От Иоанна 8 глава

Евангелие от Иоанна
Синодальный перевод → Лингвистический. Роджерс

Синодальный перевод

1 Иисус же пошёл на гору Елеонскую.
2 А утром опять пришёл в храм, и весь народ шёл к Нему. Он сел и учил их.
3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди,
4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень.
8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.
9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
13 Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твоё не истинно.
14 Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Моё истинно; потому что Я знаю, откуда пришёл и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.
15 Вы судите по плоти; Я не сужу никого.
16 А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.
17 А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.
18 Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.
19 Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.
20 Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что ещё не пришёл час Его.
21 Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрёте во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.
22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьёт Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете прийти»?
23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
24 Потому Я и сказал вам, что вы умрёте во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших.
25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.
26 Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.
27 Не поняли, что Он говорил им об Отце.
28 Итак, Иисус сказал им: когда вознесёте Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.
30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.
31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики,
32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
33 Ему отвечали: мы — семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: «сделаетесь свободными»?
34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.
36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.
37 Знаю, что вы — семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Моё не вмещается в вас.
38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.
39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.
41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.
42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня.
43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.
44 Ваш отец — диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он — лжец и отец лжи.
45 А как Я истину говорю, то не верите Мне.
46 Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?
47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.
48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?
49 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.
50 Впрочем, Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.
51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдёт слово Моё, тот не увидит смерти вовек.
52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: «кто соблюдёт слово Моё, тот не вкусит смерти вовек».
53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?
54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя — ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.
55 И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.
56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет ещё пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама?
58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
59 Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошёл далее.

Лингвистический. Роджерс

1 ἐπορεύθη aor.* ind.* pass.* (dep.*) от πορεύομαι (G4198) идти. Обобщ.* aor.* рассматривает путешествие как единое целое.
2 ὄρθρος (G3722) начало дня; рано утром; gen.* времени.
παρεγένετο aor.* ind.* med.* (dep.*) от παραγίνομαι (G3854) приходить.
ἤρχετο impf.* ind.* med.* (dep.*) от ἔρχομαι (G2064) приходить.
καθίσας aor.* act.* part.* (temp.*) от καθίζω (G2523) садиться. Aor.* указывает на предшествующее действие.
ἐδίδασκεν impf.* ind.* act.* от διδάσκω (G1321) учить; inch.* impf.*, «Он начал учить».
3 μοιχείᾳ (G3430) dat.* sing.* прелюбодеяние. Согласно Лев 20:10 и Вт. 22:22, прелюбодеяние наказывалось смертью (SB*, 2:519; обсуждение этого фрагмента см.* в D. Lührmann, “Die Geschichte von einer Sunderin...”, NTS* 32 [1990]: 289−316).
κατειλημμένην perf.* pass.* part.* от καταλαμβάνω (G2638) хватать, захватывать, часто с враждебными намерениями; ловить, засекать; особ. уличать в прелюбодеянии (BAGD*). Perf.* означает «замечена в позорных деяниях». Это указывает на то, что она регулярно прелюбодействовала (Morris*). Есть предположение, что муж умышленно подстроил ей ловушку, чтобы развестись с ней или чтобы ее побили камнями (LNT*, 160−64; Morris*).
στήσαντες aor.* act.* part.* от ἵστημι (G2476) помещать, ставить. Aor.* part.* предполагает действие, логически и по времени предшествующее действию последующего гл.*
4 κατείληπται perf.* ind.* pass.* от καταλαμβάνω хватать, см.* ст. 3.
αὐτοφώρῳ (G1888) fem.* dat.* sing.* (пойманный) с поличным. Относится к пойманному вору или прелюбодею (BAGD*).
μοιχευομένη praes.* med.* part.* от μοιχεύομαι (G3431) совершать прелюбодеяние. Praes.* предполагает действие, одновременное действию основного гл.* Ее поймали в процессе прелюбодеяния.
5 ἐνετείλατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἐντέλλομαι (G1781) повелевать.
τοιαύτας (G5108) такой.
λιθάζειν praes.* act.* inf.* от λιθάζω (G3034) побивать камнями. Inf.* в косвенной речи. Человека могли побить камнями за прелюбодеяние только при условии, что он упорствовал в грехе после предшествующего предупреждения, и при том, что факт подтверждался двумя компетентными свидетелями (LNT*, 160ff).
