Екклесиаст 1 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Подстрочник Винокурова → Толкования Августина

Подстрочник Винокурова

1
Ρήματα Слова́ 4487
Ἐκκλησιαστοῦ Экклесиаста   N-GSM
υἱοῦ сына 5207 N-GSM
Δαυιδ Давида, 1138 N-PRI
βασιλέως царя 935 N-GSM
Ισραηλ Израиля 2474 N-PRI
ἐν в 1722 PREP
Ιερουσαλημ. Иерусалиме. 2419 N-PRI
2
Ματαιότης Суета 3153 N-NSF
ματαιοτήτων, сует, 3153 N-GPF
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
  3588 T-NSM
Ἐκκλησιαστής, Экклесиаст,    
ματαιότης суета 3153 N-NSM
ματαιοτήτων, сует, 3153 N-GPF
τὰ   3588 T-NPN
πάντα всё 3956 A-NPN
ματαιότης. суета. 3153 N-NSF
3
τίς Какое 5100 I-NSF
περισσεία изобилие 4050 N-NSF
τῷ   3588 T-DSM
ἀνθρώπῳ человеку 444 N-DSM
ἐν во 1722 PREP
παντὶ всяком 3956 A-DSM
μόχθῳ труде 3449 N-DSM
αὐτοῦ, его, 846 D-GSM
которым 3739 R-DSM
μοχθεῖ трудится   V-PAI-3S
ὑπὸ под 5259 PREP
τὸν   3588 T-ASM
ἥλιον солнцем? 2246 N-ASM
4
γενεὰ Поколение 1074 N-NSF
πορεύεται отправляется 4198 V-PNI-3S
καὶ и 2532 CONJ
γενεὰ поколение 1074 N-NSF
ἔρχεται, приходит, 2064 V-PNI-3S
καὶ а 2532 CONJ
  1510 T-NSF
γῆ земля 1093 N-NSF
εἰς во 1519 PREP
τὸν   3588 T-ASM
αἰῶνα век 165 N-ASM
ἕστηκεν. стои́т. 2476 V-RAI-3S
5
καὶ И 2532 CONJ
ἀνατέλλει восходит 393 V-PAI-3S
  3588 T-NSM
ἥλιος солнце 2246 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
δύνει заходит 1417 V-PAI-3S
  3588 T-NSM
ἥλιος солнце 2246 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
εἰς в 1519 PREP
τὸν   3588 T-ASM
τόπον место 5117 N-ASM
αὐτοῦ его 846 D-GSM
ἕλκει· движется; 1668 N-DSN
6
ἀνατέλλων восходящее 393 V-PAPNS
αὐτὸς тоже 846 P-NSM
ἐκεῖ там 1563 ADV
πορεύεται отправляется 4198 V-PNI-3S
πρὸς к 4314 PREP
νότον югу 3558 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
κυκλοῖ обходит 2944 V-PAI-3S
πρὸς к 4314 PREP
βορρᾶν· северу;   N-ASM
κυκλοῖ обходит 2944 V-PAI-3S
κυκλῶν, вокруг, 2944 V-PAPNS
πορεύεται идёт 4198 V-PNI-3S
τὸ   3588 T-NSN
πνεῦμα, ветер, 4151 N-NSN
καὶ и 2532 CONJ
ἐπὶ на 1909 PREP
κύκλους круги 2944 N-APM
αὐτοῦ его 846 D-GSM
ἐπιστρέφει возвращается 1994 V-PAI-3S
τὸ   3588 T-NSN
πνεῦμα. ветер. 4151 N-NSN
7
πάντες Все 3956 A-NPM
οἱ   3588 T-NPM
χείμαρροι, потоки, 5493 N-NPM
πορεύονται идут 4198 V-PMI-3P
εἰς в 1519 PREP
τὴν   3588 T-ASF
θάλασσαν, море, 2281 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
  1510 T-NSF
θάλασσα море 2281 N-NSF
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔσται будет 1510 V-FDI-3S
ἐμπιμπλαμένη· наполненное; 1705 V-PMPP-NSF
εἰς в 1519 PREP
τόπον, место, 5117 N-ASM
οὗ где 3739 R-GSM
οἱ   3588 T-NPM
χείμαρροι потоки 5493 N-NPM
πορεύονται, идут, 4198 V-PMI-3P
ἐκεῖ туда 1563 ADV
αὐτοὶ они 846 P-NPM
ἐπιστρέφουσιν возвращаются 1994 V-PAP-DPM
τοῦ [чтобы] 3588 T-GSN
πορευθῆναι. отправиться. 4198 V-AON
