Аггея 1 глава

Книга пророка Огія
Переклад Огієнка → Новой Женевской Библии

Переклад Огієнка

1 Другого року царя Да́рія, шостого місяця, першого дня місяця, було́ Господнє слово через пророка Огі́я до Зорова́веля, Шеалтіїлового сина, Юдиного намі́сника, та до Ісуса, Єгосада́кового сина, великого священика, кажучи:
2 „Так говорить Госпо́дь Савао́т, промовляючи: Наро́д цей говорить: Не прийшов тепер час дому Господнього, щоб бути збудо́ваним!“
3 І було Господнє слово через пророка Огі́я, говорячи:
4 „Чи час вам сидіти по ваших дома́х, покритих ка́флями, хоч дім цей збу́рений?
5 А тепер отак промовляє Госпо́дь Савао́т: Зверніть ваше серце до ваших дорі́г!
6 Багато ви сієте, та збираєте мало, їсте, — та не наси́чуєтеся, п'єте — та не напива́єтеся, зодяга́єтеся — та не тепло вам, а той, хто заробляє, заробляє для діря́вого гаманця́.
7 Так говорить Господь Савао́т: Зверніть ваше серце до ваших дорі́г!
8 Виходьте на го́ру, і спроваджуйте дерево, і храм цей будуйте, — і в ньому знайду́ Я вподо́бу, та буду шано́ваний, каже Господь.
9 Звертаєтесь до числе́нного, та виходить ось мало, і що прино́сите в дім, то розвіюю те. Защо? питає Господь Саваот. — За храм Мій, що збу́рений він, а ви кожен женете до дому свого.
10 Тому́ то над вами затрималось небо давати росу́, а земля урожай свій заде́ржала.
11 І Я кликав посу́ху на край, і на го́ри, і на збіжжя, і на сік виноградний, і на молоду́ оливку, і на те, що земля видає, і на люди́ну, і на худобу, і на всю працю рук“.
12 І Зорова́вель, син Шалтіелів, та Ісус, син Єгосадака, великого священика, та вся решта наро́ду послухалися голосу Господа, Бога свого, і слів пророка Огі́я, як послав його Господь, їхній Бог. І боявся наро́д лиця Господнього.
13 І сказав Огі́й, посол Господній, від Господа посланий до наро́ду, говорячи: „Я з вами, говорить Госпо́дь!“
14 І збудив Господь духа Зорова́веля, сина Шалтіїлового, намісника Юдиного, і духа Ісуса, сина Єгосадака, великого священика, і духа всієї решти наро́ду, і вони поприхо́дили, і зробили роботу в домі Господа Саваота, їхнього Бога,
15 двадцятого й четвертого дня шостого місяця, другого року царя Да́рія.

Новой Женевской Библии

1:1−15 Бог через Своего пророка призывает народ отказаться от погони за жизненными благами и построить храм Господень. На слова народа: «не время сейчас строить дом Божий», Господь отвечает, что люди тратят время на украшение своих домов, тогда как дом Господень пребывает в запустении. Они должны осознать, почему все их труды пропадают напрасно, почему урожай на их полях скуден. Господь повелевает людям собрать нужные материалы и закончить строительство храма. Люди в страхе Божием откликаются на этот призыв и получают обещание, что Господь будет с ними.

1:1 в шестой месяц, в первый день. 29 августа 520 г. до Р.Х. пророчество Аггея, обращенное к вождям народа, было оглашено публично, так чтобы и народ отозвался на него (1:12).

Зоровавелю. Скорее всего, он же Шешбацар (ср. Езд 1:8). Оба этих имени упоминаются в связи с восстановлением храма. Возможно, Шешбацар был внуком царя Иехонии (1Пар 3:17−19) и потомком Давида.

Иисусу, сыну Иоседекову. См. 1Пар 6:15. Потомок священника Садока. Во время персидского владычества Зоровавель управлял текущими гражданскими делами в Иудее. Иисус, как первосвященник («великий иерей»), занимался религиозными делами. Аггей не был назначен людьми на пророческое служение, но призван Богом, чтобы донести слово Божие до вождей своего народа.