6 πειράζοντες praes.* act.* part.* от πειράζω (G3985) искушать, испытывать, здесь в отр. смысле. Он должен был нарушить либо римские законы, запрещающие смертную казнь, либо иудейские законы, противореча Моисею.
ἔχωσιν praes.* conj.* act.* от ἔχω (G2192) иметь. Conj.* выражает цель.
κατηγορεῖν praes.* act.* inf.* с gen.* от κατηγορέω (G2723) обвинять. Inf.* в роли дополнения. Они хотели знать, законно ли будет побить ее камнями в данных обстоятельствах (LNT*, 174).
κύψας aor.* act.* part.* (сопутств.*) от κύπτω (G2955) наклоняться.
δακτύλῳ dat.* от δάκτυλος (G1147) палец. Начертание пальцем было знаком возвещения божественного закона (LNT*, 177). Instr.* dat.*
κατέγραφεν impf.* ind.* act.* от καταγράφω (G1125) писать, записывать (MM*). Inch.* impf.*, «Он начал записывать». Возможно, Он начал записывать жалобы или обвинения. Есть предположение, что Иисус написал стих Исх 23:1 о том, что не надо присоединяться к нечестивым; здесь имеется в виду заговор против женщины (LNT*, 175−82; BBC*).
7 ἐπέμενον impf.* ind.* act.* от ἐπιμένω (G1961) оставаться. Impf.*, «так как они продолжали».
ἐρωτῶντες praes.* act.* part.* (сопутств.*) от ἐρωτάω (G2065) спрашивать.
ἀνέκυψεν aor.* ind.* act.* от ἀνακύπτω (G352) подниматься, вставать, смотреть вверх.
ἀναμάρτητος (G361) без греха. Используется как общее обозначение невинности (Hoskyns*).
βαλέτω aor.* imper.* 3 pers.* sing.* от βάλλω (G906) бросать. Иисус настаивает на том, что обвинитель и свидетель должен быть компетентным, то есть безгрешным (LNT*, 182). То есть Он настаивает на выполнении закона.
8 κατακύψας aor.* act.* part.* (сопутств.*) от κατακύπτω (G2596) склоняться.
ἔγραφεν impf.* ind.* act.* от γράφω (G1125) писать. Impf.*, «Он продолжил писать». Есть предположение, что Он записал строки Исх 23:7, заповедь удаляться от неправды и предоставить Богу право вершить суд и карать (LNT*, 138f).
9 ἀκούσαντες aor.* act.* part.* (subst.*) от ἀκούω (G191) слышать. Aor.* логически предшествует действию основного гл.*
ἐξήρχοντο impf.* ind.* med.* (dep.*) от ἐξέρχομαι (G1831) выходить. Inch.* или iterat.* impf.*, «они начали уходить и продолжали уходить один за другим».
ἀρξάμενοι aor.* med.* (dep.*) part.* от ἄρχομαι (G757) начинать.
κατελείφθη aor.* ind.* pass.* от καταλείπω (G2641) покидать.
οὖσα praes.* act.* part.* от ειμί (G1510) быть.
10 ἀνακύψας aor.* act.* part.* (сопутств.*), см.* ст. 7.
κατέκρινεν aor.* ind.* act.* от κατακρίνω (G2632) осуждать.
11 πορεύου praes.* med.* (dep.*) imper.* от πορεύομαι (G4198) идти. Praes.* imper.* с гл.* движения.
μηκέτι (G3371) больше не.
ἁμάρτανε praes.* imper.* act.* от ἁμαρτάνω (G264) грешить. Эта женщина — типичный пример прощенного грешника. Ей дается милостивый шанс начать жизнь сначала (Becker*).
12 αὐτοῖς им. Это может относится к фарисеям и толпам народа в храме (RWP*).
ἐλάλησεν aor.* ind.* act.* от λαλέω (G2980) говорить.
φῶς (G5457) свет. По поводу значения этого места и описания иудейской церемонии зажигания громадных золотых светальников на празднике кущей см.* M*, Sukkah 5:2−4; Barrett*; BBC*; Morris*; 1QS 3:20; 4:8; 1QM 17:6; CD* 5:18.
ἀκολουθῶν praes.* act.* part.* от ἀκολουθέω (G190) следовать, следовать в качестве ученика (TDNT*). Subst.* part.* выражает неотъемлемое качество или условие.
