτοκαθεδρῖα (G4410) главное место в синагогах, находившееся перед ковчегом (где хранился свиток Писаний) и обращенное к общине. Оно предназначалось для служителей и особо почетных лиц (LT*, 1:436).
πρωτοκλισία (G4411) первое или главное место за столом. Место самого почетного гостя на застольном ложе (Swete*).
δεῖπον (G1173) обед, время главного приема пищи, обычно эта трапеза совершалась вечером (SB*, 4:611−39; LT*, 2:205−210).
40 κατεσθίοντες praes.* act.* part.* от κατεσθίω (G2719) пожирать, поедать.
χηρῶν gen.* pl.* от χήρα (G5503) вдова. В обществе того времени вдовы не имели никаких прав, так что Он обвиняет книжников в злоупотреблении гостеприимством людей с ограниченными средствами (Lane*; EDNT*; TDNT*; NIDNTT*; BBC*). Part.* в роли subst.*
προφάσει dat.* sing.* от πρόφασις (G4392) мотив или причина, на которые ссылаются в свое оправдание; в особенности лживое оправдание, предлог (Cranfield*; Harry Fleddermann, “A Warning about the Scribes [Mark 12:37b-40]”, CBQ* 44 [1982]: 62−63). Dat.* образа действия.
προσευχόμενοι praes.* med.* (dep.*) part.* от προσεύχομαι (G4336) молиться.
λήμψονται fut.* ind.* med.* (dep.*) от λαμβάνω (G2983) брать, принимать.
41 καθίσας aor.* act.* part.* (temp.*) от καθίζω (G2523) садиться, занимать место. Aor.* указывает на предшествующее действие.
κατέναντι (G2713) с gen.* напротив.
γαζοφυλακεῖον (G1049) сокровищница. Вероятно, имеются в виду 13 трубообразных сундуков, которые располагались на расстоянии один от другого вдоль стен двора для женщин в храме Ирода (Swete*; SB*, 2:37−45; BBC*; DJG*, 812).
ἐθεώρει impf.* ind.* act.* от θεωρέω (G2334) смотреть, наблюдать. Impf.* указывает на длительность наблюдения за разными людьми, проходившими мимо.
χαλκός (G5475) медь, медные или бронзовые деньги.
πλούσιος (G4145) богатый, очень богатый.
ἔβαλλον impf.* ind.* act.* от βάλλω (G906) бросать, помещать: «они постоянно бросали». Это были приношения сверх церковной десятины и храмовой подати. О церковной десятине и храмовой подати см.* JPB*, 146−69.
42 ἐλθοῦσα aor.* act.* part.* nom.* fem.* sing.*, см.* ст. 9. Сопутств.* или temp.* part.*
πτωχή (G4434) adj.* fem.* бедный, страдающий от нищеты; человек, у которого в буквальном смысле ничего нет и которому неотвратимо угрожает голод (NTW*, 110).
ἔβαλεν aor.* ind.* act.* от βάλλω (G906) бросать.
λεπτόν (G3016) самая мелкая из иудейских монет. Маленькая медная монета, примерно одна восьмая цента (BAGD*; Lane*; HJC*, 296−302; DJG*, 805).
κοδράντης (G2835) римская монета, равная примерно четверти цента (BAGD*). Марк переводит денежные единицы в римские для удобства читателей (Taylor*).
43 προσκαλεσάμενος aor.* med.* part.* (temp.*) от προσκαλέομαι (G4341) звать, призывать кого-л.
πλεῖον adv.* comp.* от πολύς (G4183) многий; «больший».
πάντων, см.* ст. 33.
βαλλόντων praes.* act.* part.* от βάλλω, см.* ст. 41.
44 περισσεύοντος praes.* act.* part.* от περισσεύω (G4052) быть в изобилии. Part.* в роли subst.*
ὑστερήσεως gen.* sing.* от ὑστέρησις (G5304) недостаток, скудость, нужда.
εἶχεν impf.* ind.* act.* от ἔχω (G2192) иметь, обладать.
βίον acc.* sing.* от βίος (G979) пропитание, средства к существованию; средства для поддержания жизни (AS*).

Примечания:

 
Синодальный перевод
36 седи — воссядь; восседать можно на троне, в то время как сидеть на стуле; воссесть — председательствовать (сидеть в торжественной обстановке), оно применимо к Богу и монарху, руководителю, а сесть — значит опираться на что-либо (стул, табурет и т.д.).
36 одесную — по правую руку, справа.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.