1:2 народ сей. Это выражение употреблено по отношению к народу Божиему с осуждением (вместо «народ Мой», 2:14). Суть этого раздела до ст. 11 — обличение духовного безразличия и смещения ценностных приоритетов у народа Божия.

не пришло еще время. Возражения евреев относились не к самому строительству храма, но ко времени строительства. Эти возражения могли быть, во-первых, экономического характера, потому что земля иудеев была в то время неблагодатна (ср. ст. 10−11), и, во-вторых, теологического порядка, потому что, согласно Иез 37:24−27, храм будет восстановлен Мессией, или же, согласно Иер 25:11−14, народ иудейский будет служить семьдесят лет царю вавилонскому. Храм был разрушен в 586 г. до Р.Х., поэтому евреи, возможно, считали, что не должны начинать строительство ранее 516 г. до Р.Х. Такого рода возражения показывали, что народ не искал «Царства Божия и правды Его» (ср. Мф 6:33).

дом Господень. Храм Господень был местом непосредственного присутствия Бога среди Его народа, местом, где обитает имя Его (3Цар 8:27−30).

1:4 в домах ваших украшенных. Аггей обличает лицемерие выдвигаемых возражений. Эти дома, вероятно, имели потолки, обшитые деревом (кедром), что по меркам того времени было роскошью (3Цар 7:3; Иер 22:14). Простые люди жили в домах, достойных царей, в то время как храм Божий был в запустении.

1:6 Вы сеете много, а собираете мало. Евреи не понимали, что переживают экономические и социальные трудности потому, что на них изливался гнев Господень (Втор 11:16−17; Втор 28:29, 38−40; Лев 26:20). Бог сводил на нет все их усилия, потому что люди не заботились о славе Его.

1:8 Я буду благоволить к нему, и прославлюсь. Для Бога восстановление храма является свидетельством того, что народ прославляет Его и поклоняется Ему. Отсутствие у народа стремления к восстановлению храма указывало на духовную болезнь. У евреев не было истинного желания воздавать Богу почести и хвалы.

1:9 вы бежите, каждый к своему дому. В этом источник всех проблем евреев. Главным в их жизни была забота о собственном благополучии, а не возведение Царства Божия.

1:11 И Я призвал засуху. Засуха, поразившая поля иудеев, была результатом Божиего гнева, обращенного на них в соответствии с заветом (см. ком. к 1:6; Втор 7:12). Слово, переводимое как «развею» в ст. 9, в древнееврейском языке звучало так же, как слово «засуха» в данном стихе. Аггей использует созвучие этих слов, чтобы указать, что засуху Бог наслал на иудеев потому, что они позволяли дому Его быть в запустении.

1:12 прочий народ. Обычное выражение в пророческих книгах (ср. Иер 23:3: «остаток стада Моего») для обозначения той части народа Божиего, которая сохранила верность Ему среди неверия. Апостол Павел употребляет слово «остаток» применительно к иудеям, которые приняли Христа (Рим 11:5).

послушались. Некоторые вожди и «остаток» народа ответили покорностью воле Божией. Внешним проявлением этой покорности являлось строительство храма.

как посланного Господом Богом их. Покорность этих людей проистекала из того, что они приняли слово Божие из уст пророка, и это явилось осуществлением воли Господа.

народ убоялся. Внутренним проявлением покорности народа стало возобновившееся преклонение перед именем Господа и стремление к тому, чтобы Он был среди людей. Употребление в данном случае имени Господа — Яхве (Господь) может указывать на то, что евреи, как избранный Богом народ завета, осознали свои обязательства перед Всевышним, одновременно всемогущим и всемилостивым.

1:13 Я с вами. Избавившись от своих грехов, люди получили величайшую из возможных наград — присутствие Самого Бога. Пророки подчеркивают, что присутствие Бога — это залог восстановления завета (Иер 32:38; Зах 2:11).

1:14 возбудил. Народ откликнулся на призыв Божий, ибо Сам Господь был с ним. Аггей, подчеркивая внутреннюю природу этого отклика, трижды повторяет слово «дух». Слово Божие воздействует через Дух во имя Его царственной цели (ср. Ис 55:11).

1:15 в двадцать четвертый день шестого месяца. 21 сентября 520 г. до Р.Х.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.