περιπατήσῃ aor.* conj.* act.* от περιπατέω (G4043) ходить, ходить вокруг. Conj.* с двойным, усиленным отрицанием.
ἕξει fut.* ind.* act.* от ἔχω (G2192) иметь, приобретать.
13 εἶπον aor.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить.
14 ἀπεκρίθη aor.* ind.* pass.* (dep.*) от ἀποκρίνομαι (G611) отвечать. Ответ Иисуса предполагает, что Его свидетельство — не единственное.
οἶδα (G1492) perf.* ind.* act.* знать. Def.* perf.* со знач. praes.*
πόθεν (G4159) где, откуда.
ἦλθον aor.* ind.* act.* от ἔρχομαι (G2064).
ποῦ (G4226) где, куда.
15 κατά (G2596) с acc.* согласно. Указывает на критерий суда: «по плоти», привлекая внимание к несовершенству их решения (Morris*).
16 ἀληθινός (G228) истинный, проверенный, здесь в знач. «точный» (Brown*; TLNT*).
πέμψας aor.* act.* part.* (subst.*) от πέμπω (G3992) посылать.
17 γέγραπται perf.* ind.* pass.* от γράφω (G1125) писать. Perf.* означает: «продолжает быть написанным», предполагается юридическая значимость Писания (MM*).
18 μαρτυρῶν praes.* act.* part.* от μαρτυρέω (G3140) свидетельствовать. Subst.* part.* в роли praed.* nom.* Praes.* указывает на одновременность действий.
19 ᾔδειτε plperf.* ind.* act.* от οἶδα знать (см.* ст. 14). Plperf.* ind.* в cond.*, противоречащем факту.
20 ῥῆμα (G4487) речь.
ἐν у, указывает на близость расположения (Brown*).
γαζοφυλάκιον (G1049) сокровищница. Вероятно, расположенная в Женском дворе (Barrett*; BBC*; Мк 12:41 и сл.; Лк 21:1 и сл.).
διδάσκων praes.* act.* part.* от διδάσκω (G1321) учить. Temp.* part.* с praes.* указывает на одновременность действия.
ἐπίασεν aor.* ind.* act.* от πιάζω (G4084) хватать, арестовывать. Этот комментарий указывает, что к тому времени арест Христа уже входил в волю и планы Бога.
ἐληλύθει plperf.* ind.* act.* от ἔρχομαι (G2064) приходить, идти.
21 ὑπάγω (G5217) praes.* ind.* act.* уходить. Fut.* praes.* относится к Его смерти (Carson*).
ζητήσετε fut.* ind.* act.* от ζητέω (G2212) искать; здесь в знач. следовать.
ἀποθανεῖσθε fut.* ind.* med.* (dep.*) от ἀποθνῄσκω (G599) умирать.
ἐλθεῖν aor.* act.* inf.* от ἔρχομαι, см.* ст. 20. Инфинитив-дополнение при гл.* δύνασθε. Цель путешествия — Отец; время наступит после вознесения.
22 μήτι (G3385) вводит вопрос, содержащий колебания: «Ты ведь не думаешь... не правда ли?» (M*, 170; Мф 12:23).
ἀποκτενεῖ fut.* ind.* act.* от ἀποκτείνω (G615) убивать; здесь в сочетании с возвратным местоимением имеет значение: «совершать самоубийство».
ἑαυτόν сам себя. Самоубийцы по иудейской традиции лишали себя права на загробную жизнь (SB*, 1:1027ff).
23 κάτω (G2736) ниже, под.
ἄνω (G507) вверху. Иудейские термины для обозначения земного и небесного (Schnackenburg*). Дальше в стихе дается объяснение обоих терминов.
24 ὅτι (G3754) вводит косвенную речь.
ἀποθανεῖσθε fut.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 21. Умерев во грехе, человек теряет возможность покаяться (BBC*).
πιστεύσητε aor.* conj.* act.* от πιστεύω (G4100) верить. Aor.* Означает: «совершать деяние веры», «приходить к вере» (Morris*). Conj.* с ἐάν (G1437) в cond.* 3 типа, в котором условие расматривается как возможное.
ὅτι (G3754) передает содержание веры или верования.
25 τὴν ἀρχήν нареч., acc.* с начала, от начала. По поводу сложного оборота см.* Brown*; Schnackenburg*.
