Приповістей 1 глава

Книга приказок Соломонових
Переклад Куліша та Пулюя → Толкования Августина

Переклад Куліша та Пулюя

1 Приповістї Соломона Давиденка, царя Ізраїлського,
2 Щоб познати премудрість і науку та зрозуміти слова розсудні;
3 Щоб присвоїти собі вправу в розважуваннї, правосудї, в судї та правостї;
4 Щоб подати простакам понятливість, а молодикові знаннє й обачність;
5 Щоб мудрий вислухав і став іще мудрійшим, а розумний щоб знайшов мудрі ради;
6 Щоб нам второпати всяку приповість і замотану мову, слова мудрих та загадки їх:
7 Почин премудростї — Господень страх; безумні нехтують і розум і науку.
8 Слухай, мій сину, науки батька твого, й не відкидай материного заповіту;
9 Бо гарний се вінок на голову твою й прикраса на шию тобі.
10 Сину мій! як будуть надити тебе ледачі люде, не слухай їх;
11 Як скажуть: Ось ходїм, засядемо, щоб убити, заляжемо на чесного — безвинного,
12 Проковтнемо його живого, мов безодня, — цїлого, мов би провалився в пропасть;
13 Награбимо добра ми всякого в його, сповнимо доми свої хижим лупом;
14 Жереб на твою пайку кидати меш разом із нами, спільний склад буде в нас усїх, —
15 Мій сину! не ходи по одній з ними дорозї, зупини ногу твою на їх стежцї,
16 Бо ноги їх біжять до злого, і кваплять на пролив крові.
17 Шкода ж бо ставити в очах всїх птиць сїла;
18 Вони ж чигають на власну кров, і складають зраду проти своїм душам.
19 Ось такі дороги всїх тих, що ласі на чуже добро: воно відбирає життє тим, що його загарбали.
20 Премудрість говорить по улицях, піднімає свій голос по майданах;
21 Вона проповідає по головних зборищах, у ввіходах до міських воріт промовляє, говорючи:
22 Доки ж вам, ви невіжі, люба буде темнота? доки, ви дурні, кохати метесь в дурнотї? доки нетямущим буде знаннє противне?
23 Приникнїть ід мойму картанню: Ось я пролию на вас мого духа, звіщу вам слова мої.
24 Я звала вас, а ви не слухали, я руку простягала, та не було, хто б уважав;
25 Моєю радою ви гордували й докорів моїх не приняли.
26 За те ж і я насьміюся з вашої погибелї, і радїти му, як найде страх на вас;
27 Як прийде на вас переляк, мов та буря, й біда, мов хуртовина, пронесеться над вами; коли обгорне вас смуток і тїснота.
28 Тодї кликати муть мене, — та не озовуся; з досьвітку шукати будуть, — та не знайдуть мене.
29 За те, що знаннє ви зненавидїли й страху Божого не прийняли,
30 Що не схотїли слухати моєї ради, погордували докорами моїми;
31 За се їсти муть плоди вчинків своїх та переситяться химерами своїми.
32 Так, упрямість невіжів убє їх і байдужність дурних погубить їх;
33 Хто ж послухає мене, той буде жити безпечно й спокійно, не лякаючись лиха.

Толкования Августина

Стих 1

Для чего царствующий Отец препоручил царствующему Сыну суд и правосудие Свое, ясно показывается, когда говорится: да судит праведно людей Твоих (2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; Пс 71:2), то есть для судопроизводства над народом Божиим. Такое же слово и у Соломона: Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление .

Источник: Толкование Псалмов 72.3,Сl. 0283, SL39.71.3.2.

Стих 2

Ст. 1−2 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

Для чего царствующий Отец препоручил царствующему Сыну суд и правосудие Свое, ясно показывается, когда говорится: да судит праведно людей Твоих (2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; Пс 71:2), то есть для судопроизводства над народом Божиим. Такое же слово и у Соломона: Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление (1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, 2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; Притч 1:1−2).

Толкование Псалмов.

