Захарії 1 глава

Книга пророка Захарія
Переклад Огієнка → Толкования Августина

Переклад Огієнка

1 Восьмого місяця другого року Да́рія було́ Господнє слово до пророка Заха́рія, сина Берехії, сина Іддового, таке:
2 „Розгні́вався Господь на батьків ваших палю́чим гнівом.
3 І скажи їм: Так говорить Госпо́дь Савао́т: Верні́ться до Мене, — говорить Господь Саваот, — і верну́ся до вас, говорить Господь Саваот.
4 Не будьте, як ваші батьки́, що до них кли́кали стародавні пророки, говорячи: Так говорить Господь Саваот: Верніться з доріг ваших злих і з чи́нів ваших лихих! Та не слуха́ли ви й не прислуха́лись до Мене, говорить Господь.
5 Де вони, батьки ваші? А пророки — чи ж наві́ки живуть?
6 Та слова́ Мої й постано́ви Мої, що Я наказа́в рабам Моїм пророкам, чи ж не досягли́ вони до ваших батькі́в? І вернулись вони та й сказали: Як заду́мав Господь Саваот зробити нам за нашими дорогами й за нашими чинами, так зробив Він із нами“.
7 Двадцятого й четвертого дня, одина́дцятого місяця, — це місяць шеват, — за другого року Да́рія було слово Господнє до пророка Заха́рія, сина Берехії сина Іддового, таке:
8 „Бачив я цієї но́чі, аж ось на черво́ному коні їде муж, і він стоїть між ми́ртами, що в глибині, а за ним ко́ні черво́ні, руді́ та білі.
9 І сказав я: „Що́ це, мій пане?“ І відказав мені той ангол, що говорив зо мною: „Я тобі покажу́, що́ це таке“.
10 І відповів той муж, що стояв між ми́ртами, та й сказав: „Це ті, що Господь їх послав обійти́ землю“.
11 І відповіли́ вони Господньому анголові, що стояв між ми́ртами, та й сказали: „Перейшли ми землю, і ось уся земля сидить спокі́йно“.
12 І відповів ангол Господній та й сказав: „Го́споди Савао́те, аж до́ки Ти не змилосе́рдишся над Єрусалимом та над Юдиними міста́ми, на які Ти гніваєшся оце сімдеся́т літ?“
13 І відповів Господь анголові, що говорив зо мною, слова́ добрі, слова́ вті́шливі.
14 І сказав до мене той ангол, що говорив зо мною: „Клич, говорячи: Так говорить Господь Саваот: Піклуюся Я про Єрусалим та про Сіон великим піклува́нням.
15 І гнівом великим Я гніваюся на ті спокі́йні наро́ди, на яких Я мало гнівався, а вони допомогли́ злому.
16 Тому так промовляє Господь: Вернуся Я до Єрусалиму з милосердям, храм Мій буде збудо́ваний у ньому, — говорить Госпо́дь Савао́т, — а мірни́чий шнур буде розтя́гнений над Єрусалимом.
17 Ще клич та й скажи: Так говорить Господь Саваот: Знов добром перепо́вняться міста́ Мої, і Господь ще поті́шить Сіона, і ще ви́бере Єрусалима!“

Толкования Августина

Стих 3

Представляется, что когда говорит Бог: обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам (3 и ты скажи им: так говорит Господь Саваоф: обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Зах 1:3), — то одно из двух (то есть чтобы мы к Нему обратились) принадлежит к нашей воле, другое же (чтобы и Он тоже к нам обратился) — к Его благодати. И могут думать пелагиане, что тут возобладало собственное их мнение, каковым руководствуясь, говорят они, будто благодать Божия по заслугам нашим дается. Хотя сам Пелагий это не дерзнул утверждать, когда на Востоке, то есть в провинции Палестинской, где град Иерусалим, внимали ему епископы. Ведь среди прочего, что было выставлено против него, было и то, что говорил он, будто благодать Божия по заслугам нашим подается. Это кафолическому учению столь чуждо и благодати Христа столь враждебно, что если не предал он анафеме это выставленное против него, то сам должен быть анафеме преданным. Но что анафематствовал он лицемерно, на то указывают позднейшие его книги, в каковых всячески защищает он то именно, что, дескать, Божия благодать по заслугам нашим дается. Посему выбирают они из Писания подобное приведенному мною чуть раньше: Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам, — чтобы выходило, будто за заслугу обращения нашего к Богу подается Его благодать, в каковой Он к нам и Сам обращается.

И не верящим в то, что, если бы само наше к Богу обращение не было бы тоже даром Божиим, скажем, что иначе не говорилось бы к Нему: Боже сия! восстанови нас (8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся! Пс 79:8), и неужели снова не оживишь нас? (7 Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе? Пс 84:7), и прочее в том же роде, что припоминать слишком долго. Ведь и прийти ко Христу — не есть ли это то же самое, что с верою к Нему обратиться? И однако, Он рек: Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего (65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. Ин 6:65).

О благодати и свободе воли 10. С1. 0352, 887.43.

Стих 8

Кто может объяснить, с какими телами ангелы являлись людям, так что были не только видимы, но и осязаемы? С другой стороны, ангелы показывают некоторые видения не в подлинной телесности — но духовной силой, и не телесным очам — но духовным, или умным. Или говорят что-нибудь не извне в ухо — но внутри, в душе x человека, находясь и сами там же. Как написано в книге пророков: и сказал мне Ангел, говоривший во мне (LXX; 9 и сказал я: кто они, господин мой? И сказал мне Ангел, говоривший со мною: я покажу тебе, кто они. Зах 1:9); не сказал: говоривший со мною, но — во мне. Или они являются во сне и разговаривают так, как в сновидениях. В Евангелии мы читаем: се, ангел Господень явился ему во сне и сказал (20 Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; Мф 1:20).

Этими способами явления ангелов как бы показывают, что они не имеют осязаемых тел и поднимают весьма трудный вопрос: каким образом патриархи могли омывать их ноги? или каким образом Иаков боролся с ангелом, так тесно прикасаясь к нему1 ? Когда это делается предметом исследования и когда кто-нибудь строит догадки, то это не будет бесполезным упражнением умственных способностей, коль скоро рассуждение ведется осторожно и думающие не приписывают себе тех знаний, каковых у них нет. Нужно, чтобы это и тому подобное утверждалось или отрицалось, или определялось доказательно, так как без доказательства оно не познается.

Энхиридион 15. С1. 0295, 15.66.

Примечания

  • 1 — Cр. 2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, Быт 18:2, 2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Быт 19:2, 24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; Быт 32:24.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.