26 πέμψας aor.* act.* part.* (subst.*) от πέμπω (G3992) посылать. Aor.* показывает на предшествующее действие: «тот, кто послал».
27 ἔγνωσαν aor.* ind.* act.* от γινώσκω (G1097) знать; здесь в знач. «полностью признавать».
ἔλεγεν impf.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить, беседовать о чем-л.
28 ὑψώσητε aor.* conj.* act.* от ὑψόω (G5312) возносить. Ссылка на распятие и вознесение, так же как и на спасение (Barrett*; TDNT*). Conj.* с ὅταν (G3752) в indef.* temp.* прид.*
γνώσεσθε fut.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 27.
ἐδίδαξεν aor.* ind.* act.* от διδάσκω (G1321) учить, наставлять.
29 πέμψας aor.* act.* part.*, см.* ст. 16.
ἀφῆκεν aor.* ind.* act.* от ἀφίημι (G863) покидать. Обобщ.* aor.*
ἀρεστά pl.* от ἀρεστός (G701), вербальное adj.* от ἀρέσκω доставлять удовольствие; «вещи, которые доставляют удовольствие».
30 λαλοῦντος praes.* act.* part.* (temp.*) от λαλέω (G2980) говорить. Gen.* abs.*, вводит информацию, необходимую для придаточного, не являясь его частью. Praes.* указывает на одновременность действия, «пока Он говорил».
ἐπίστευσαν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 24.
31 πεπιστευκότας perf.* act.* part.* (adj.*), см.* ст. 24. Perf.* указывает на длительное действие в прошлом. Возможно, ссылка на тех, кто открыто заявил о своей вере (Morris*; но см.* также Schnackenburg*).
μείνητε aor.* conj.* act.* от μένω (G3306) оставаться. Не ложные, но настоящие ученики, которые продолжают верить в Его учение (Carson*). Conj.* с ἐάν (G1437) в cond.* 3 типа, в котором есть некоторая вероятность выполнения условия.
ἀληθῶς (G230) adv.* истинно.
32 γνώσεσθε fut.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 27.
ἐλευθερώσει fut.* ind.* act.* от ἐλευθερόω (G1659) освобождать; освобождение от греха, синоним спасения (Barrett*).
33 ἀπεκρίθησαν aor.* ind.* pass.* (dep.*) от ἀποκρίνομαι, см.* ст. 14.
δεδουλεύκαμεν perf.* ind.* act.* от δουλεύω (G1398) быть порабощенным, служить в качестве раба. Perf.* с акцентом на настоящих результатах прошлого действия. Здесь присутствует либо непонимание с их стороны, либо игра слов со стороны Иисуса. Иисус говорит не об общественном, но о духовном положении собеседников. Они не нуждаются в Спасителе, так как считают себя детьми Авраама (BBC*; Becker*). Хотя физически они происходят от Авраама, действия их противоречат этому (DJG*, 3−4, 6).
γενήσεσθε fut.* ind.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться.
34 ποιῶν praes.* act.* part.* от ποιέω (G4160) делать, практиковать. Subst.* part.* описывает особенность или классовую принадлежность тех, кто выполняет действие (SMT* 56).
36 ἐλευθερώσῃ aor.* conj.* act.*, см.* ст. 32.
ὄντως (G3689) воистину, реально.
ἔσεσθε fut.* ind.* med.* от εἰμί (G1510) быть.
37 οἶδα (G1492) perf.* ind.* act.* знать. Def.* perf.* со знач. praes.*
ἀποκτεῖναι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 22. Эпэкз.* inf.* объясняет ζητεῖτε.
ὅτι (G3754) потому что, вводит причину.
χωρεῖ praes.* ind.* act.* от χωρέω (G5562) вмещать, содержать. Они никогда не хотели по-настоящему вместить Его слово (Tasker*). Здесь фигурально указывает на чистосердечие или понимание (BAGD*).
38 ἑώρακα perf.* ind.* act.* от ὁράω (G3708) видеть. Perf.*, верятно, предполагает, что у Иисуса раньше было видение, которое продолжается в настоящем (Brown*).
ἠκούσατε aor.* ind.* act.* от ἀκούω слышать, см.* ст. 9.
ποιεῖτε praes.* ind.*/imper.* act.* от ποιέω, см.* ст. 34 (Westcott*).