Стих 3

Как ты знаешь, бывают некоторые пороки, которые, по очевидному различию, противоположны добродетели, как, например, неблагоразумие по отношению к благоразумию. Бывают же такие, которые, поскольку они пороки, постольку противоположны добродетелям, но, тем не менее, и сходны неким обманным образом с ними: например, когда мы благоразумию противопоставляем не безрассудство, но хитроумие. Ибо теперь я говорю о том хитроумии, под которым обыкновенно больше понимают и обозначают нечто лукавое, а не о том, как обычно это слово выражено в нашем Писании, каковое зачастую вкладывает в него положительный смысл, отчего встречаются такие места: будьте мудры, как змии (16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Мф 10:16), а также когда говорится, чтобы простым дать смышленость. Точно так же и неправедность противится праведности по явному несходству, тогда как обыкновенно страсть отмщения рядится в праведность, но остается пороком.

Источник: Письма 167,Сl.0262,167.44/2.593.7

Стих 7

По предписаниям Божиим, которые мы принимаем, дабы вести себя благо, да обустроишь ты жизнь свою и нравы, исходя из благоговейного страха; ибо начало мудрости — страх Господень, которым ломается и хиреет человеческая гордыня. Потом же, как в благоговении умягчишься и станешь кротким, не будешь ретивой страстностью подвергать сомнению также то, что и ты до сего дня не понимаешь, и что невеждам представляется нелепым и противоречащим себе в Священном Писании. И не будешь пытаться затмевать собственным разумением смысл божественных книг, но более умалишься и в кротости свой разум попытаешься расширить, нежели безудержно будешь производить нападки на сокровенное.

Письма 171 А, Сl. 0262, 171А.44/1.632.5

Стих 11

Приводимые в Притчах слова нечестивых: подстережем непорочного без вины... наберем всякого драгоценного имущества , — не до такой степени темны, чтобы их нельзя было без особого и старательного толкования применять к Христу и Его имуществу — Церкви. Нечто подобное и сам Господь Иисус влагает в евангельской притче в уста злых делателей: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его (38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. Мф 21:38).

Источник: О Гpaдe Божьем 17.20,Cl.0313,SL48.17.20.51

Стих 24

Что значит то, что во многих местах гласит Писание:воззовут, и не послушаю их. О них сказано: не призывающие Бога (5 Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, [как] едят хлеб, и не призывающие Бога? Пс 52:5). Призывают, но не Бога. Ведь можно взывать к тому, кого любишь; можно взывать к тому, кого к себе приглашаешь, к тому, чьего прихода к себе желаешь. В свой черед, если взывать к Богу, дабы имел место денежный доход, дабы выпало наследство, дабы сподобиться мирских почестей, то и призовешь то, чьего появления добиваешься; но установишь, что Бог — пособитель твоей алчности, а не Тот, Кто внемлет прошению. Бог благ, если дает, что желаешь. Но если желаешь ты дурного, не большей ли милостью будет не воздать тебе? Но тогда, если не даст, то и Богом для тебя не будет; и ты вопиешь: сколько я молился, сколь часто я испрашивал, и не послушал меня! А что же ты просил? Вот бы недруга твоего постигла смерть! А если и он попросит для тебя? Тот же, Кто сотворил тебя, сотворил и его; ты человек, и он человек, а Бог — судия, слушает обоих и не послушает обоих. Ты печалишься, поскольку не послушали тебя против него; радуйся же, что не послушали его против тебя.

Источник: Толкование Псалмов 85.8, Сl. 0283, SL39.85.8.4.

***

Между надеждой и отчаянием мечется дух. Следует бояться, чтобы не сразила тебя надежда, ибо коль скоро много ты надеешься на милосердие, то будешь подлежать суду. Должно бояться, с другой стороны, чтобы не сразило тебя отчаяние, ибо коль скоро ты полага-ешь, что не будет тебе прощена тяжесть совершенного тобой, то не будет у тебя раскаяния и попадешь ты под суд мудрости, которая говорит: За то и я посмеюсь вашей погибели .

Что же, стало быть, делать Господу с теми, кто объят обоими недугами? Тем, которые испытуемы надеждой, говорит следующее: Не медли обратиться к Господу,, и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения (8 Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день: 9 ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения. Сир 5:8−9). Тем, которые испытуемы отчаянием, что Он говорит? В какой бы день беззаконник ни обратился, забуду все беззакония его . Значит, ради тех, кто отягощен отчаянием, Он предусмотрел гавань прощения, а ради тех, кого развращает надежда и на кого воздействует соблазн попусканий, сделал так, что день кончины неизвестен. Когда придет последний день, тебе неведомо. Не будет ли с твоей стороны неблагодарным откладывать, раз ты располагаешь днем нынешним, в который можешь исправиться?

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 33.3−4,Сl. 0278,33.8.14



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.