Приповістей 1 глава

Книга приказок Соломонових
Переклад Хоменка → Толкования Августина

Переклад Хоменка

1 Приповідки Соломона, сина Давида,
царя Ізраїля,
2 щоб пізнати мудрість і навчання,
щоб зрозуміти слова розсудні,
3 щоб засвоїти (собі) освічену науку,
— справедливість, правосуддя та правоту, —
4 щоб дати простодушним розсудність,
юнакові знання та обачність,
5 щоб мудрий слухав і зростав у знанні,
розумний придбав здорові засади,
6 щоб зрозумів приповідки та приховане значення,
слова мудрих та їхні загадки.
7 Острах Господній — початок мудрости;
безумні мудрістю й навчанням нехтують.
8 Слухай, мій сину, настанови батька твого;
не відкидай поучування матері твоєї,
9 бо це гарний вінець тобі на голову,
намисто тобі на шию.
10 Мій сину! коли тебе будуть зводити грішні,
не піддавайся!
11 Як скажуть: “Ходи з нами, засядьмо на кров невинну,
причаймося на безвинного — без усякої причини,
12 поглиньмо їх, мов Шеол, живих,
цілком, мов би вони провалилися в пропасть!
13 Ми знайдемо всяких благ дорогоцінних,
сповнимо наші доми здобиччю.
14 Кинь жереб твій разом із нами,
гаман нехай один буде в усіх нас!”
15 Мій сину! не ходи по їхній дорозі з ними,
зверни ногу твою з їхньої стежки,
16 бо ноги їх біжать до злого,
поспішають, щоб кров пролити.
17 Таж даремно розставляють сіть
в очах усілякої пернатої породи.
18 Вони ж на власну кров чигають,
на самих себе засідають.
19 Такий кінець усіх тих, що на здирство ласі;
воно вбиває того, хто його в собі має.
20 Мудрість по вулицях голосить,
свій голос по майданах піднімає,
21 на роздоріжжях гомінливих кличе,
при входах у браму в місті виголошує:
22 “Докіль, придуркуваті, дурноту любитимете?
Докіль насмішники кохатимуться в насмішках,
безумні ненавидітимуть науку?
23 Верніться на мою дорогу;
ось ізіллю на вас мій дух,
слова мої звіщу вам.
24 За те, що кликала я, та ви зреклися,
як простягала руку, ніхто не хотів зважати,
25 за те, що гордували всякою порадою моєю,
моїх докорів не сприймали, —
26 то я буду сміятися з вашого нещастя,
я буду кпити, як на вас страх надійде;
27 як страх на вас надійде, немов буря;
злетить на вас нещастя, немов вихор,
коли на вас наляже гніт і смуток.
28 Тоді будуть до мене кликати, та я не обізвуся,
будуть шукати мене пильно, але не знайдуть.
29 За те, що вони зненавиділи науку,
страху Господнього не прийняли,
30 поради моєї не бажали,
знехтували всі мої докори, —
31 тому плоди своїх учинків їстимуть,
наситяться задумами своїми.
32 Бо відступництво невігласів їх убиває,
і безтурботність дурнів губить їх.
33 Хто ж слухає мене, той житиме безпечно,
і буде спокійний, не боявшися лиха”.

Толкования Августина

Стих 1

Для чего царствующий Отец препоручил царствующему Сыну суд и правосудие Свое, ясно показывается, когда говорится: да судит праведно людей Твоих (2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; Пс 71:2), то есть для судопроизводства над народом Божиим. Такое же слово и у Соломона: Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление .

Источник: Толкование Псалмов 72.3,Сl. 0283, SL39.71.3.2.

Стих 2

Ст. 1−2 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

Для чего царствующий Отец препоручил царствующему Сыну суд и правосудие Свое, ясно показывается, когда говорится: да судит праведно людей Твоих (2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; Пс 71:2), то есть для судопроизводства над народом Божиим. Такое же слово и у Соломона: Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление (1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, 2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; Притч 1:1−2).

Толкование Псалмов.