8
πάντες Все 3956 A-NPM
οἱ   3588 T-NPM
λόγοι слова́ 3056 N-NPM
ἔγκοποι утомительные   A-NPM
οὐ не 3739 PRT-N
δυνήσεται сможет 1410 V-FDI-3S
ἀνὴρ человек 435 N-NSM
τοῦ   3588 T-GSN
λαλεῖν, говорить, 2980 V-PAN
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐμπλησθήσεται насытится 1705 V-FPI-3S
ὀφθαλμὸς глаз 3788 N-NSM
τοῦ   3588 T-GSN
ὁρᾶν, видеть, 3708 V-PAN
καὶ и 2532 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
πληρωθήσεται будет наполнено 4137 V-FPI-3S
οὖς ухо 3775 N-NSN
ἀπὸ от 575 PREP
ἀκροάσεως. слышания.   N-GSF
9
τί Что 5100 I-NSN
τὸ   3588 T-NSN
γεγονός, случившееся, 1096 V-RAPNS
αὐτὸ это 846 D-NSN
τὸ   3588 T-NSN
γενησόμενον· готовящееся осуществиться; 1096 V-FDP-ASN
καὶ и 2532 CONJ
τί что 5100 I-NSN
τὸ   3588 T-NSN
πεποιημένον, сделанное, 4160 V-RPPNS
αὐτὸ это 846 D-NSN
τὸ   3588 T-NSN
ποιηθησόμενον· будет сделано; 4160 V-FPPNS
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
πᾶν всякое 3956 A-NSN
πρόσφατον недавнее 4372 A-ASF
ὑπὸ под 5259 PREP
τὸν   3588 T-ASM
ἥλιον. солнцем. 2246 N-ASM
10
ὃς Который 3739 R-NSM
λαλήσει будет говорить 2980 V-FAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
ἐρεῖ скажет: 2046 V-FAI-3S
Ἰδὲ Вот 1492 V-AAD-2S
τοῦτο это 5124 D-NSN
καινόν новое 2537 A-NSN
ἐστιν, есть, 1510 V-PAI-3S
ἤδη уже́ 2235 ADV
γέγονεν сделалось 1096 V-2RAI-3S
ἐν в 1722 PREP
τοῖς   3588 T-DPM
αἰῶσιν веках 165 N-DPM
τοῖς   3588 T-DPM
γενομένοις сделавшихся 1096 V-2ADP-DPM
ἀπὸ   575 PREP
ἔμπροσθεν прежде 1715 PREP
ἡμῶν. нас. 2257 P-1GP
11
οὐκ Не 3756 PRT-N
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
μνήμη память 3420 N-NSF
τοῖς   3588 T-DPM
πρώτοις, первых, 4413 A-DPM-S
καί и 2532 CONJ
γε конечно 1065 PRT
τοῖς   3588 T-DPM
ἐσχάτοις отдалённым 2078 A-DPM
γενομένοις случившимся 1096 V-2ADP-DPM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔσται будет 1510 V-FDI-3S
αὐτοῖς им 846 D-DPM
μνήμη память 3420 N-NSF
μετὰ после 3326 PREP
τῶν   3588 T-GPN
γενησομένων будущих 1096 V-FMPGP
εἰς в 1519 PREP
τὴν   3588 T-ASF
ἐσχάτην. отдалении. 2078 A-ASF
12
Ἐγὼ Я 1473 P-1NS
Ἐκκλησιαστὴς Экклесиаст    
ἐγενόμην сделался 1096 V-2ADI-1S
βασιλεὺς царь 935 N-NSM
ἐπὶ над 1909 PREP
Ισραηλ Израилем 2474 N-PRI
ἐν в 1722 PREP
Ιερουσαλημ· Иерусалиме; 2419 N-PRI
13
καὶ и 2532 CONJ
ἔδωκα я дал 1325 V-AAI-1S
τὴν   3588 T-ASF
καρδίαν сердце 2588 N-ASF
μου моё 3450 P-1GS
τοῦ [чтобы] 3588 T-GSN
ἐκζητῆσαι взыскать 1567 V-AAN
καὶ и 2532 CONJ
τοῦ [чтобы] 3588 T-GSN
κατασκέψασθαι высмотреть   V-AMN
ἐν в 1722 PREP
τῇ   3588 T-DSF
σοφίᾳ мудрости 4678 N-DSF
περὶ о 4012 PREP
πάντων всех 3956 A-GPM
τῶν   3588 T-GPM
γινομένων осуществляющихся 1096 V-PNP-GPN
ὑπὸ под 5259 PREP
τὸν   3588 T-ASM
οὐρανόν· небом; 3772 N-ASM
ὅτι потому что 3754 CONJ
