1 Коринфянам 15 глава

Первое послание к Коринфянам апостола Павла
Подстрочник Винокурова → Толкования Августина

Подстрочник Винокурова

1
Γνωρίζω Даю знать 1107 V-PAI-1S
δὲ же 1161 CONJ
ὑμῖν, вам, 5213 P-2DP
ἀδελφοί, братья, 80 N-VPM
τὸ  3588 T-ASN
εὐαγγέλιον благовестие 2098 N-ASN
которое 3588 R-ASN
εὐηγγελισάμην я благовозвестил 2097 V-AMI-1S
ὑμῖν, вам, 5213 P-2DP
которое 3588 R-ASN
καὶ и 2532 CONJ
παρελάβετε, вы переняли, 3880 V-2AAI-2P
ἐν в 1722 PREP
котором 3739 R-DSN
καὶ и 2532 CONJ
ἑστήκατε, стои́те, 2476 V-RAI-2P
2
δι᾽ через 1223 PREP
οὗ которое 3739 R-GSN
καὶ и 2532 CONJ
σῴζεσθε, спасаетесь, 4982 V-PPI-2P
τίνι каким 5100 I-DSM
λόγῳ словом 3056 N-DSM
εὐηγγελισάμην я благовозвестил 2097 V-AMI-1S
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
εἰ если 1487 COND
κατέχετε, удерживаете, 2722 V-PAI-2P
ἐκτὸς кроме 1622 ADV
εἰ если 1508 COND
μὴ не 1508 PRT-N
εἰκῇ напрасно 1500 ADV
ἐπιστεύσατε. вы поверили. 4100 V-AAI-2P
3
παρέδωκα Я предал 3860 V-AAI-1S
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
ἐν во 1722 PREP
πρώτοις, первых, 4413 A-DPM-S
которое 3588 R-ASN
καὶ и 2532 CONJ
παρέλαβον, я перенял, 3880 V-2AAI-1S
ὅτι что 3754 CONJ
Χριστὸς Христос 5547 N-NSM
ἀπέθανεν умер 599 V-2AAI-3S
ὑπὲρ относительно 5228 PREP
τῶν  3588 T-GPF
ἁμαρτιῶν грехов 266 N-GPF
ἡμῶν наших 2257 P-1GP
κατὰ по 2596 PREP
τὰς  3588 T-APF
γραφάς, Писаниям, 1124 N-APF
4
καὶ и 2532 CONJ
ὅτι что 3754 CONJ
ἐτάφη, Он был погребён, 2290 V-2API-3S
καὶ и 2532 CONJ
ὅτι что 3754 CONJ
ἐγήγερται воскрес 1453 V-RPI-3S
τῇ  3588 T-DSF
ἡμέρᾳ [в] день 2250 N-DSF
τῇ  3588 T-DSF
τρίτῃ третий 5154 A-DSF
κατὰ по 2596 PREP
τὰς  3588 T-APF
γραφάς, Писаниям, 1124 N-APF
5
καὶ и 2532 CONJ
ὅτι что 3754 CONJ
ὤφθη Он был сделан видим 3700 V-API-3S
Κηφᾷ, Кифе, 2786 N-DSM
εἶτα затем 1534 ADV
τοῖς  3588 T-DPM
δώδεκα· двенадцати; 1427 A-NUI
6
ἔπειτα затем 1899 ADV
ὤφθη был сделан видим 3700 V-API-3S
ἐπάνω сверх 1883 ADV
πεντακοσίοις пятисот 4001 A-DPM
ἀδελφοῖς братьям 80 N-DPM
ἐφάπαξ, разом, 2178 ADV
ἐξ из 1537 PREP
ὧν которых 3739 R-GPM
οἱ  3588 T-NPM
πλείονες весьма многие 4119 A-NPM-C
μένουσιν остаются 3306 V-PAI-3P
ἕως до 2193 ADV
ἄρτι, ныне, 737 ADV
τινὲς некоторые 5100 X-NPM
δὲ же 1161 CONJ
ἐκοιμήθησαν· почили; 2837 V-API-3P
7
ἔπειτα затем 1899 ADV
ὤφθη был сделан видим 3700 V-API-3S
Ἰακώβῳ, Иакову, 2385 N-DSM
εἶτα затем 1534 ADV
τοῖς  3588 T-DPM
ἀποστόλοις апостолам 652 N-DPM
πᾶσιν· всем; 3956 A-DPM
8
ἔσχατον последнему 2078 A-ASM-S
δὲ же 1161 CONJ
πάντων [из] всех 3956 A-GPM
ὡσπερεὶ как если 5619 ADV