Стих 3

Как ты знаешь, бывают некоторые пороки, которые, по очевидному различию, противоположны добродетели, как, например, неблагоразумие по отношению к благоразумию. Бывают же такие, которые, поскольку они пороки, постольку противоположны добродетелям, но, тем не менее, и сходны неким обманным образом с ними: например, когда мы благоразумию противопоставляем не безрассудство, но хитроумие. Ибо теперь я говорю о том хитроумии, под которым обыкновенно больше понимают и обозначают нечто лукавое, а не о том, как обычно это слово выражено в нашем Писании, каковое зачастую вкладывает в него положительный смысл, отчего встречаются такие места: будьте мудры, как змии (16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Мф 10:16), а также когда говорится, чтобы простым дать смышленость. Точно так же и неправедность противится праведности по явному несходству, тогда как обыкновенно страсть отмщения рядится в праведность, но остается пороком.

Источник: Письма 167,Сl.0262,167.44/2.593.7

Стих 7

По предписаниям Божиим, которые мы принимаем, дабы вести себя благо, да обустроишь ты жизнь свою и нравы, исходя из благоговейного страха; ибо начало мудрости — страх Господень, которым ломается и хиреет человеческая гордыня. Потом же, как в благоговении умягчишься и станешь кротким, не будешь ретивой страстностью подвергать сомнению также то, что и ты до сего дня не понимаешь, и что невеждам представляется нелепым и противоречащим себе в Священном Писании. И не будешь пытаться затмевать собственным разумением смысл божественных книг, но более умалишься и в кротости свой разум попытаешься расширить, нежели безудержно будешь производить нападки на сокровенное.

Письма 171 А, Сl. 0262, 171А.44/1.632.5

Стих 11

Приводимые в Притчах слова нечестивых: подстережем непорочного без вины... наберем всякого драгоценного имущества , — не до такой степени темны, чтобы их нельзя было без особого и старательного толкования применять к Христу и Его имуществу — Церкви. Нечто подобное и сам Господь Иисус влагает в евангельской притче в уста злых делателей: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его (38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. Мф 21:38).

Источник: О Гpaдe Божьем 17.20,Cl.0313,SL48.17.20.51

Стих 24

Что значит то, что во многих местах гласит Писание:воззовут, и не послушаю их. О них сказано: не призывающие Бога (5 Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, [как] едят хлеб, и не призывающие Бога? Пс 52:5). Призывают, но не Бога. Ведь можно взывать к тому, кого любишь; можно взывать к тому, кого к себе приглашаешь, к тому, чьего прихода к себе желаешь. В свой черед, если взывать к Богу, дабы имел место денежный доход, дабы выпало наследство, дабы сподобиться мирских почестей, то и призовешь то, чьего появления добиваешься; но установишь, что Бог — пособитель твоей алчности, а не Тот, Кто внемлет прошению. Бог благ, если дает, что желаешь. Но если желаешь ты дурного, не большей ли милостью будет не воздать тебе? Но тогда, если не даст, то и Богом для тебя не будет; и ты вопиешь: сколько я молился, сколь часто я испрашивал, и не послушал меня! А что же ты просил? Вот бы недруга твоего постигла смерть! А если и он попросит для тебя? Тот же, Кто сотворил тебя, сотворил и его; ты человек, и он человек, а Бог — судия, слушает обоих и не послушает обоих. Ты печалишься, поскольку не послушали тебя против него; радуйся же, что не послушали его против тебя.

Источник: Толкование Псалмов 85.8, Сl. 0283, SL39.85.8.4.

***

Между надеждой и отчаянием мечется дух. Следует бояться, чтобы не сразила тебя надежда, ибо коль скоро много ты надеешься на милосердие, то будешь подлежать суду. Должно бояться, с другой стороны, чтобы не сразило тебя отчаяние, ибо коль скоро ты полага-ешь, что не будет тебе прощена тяжесть совершенного тобой, то не будет у тебя раскаяния и попадешь ты под суд мудрости, которая говорит: За то и я посмеюсь вашей погибели .

Что же, стало быть, делать Господу с теми, кто объят обоими недугами? Тем, которые испытуемы надеждой, говорит следующее: Не медли обратиться к Господу,, и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения (8 Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день: 9 ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения. Сир 5:8−9). Тем, которые испытуемы отчаянием, что Он говорит? В какой бы день беззаконник ни обратился, забуду все беззакония его . Значит, ради тех, кто отягощен отчаянием, Он предусмотрел гавань прощения, а ради тех, кого развращает надежда и на кого воздействует соблазн попусканий, сделал так, что день кончины неизвестен. Когда придет последний день, тебе неведомо. Не будет ли с твоей стороны неблагодарным откладывать, раз ты располагаешь днем нынешним, в который можешь исправиться?

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 33.3−4,Сl. 0278,33.8.14



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.