περισπασμὸν занятие   N-ASM
πονηρὸν злое 4190 A-ASM
ἔδωκεν дал 1325 V-AAI-3S
  3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
τοῖς   3588 T-DPM
υἱοῖς сыновьям 5207 N-DPM
τοῦ   3588 T-GSM
ἀνθρώπου человека 444 N-GSM
τοῦ [чтобы] 3588 T-GSN
περισπᾶσθαι заниматься 4049 V-PMN
ἐν в 1722 PREP
αὐτῷ. нём. 846 D-DSM
14
εἶδον Я увидел 1492 V-AAI-1S
σὺν со 4862 PREP
πάντα всеми 3956 A-APN
τὰ   3588 T-APN
ποιήματα творениями 4161 N-APN
τὰ которые 3588 T-APN
πεποιημένα сделанные 4160 V-RMPAP
ὑπὸ под 5259 PREP
τὸν   3588 T-ASM
ἥλιον, солнцем, 2246 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
τὰ   3588 T-NPN
πάντα все 3956 A-NPN
ματαιότης суета 3153 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
προαίρεσις выбор   N-NSF
πνεύματος. духа. 4151 N-GSN
15
διεστραμμένον Извращённое 1294 V-RMPAS
οὐ не 3739 PRT-N
δυνήσεται сможет 1410 V-FDI-3S
τοῦ   3588 T-GSN
ἐπικοσμηθῆναι, быть исправлено,   V-APN
καὶ и 2532 CONJ
ὑστέρημα недостаток 5303 N-ASN
οὐ не 3739 PRT-N
δυνήσεται сможет 1410 V-FDI-3S
τοῦ   3588 T-GSN
ἀριθμηθῆναι. быть исчислен. 705 V-APN
16
ἐλάλησα Произнёс 2980 V-AAI-1S
ἐγὼ я 1473 P-1NS
ἐν в 1722 PREP
καρδίᾳ сердце 2588 N-DSF
μου моём 3450 P-1GS
τῷ   3588 T-DSM
λέγειν [чтобы] говорить: 3004 V-PAN
Ἐγὼ Я 1473 P-1NS
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
ἐμεγαλύνθην был возвеличен 3170 V-API-1S
καὶ и 2532 CONJ
προσέθηκα прибавил 4369 V-AAI-1S
σοφίαν мудрость 4678 N-ASF
ἐπὶ сверх 1909 PREP
πᾶσιν, всех, 3956 A-DPM
οἳ которые 3588 R-NPM
ἐγένοντο сделались 1096 V-2ADI-3P
ἔμπροσθέν перед 1715 PREP
μου мной 3450 P-1GS
ἐν в 1722 PREP
Ιερουσαλημ, Иерусалиме, 2419 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
καρδία сердце 2588 N-NSF
μου моё 3450 P-1GS
εἶδεν увидело 1492 V-2AAI-3S
πολλά, многое, 4183 A-APN
σοφίαν мудрость 4678 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
γνῶσιν. знание. 1108 N-ASF
17
καὶ И 2532 CONJ
ἔδωκα я дал 1325 V-AAI-1S
καρδίαν сердце 2588 N-ASF
μου моё 3450 P-1GS
τοῦ [чтобы] 3588 T-GSN
γνῶναι познать 1097 V-2AAN
σοφίαν мудрость 4678 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
γνῶσιν, знание, 1108 N-ASF
παραβολὰς притчи 3850 N-APF
καὶ и 2532 CONJ
ἐπιστήμην умение 1989 N-ASF
ἔγνων, узнал я, 1097 V-2AAI-1S
ὅτι что 3754 CONJ
καί и 2532 CONJ
γε конечно 1065 PRT
τοῦτ᾽ это 5124 D-NSN
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
προαίρεσις выбор   N-NSF
πνεύματος· духа; 4151 N-GSN
18
ὅτι потому что 3754 CONJ
ἐν во 1722 PREP
πλήθει множестве 4128 N-DSN
σοφίας мудрости 4678 N-GSF
πλῆθος множество 4128 N-ASN
γνώσεως, знания, 1108 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
  3588 T-NSM
προστιθεὶς прибавивший 4369 V-PAPNS
γνῶσιν знание 1108 N-ASF
προσθήσει прибавит 4369 V-FAI-3S
ἄλγημα. страдание.   N-ASN