39 ἀπεκρίθησαν aor.* ind.* pass.* (dep.*) от ἀποκρίνομαι (G611) отвечать.
ἐστε praes.* ind.* act.* от εἰμί (G1510) быть. Ind.* в cond.* 1 типа, в котором говорящий предполагает реальность условия.
40 ἀποκτεῖναι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 22. Inf.* в роли дополнения ἄνθρωπον в приложении к με.
λελάληκα perf.* ind.* act.* от λαλέω (G2980) говорить. Терминативный perf.* указывает на речь, произнесенную в прошлом, воздействие которой продолжается.
41 πορνείας (G4202) gen.* sing.* разврат, незаконные сексуальные отношения.
γεγεννήμεθα perf.* ind.* pass.* от γεννάω (G1080) вынашивать; pass.* рождаться. Perf.* подчеркивает их длительное существование, основанное на прошлом акте рождения.
42 ἠγαπᾶτε impf.* ind.* act.* от ἀγαπάω (G25) любить. Используется в cond.*, противоречащем факту: «Если бы Бог был вашим Отцом...» (но Он не ваш Отец).
ἐξῆλθον aor.* ind.* act.* от ἐξέρχομαι (G1831) выходить.
ἥκω (G2240) praes.* ind.* act.* приходить, присутствовать.
ἐλήλυθα perf.* ind.* act.* от ἔρχομαι (G2064) идти, приходить.
ἀπέστειλεν aor.* ind.* act.* от ἀποστέλλω (G649) посылать, отправлять в качестве полномочного представителя (TDNT*). Если бы они любили Отца, они бы узнали Его посланника. Они отвергли откровение, принесенное посланником, значит, они отвергли Отца.
43 λαλιά (G2981) речь. Указывает на форму выражения, внешнее строение речи (Morris*).
γινώσκετε praes.* ind.* act.* от γινώσκω (G1097) знать; здесь в знач. «признавать» или «принимать».
λόγος (G3056) слово. Указывает на содержание речи (Morris*).
ἀκούειν praes.* act.* inf.* от ἀκούω (G191) слышать; здесь в знач. «повиноваться» или «понимать». Inf.* в роли дополнения.
44 διάβολος (G1228) хулитель, дьявол (DDD*, 463−73; 1369−80). Их отец противопоставлен Отцу Иисуса (Becker*; TFG*, 303). Об используемом здесь обороте см.* BD*, 140.
ἐπιθυμία (G1939) желание; дела, соответствующие их желаниям; действовать согласно своим желаниям (BAGD*).
πατρός gen.* от πατήρ (G3962) отец, gen.* происхождения: «приходящие от дьявола» — или, возможно, качества: «дьявольские желания».
ἀνθρωποκτόνος (G443) убийца. Он вынудил Адама совершить аморальный поступок (Barrett*).
ἔστηκεν impf.* ind.* act.* от στήκω (G4739) стоять, стоять твердо. О проблемах этого текста см.* TC*, 226.
λαλῇ praes.* conj.* act.* от λαλέω (G2980) говорить. Conj.* с indef.* temp.* прид.* («когда бы ни»).
ψεῦδος (G5579) ложь.
ψεύστης (G5583) лжец.
45 ἐγὼ δέ Я, с другой стороны. Поставлено вперед для выделения (Bernard*).
πιστεύετε praes.* ind.* act.* от πιστεύω (G4100) верить. Praes.* описывает их текущее состояние веры. Они предпочитают верить лжи, а не правде.
46 ἐλέγχει praes.* ind.* act.* от ἐλέγχω (G1651) убеждать, доказывать, убеждать доказательствами.
47 ὤν praes.* act.* part.* от εἰμί (G1510) быть. Praes.* описывает одновременное действие. Subst.* part.* описывает качество.
ἐκ τοῦ θεοῦ от Бога. Gen.* источника.
48 ἀπεκρίθησαν aor.* ind.* pass.* (dep.*) от ἀποκρίνομαι (G611) отвечать.
καλῶς (G2573) adv.* хорошо. Имеется в виду: «разве мы не правы, когда говорим?» (Barrett*).
Σαμαρίτης (G4541) самарянин, презрительное выражение неуважения (см.* Ин 4:4; BBC*).
