От Матфея 5 глава

Евангелие от Матфея
Синодальный перевод → Слово Жизни

 
 

Увидев народ, Он взошёл на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
 
Однажды, когда вокруг Иисуса собралось много людей, Он поднялся на склон горы и сел там. К Нему подошли Его ученики,

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
 
и Он начал их учить:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
 
— Счастливы нищие духом: им принадлежит Небесное Царство.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
 
— Счастливы плачущие: они будут утешены.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
 
— Счастливы кроткие: им будет принадлежать весь мир.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
 
— Счастливы те, кто жаждет праведности: они насытятся ею.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
 
— Счастливы милосердные: с ними тоже поступят милосердно.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
 
— Счастливы чистые сердцем: они увидят Бога.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
 
— Счастливы те, кто несет людям примирение: они будут названы Божьими детьми.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
 
— Счастливы те, кого преследуют за праведность: им принадлежит Небесное Царство.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
 
— Счастливы вы, когда из-за Меня люди будут оскорблять и преследовать вас и говорить о вас всякую ложь.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
 
Радуйтесь и торжествуйте! Вас ждет великая награда на небесах, ведь так же преследовали и пророков, бывших прежде вас.

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям.
 
— Вы — соль земли. Если соль потеряет свой вкус, то что сделает ее соленой? Она уже ни к чему не пригодна, останется лишь выбросить ее под ноги людям.

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
 
Вы — свет мира. Город, стоящий на вершине горы, невозможно скрыть.

И, зажёгши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
 
Зажженный светильник не прячут под сосуд, а ставят повыше, чтобы светил всем в доме.

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
 
Пусть же свет ваш светит людям, чтобы они видели ваши добрые дела и славили вашего Небесного Отца.

Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить.
 
— Не думайте, что Я пришел отменить закон или сказанное в книгах пророков; Я пришел, чтобы исполнить, а не отменить.

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё.
 
Говорю вам истину: пока небо и земля не исчезнут, ни одна малейшая буква, ни одна черточка не исчезнет из закона — все сбудется.

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном.
 
Кто нарушит даже самую малую заповедь и научит других нарушать ее, тот в Небесном Царстве будет одним из последних, а кто исполнит заповеди и научит этому людей — будет велик в Небесном Царстве.

Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное.
 
Говорю вам, что если ваша праведность не превзойдет праведности фарисеев и учителей закона, вы не войдете в Небесное Царство.

Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьёт, подлежит суду».
 
— Вы знаете, что людям еще в древности было сказано: "Не убей", — и что каждый убийца должен быть судим.

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
 
Я же говорю вам, что человек будет судим, даже если он просто затаил злобу на брата. Кто назовет своего брата ничтожным, тот будет отвечать перед высшим судом, а того, кто обзовет брата своего глупцом, ждет огонь ада.

Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
 
Поэтому если ты приносишь в дар Богу свою жертву и перед жертвенником вспомнишь, что твой брат обижен на тебя,

оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
 
то оставь свой дар перед жертвенником и пойди вначале помирись с братом, а потом приходи и приноси жертву.

Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
 
Старайся помириться со своим врагом до того, как он приведет тебя в суд. Торопись сделать это еще по дороге, иначе тебя передадут судье, судья отдаст тебя под стражу, и тебя заключат в тюрьму.

истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
 
Говорю тебе, что ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь все, до последнего гроша.

Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй».
 
— Вы слышали, что было сказано: "Не нарушай супружеской верности", —

А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём.
 
Я же говорю вам, что тот, кто лишь смотрит на женщину с вожделением, уже нарушил супружескую верность в своем сердце.

Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну.
 
Если твой правый глаз влечет тебя ко греху, то лучше вырви его и отбрось. Лучше потерять часть тела, чем всему телу быть брошенным в ад.

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну.
 
И если твоя правая рука влечет тебя ко греху, то отсеки ее и брось от себя. Лучше потерять часть тела, чем всему телу быть брошенным в ад.

Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную.
 
— Вам было сказано: "Кто разводится с женой, тот должен выдать ей разводное письмо".

А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует.
 
Я же говорю вам, что кто разводится с женой не по причине ее измены, тот толкает ее к нарушению супружеской верности, и кто женится на женщине, оставившей своего мужа, тоже нарушает супружескую верность.

Ещё слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
 
— Вы слышали, что еще в древности людям было сказано: "Не нарушайте своей клятвы и выполняйте все, в чем вы поклялись Господу".

А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
 
Я же говорю вам: не клянитесь вовсе. Не клянитесь ни небом, потому что оно — престол Бога,

ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
 
ни землей, потому что она — подножье Его, ни Иерусалимом, потому что это город великого Царя.

ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным.
 
Не клянись своей головой, потому что сам ты даже одного волоска не можешь сделать белым или черным.

Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.
 
Пусть ваше "да" будет действительно "да" и ваше "нет" — действительно "нет". Все же, что вы к этому добавляете, — от дьявола.

Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб».
 
— Вы слышали, что было сказано: "Глаз за глаз и зуб за зуб".

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую;
 
Я же говорю вам: не противьтесь злому. Если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую.

и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
 
Если кто захочет с тобой судиться, чтобы отнять у тебя рубаху, то отдай ему и верхнюю одежду.

и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
 
Если кто принудит тебя идти вместе с ним одну версту, иди две.

Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
 
Когда у тебя просят — давай, и просящим у тебя в долг не отказывай.

Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».
 
— Вы слышали сказанное: "Люби твоих ближних и ненавидь врагов".

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
 
Я же говорю вам: любите ваших врагов и молитесь о тех, кто преследует вас,

да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
 
чтобы вам быть истинными сыновьями вашего Небесного Отца. Он ведь повелевает солнцу светить и злым, и добрым и посылает дождь как на праведных, так и на грешных.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
 
Если вы любите тех, кто любит вас, то какая вам за это награда? Не делают ли то же самое и сборщики податей?

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
 
Если вы приветствуете только ваших братьев, то что в этом особенного? Не делают ли этого и язычники?

Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
 
Поэтому будьте совершенны, как совершенен ваш Небесный Отец.

Примечания:

 
Синодальный перевод
6 алкать — почувствовать голод, захотеть есть, проголодаться.
18 прейдёт — пройдёт, буквально «пройдёт мимо», в переносном смысле — подойдёт к концу, прекратит существование, исчезнет.
41 поприще — обычно: путь, дистанция; здесь используется греческое слово μίλιον (миля) т.е. речь о 1000 шагах или примерно 1,5 километра.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.