Толкования Августина

Стих 2

Вследствие этой сопряженной с грехом извращенности души и этого наказания, вся телесная природа сделалась тем, о чем говорится у Соломона: ...суета сует, — все суета! Что пользы человеку от всех трудов его? (2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! 3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Еккл 1:2−3). Здесь недаром прибавлено слово сует, потому что без сует, которые к самым последним предметам стремятся как к самым первым, тело не будет суетой, а верным выражением своего рода красоты, хотя и последней. В самом деле, падшего человека посредством плотских органов отделила от единства Божьего множественность временных образов и своим меняющимся разнообразием размножила его страсти. Так именно и произошло это тягостное изобилие и эта, если так можно выразиться, преизобильная бедность, когда одно сменяет другое и ничего у человека не остается постоянным. С течением времени от плода пшеницы, вина и елея своего (8 Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино [и елей] умножились. 9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности. Пс 4:8−9; LXX) он так оразнообразился, что и не находит уже самосущего, то есть неизменной и единственной Природы, следуя Которой он не заблуждался бы, а достигнув — не скорбел. Ибо он получит искупление и тела своего1 , которое уже не будет подвержено тлению. Ныне же тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум, так как последняя красота тел разрешается в ряд преемственных явлений. Она потому и есть красота последняя, что не может объять собой всего, и в то время, как одни явления проходят и сменяются другими, они объединяют все временные формы в одну красоту.

Примечания

  • 1 — Ср. 23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Рим 8:23

Источник: Об истинной религии 21, Сl. 0264, 21.1.

Стих 3

Итак, вот что должны делать богатые: не превозноситься в своем мнении и не в шатком богатстве полагать надежду, но в Боге живом, Который все для пользования предоставляет нам изобильно. Это они должны это делать; однако, что доступно им совершить посредством того, чем они обладают? Послушайте же, что: богатые должны богатеть добрыми делами, быть щедрыми [и общительными] (18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, 1Тим 6:18). Стало быть, если они имеют какой-либо достаток: почему же не делают? Тягостна бедность — пусть будут щедрыми, имея какой-либо достаток. Пусть будут общительны, то есть не забывают о смертных, равных своих. Пусть будут общительны — и соберут себе сокровище, доброе основание для будущего (19 собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни. 1Тим 6:19). Апостол хочет сказать: «Ведь не потому говорю им быть щедрыми и общительными, что желаю, чтобы их ограбили, чтобы они были обобраны до нитки, чтобы они остались ни с чем. Я научаю их выгоде, когда обещаю, что они соберут себе сокровище, и конечно же, не желаю, чтобы они пребывали в нищете. Я говорю: пусть стяжают себе сокровище, а не потеряют; но указываю, в какую сторону они должны измениться. Пусть соберут себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни (19 собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни. 1Тим 6:19). Ибо суета сует — все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?».

Итак, следует сделать шаг к обладанию истинной жизнью, надлежит средства наши употребить для перемещения в место истинной жизни, чтобы обнаружили мы там то, что отдали здесь. Осуществит такую перемену Тот, Кто и нас переменяет.

Источник: Проповеди 61, Сl. 0284, 61.PL38.413.18.

***

Если, в свою очередь, делать добрые дела ради людской похвалы — суета, то сколь более суетно делать ради приобретения, приращения или удержания денег, или ради какой-либо иной выгоды времени сего, каковая извне к нам приходит? Ибо все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Вообще не должно нам наши добрые дела творить ради благополучия временного, но куда лучше — для того вечного, на которое мы уповаем, где будем мы наслаждаться непреложным благом, каковое будет нам от Бога; вернее же сказать, того блага, каким является для нас Сам Бог. Ведь если бы Божьи святые творили добрые дела ради временного довольствия, то никогда бы мученики Христа не исполнили благих дел.

Источник: Толкование Псалмов 119.38, Сl. 0283, SL40.psalml 18.12.2.46.

Стих 9

Некоторые полагают, будто бы и то, что написано в первой главе книги Соломона, называемой «Екклесиаст»: Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас (9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. 10 Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. Еккл 1:9−10), — сказано об этих кругообращениях, возвращающих и восстанавливающих все в одном и том же виде. Но он сказал это или о том, о чем говорил выше, то есть о поколениях, из которых одни проходят, другие приходят, о круговых движениях солнца, о течениях рек или, пожалуй, о родах всех вещей, которые появляются и исчезают. Были, например, люди и прежде нас, существуют они и вместе с нами, будут и после нас; так же точно те или другие животные и деревья. Самые особенные явления, выходящие из ряда обыкновенных, хотя отличаются одни от других, и о некоторых из них рассказывается, что они были только единожды — насколько они вообще чудесны и особенны, — непременно и прежде были и будут; ничего нового и небывалого не представляет собой то, что особенные явления бывают под солнцем.