49 ἀτιμάζετε praes.* ind.* act.* от ἀτιμάζω (G818) бесчестить; в знач. «позорить своим поведением», «оскорблять» (BAGD*).
50 ζητῶν praes.* act.* part.* от ζητέω (G2212) искать. Part.* в роли subst.*
καί (G2532) и, также.
κρίνων praes.* act.* part.* (subst.*) от κρίνω (G2919) судить.
51 τηρήσῃ aor.* conj.* act.* от τηρέω (G5083) стеречь, хранить, блюсти. Conj.* с ἐάν в cond.* 3 типа, предполагающем, что условие может быть выполнимо.
θεωρήσῃ aor.* conj.* act.* от θεωρέω (G2334) видеть. Здесь в знач. испытать смерть. Conj.* с двойным отр. οὐ μή (G3756; G3361) для усиления отрицания.
52 ἐγνώκαμεν perf.* ind.* act.*, см.* ст. 27. Perf.* подчеркивает текущее состояние знания: «теперь мы точно знаем».
ἀπέθανεν aor.* ind.* act.* от ἀποθνῄσκω (G599) умирать. Обобщ.* aor.* описывает их смерть.
γεύσηται aor.* conj.* med.* (dep.*) от γεύομαι (G1089) пробовать, с obj.* в gen.* Здесь используется фигурально в знач. «познавать» (SB*, 1:751ff; BAGD*; NIDNTT*, 2:271).
53 μείζων (G3187) comp.* от μέγας великий; comp.* более великий.
πατρός gen.* от πατήρ (G3962) отец. Gen.* сравнения: «более великий, чем отец».
ποιεῖς praes.* ind.* act.* от ποιέω (G4160) делать; здесь в знач. «изображать из себя», «претендовать на то, чтобы быть».
54 ἀπεκρίθη aor.* ind.* pass.* (dep.*), см.* ст. 14.
δοξάσω aor.* conj.* act.* от δοξάζω (G1392) прославлять (TLNT*; TDNT*; EDNT*). Conj.* с ἐάν (G1437) в cond.* 3 типа, предполагающем возможность условия.
δοξάζων praes.* act.* part.* subst.* part.*
55 ἐγνώκατε perf.* ind.* act.*, см.* ст. 27. Perf.* указывает на длительные результаты.
εἴπω aor.* conj.* act.* от λέγω (G3004) говорить. Conj.* с κἄν (G2532; G302) в cond.* 3 типа, предполагающем возможность условия.
ἔσομαι fut.* ind.* med.* от εἰμί (G1510).
56 ἠγαλλιάσατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἀγαλλιάω (G21) ликовать, радоваться (Morris*). Это относится к радости, которую дает спасение. Здесь Авраам предвкушает ее (EDNT*). Основанием для этого высказывания может служить раввинистическое толкование стиха Быт 17:17 (Philo, De mut. nom.*, 154ff; TFG*, 306−8; Haenchen*; SB*, 2:525−26).
ἴδῃ aor.* conj.* act.* от ὁράω (G3708) видеть. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает содержание увиденного (IBG, 145f).
εἶδεν aor.* ind.* act.* от ὁράω (G3708) видеть.
ἐχάρη aor.* ind.* pass.* (dep.*) от χαίρω (G5463) радоваться, ликовать.
57 ἑώρακας perf.* ind.* act.* от ὁράω, см.* ст. 56.
58 γενέσθαι aor.* inf.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться; появляться на свет (Morris*). Обратите внимание на противопоставление ἐγώ εἰμι, «Я есмь» (D. M. Ball, “I Am” in John’s Gospel: Literary Function, Background, and Theological Implications [Sheffield: Sheffield Academic Press, 1996]); (см.* Ин 1:1; также TFG*, 308−10). Inf.* с предл.* πρίν (G4250) выражает время — «прежде» (MT*, 144).
59 ἦραν aor.* ind.* act.* от αἴρω (G142) поднимать, подбирать. Возможно, они подобрали камни, которые использовались для строительства храма (BBC*).
βάλωσιν aor.* conj.* act.* от βάλλω (G906) бросать. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель.
ἐκρύβη aor.* ind.* pass.* от κρύπτω (G2928) прятать, скрывать.

Примечания:

 
Синодальный перевод
6 перст — палец.
7, 10 восклониться — выпрямиться, воспрянуть.
44 диавол — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «дьявол», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.