Некоторые, впрочем, толковали эти слова в том смысле, будто премудрый хотел дать понять, что совершенно все было сделано в предопределении Божьем, и потому ничто не ново под солнцем. Во всяком случае, с правою верой несовместима мысль, будто этими словами Соломон обозначил те кругообращения, которые, по мнению некоторых, повторяют те же самые времена и те же самые временные вещи; так что, например, как в известный век философ Платон учил учеников в городе Афинах в школе, называвшейся Академией, так и за несметное число веков — прежде через весьма обширные, но определенные периоды — повторялись тот же Платон, тот же город, та же школа и те же ученики, и впоследствии, по прошествии бесчисленных веков, снова должны повториться.

Чуждо, говорю, это нашей вере. Ибо Христос однажды умер за грехи наши; восстав же, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Рим 6:9); и мы по воскресении всегда с Господом будем (17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. 1Фес 4:17), Которому одному только мы говорим то, что внушается в священном псалме: Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек (8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек. Пс 11:8). Вполне соответствующим этому считаю и последующее слово: ...повсюду ходят нечестивые (9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте. Пс 9:9), — не потому, что жизнь их будет проходить через воображаемые ими круги, а потому, что таков именно путь их заблуждения, то есть ложное учение.

Источник: О Гpaдe Божьем, 12.14, Сl. 0313, SL48.12.14.21.

Стих 14

Под томлением же духа обозначены дерзость и гордыня. Также обычно говорят, что великие обладают гордыней — и по справедливости, коль скоро также и ветер называют духом, почему написано: ...огонь и град, снег и туман, бурный ветер (8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, Пс 148:8). Кто же, поистине, не знает, что о гордых говорят как о надутых, а равно и разбухших? Отчего такое место у апостола: ...знание надмевает, а любовь назидает (1 О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. 1Кор 8:1). Вот поэтому здесь выражено правильное понимание нищих духом как униженных и боящихся Бога, то есть не испытывающих надмения духа. И ни с чего иного вообще не следует полагать начало блаженству, поскольку нищета духа достигает высшей мудрости. А начало мудрости — страх Господень (10 Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих [заповеди Его]. Хвала Ему пребудет вовек. Пс 110:10), поскольку, с другой стороны, написано, что начало греха — гордость (15 ибо начало греха — гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость; Сир 10:15). Стало быть, горделивые могут стремиться и пристращаться к царствованию над землей; но блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Мф 5:3).

О нагорной проповеди Господа 1.3, Cl 0274, 1.3.57.

Стих 18

Знание вещей земных и небесных род людской имеет обыкновение оценивать очень высоко. Но, конечно же, лучшими [из его представителей] являются те, кто предпочитает этому знанию самопознание. Душа, которая знает свою немощь, более достойна похвалы, нежели та… что остается в неведении, каким путем достичь своего спасения и утверждения. Кто же, будучи поднятым пылом Святого Духа, уже пробудился к Богу и [кто] в любви к Нему обесценился пред самим собой, желая, но не имея сил войти в Него; и кто, будучи Им просвещенным, обратил внимание свое на себя, а также увидел и познал, что невозможно смешивать свои недуги с Его чистотою, — тот считает сладостным проливать слезы, испрашивать у Него, чтобы Он вновь и вновь смилостивился, доколе не исчерпается все его несчастие; вымаливать с упованием, [словно] уже добившись безвозмездного ручательства в своем спасении от единственного Спасителя и Просветителя человеков. Ведь потому знание нуждающегося [вариант перевода: "делающего", "трудящегося"] и страждущего не надмевает, что любовь назидает (1 О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. 1Кор 8:1). Ибо он предпочел знание знанию, так как он предпочел познать немощь свою, нежели пределы мира, основания земли и высоты небес. А умножая познание, он умножил скорбь [вариант перевода: "тяжёлый труд"], скорбь от своего странствия из-за желания [достичь] своей отчизны и благого Бога Творца.

Источник: О Троице.

***

Итак, очевидно, что древность буквы, если недостает новизны духа, более способна сделать нас виновными из-за знакомства с грехом, нежели от греха освободить. Почему и написано в другом месте: ... кто умножает познания, умножает скорбь. Не потому, что сам закон порочен, но оттого, что властный указ имеет преимущество в наглядном показе букв, а не в содействии духу. Если указ исполняется под страхом кары, а не из любви к праведности, то это исполнение по рабству, а не по свободе, а значит, вообще никакое не исполнение. Ибо нет доброго плода, который не произрос от корня любви.

Источник: О духе и букве 14.26, Cl. 0343, 14.26.180.18.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.