τῷ  3588 T-DSN
ἐκτρώματι недоноску 1626 N-DSN
ὤφθη Он был сделан видим 3700 V-API-3S
κἀμοί. и мне. 2504 P-1DS-K
9
Ἐγὼ Я 1473 P-1NS
γάρ ведь 1063 CONJ
εἰμι есть 1510 V-PAI-1S
 3588 T-NSM
ἐλάχιστος наименьший 1646 A-NSM-S
τῶν  3588 T-GPM
ἀποστόλων, [из] апостолов, 652 N-GPM
ὃς который 3739 R-NSM
οὐκ не 3756 PRT-N
εἰμὶ есть 1510 V-PAI-1S
ἱκανὸς достоин 2425 A-NSM
καλεῖσθαι называться 2564 V-PPN
ἀπόστολος, апостол, 652 N-NSM
διότι потому что 1360 CONJ
ἐδίωξα я подверг преследованиям 1377 V-AAI-1S
τὴν  3588 T-ASF
ἐκκλησίαν церковь 1577 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ· Бога; 2316 N-GSM
10
χάριτι благодатью 5485 N-DSF
δὲ же 1161 CONJ
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
εἰμι я есть 1510 V-PAI-1S
которое 3588 R-NSN
εἰμι, я есть, 1510 V-PAI-1S
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
χάρις благодать 5485 N-NSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
 1510 T-NSF
εἰς в 1519 PREP
ἐμὲ меня 1691 P-1AS
οὐ не 3739 PRT-N
κενὴ пустой 2756 A-NSF
ἐγενήθη, сделалась, 1096 V-AOI-3S
ἀλλὰ но 235 CONJ
περισσότερον больше 4053 A-ASM-C
αὐτῶν их 846 P-GPM
πάντων всех 3956 A-GPM
ἐκοπίασα, я потрудился, 2872 V-AAI-1S
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐγὼ я 1473 P-1NS
δὲ же 1161 CONJ
ἀλλὰ но 235 CONJ
 1510 T-NSF
χάρις благодать 5485 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
[ἡ] которая 1510 T-NSF
σὺν со 4862 PREP
ἐμοί. мной. 1698 P-1DS
11
εἴτε И если 1535 CONJ
οὖν итак 3767 CONJ
ἐγὼ я 1473 P-1NS
εἴτε и если 1535 CONJ
ἐκεῖνοι, те, 1565 D-NPM
οὕτως так 3779 ADV
κηρύσσομεν возвещаем 2784 V-PAI-1P
καὶ и 2532 CONJ
οὕτως так 3779 ADV
ἐπιστεύσατε. вы поверили. 4100 V-AAI-2P
12
Εἰ Если 1487 COND
δὲ же 1161 CONJ
Χριστὸς Христос 5547 N-NSM
κηρύσσεται возвещается 2784 V-PPI-3S
ὅτι что 3754 CONJ
ἐκ из 1537 PREP
νεκρῶν мёртвых 3498 A-GPM
ἐγήγερται, воздвигнут, 1453 V-RPI-3S
πῶς как 4459 ADV-I
λέγουσιν говорят 3004 V-PAI-3P
ἐν у 1722 PREP
ὑμῖν вас 5213 P-2DP
τινες некоторые 5100 X-NPM
ὅτι что 3754 CONJ
ἀνάστασις воскресение 386 N-NSF
νεκρῶν мёртвых 3498 A-GPM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔστιν; есть? 1510 V-PAI-3S
13
εἰ Если 1487 COND
δὲ же 1161 CONJ
ἀνάστασις воскресение 386 N-NSF
νεκρῶν мёртвых 3498 A-GPM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔστιν, есть, 1510 V-PAI-3S
οὐδὲ и не 3761 CONJ-N
Χριστὸς Христос 5547 N-NSM
ἐγήγερται· воздвигнут; 1453 V-RPI-3S
14
εἰ если 1487 COND
δὲ же 1161 CONJ
Χριστὸς Христос 5547 N-NSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐγήγερται, воздвигнут, 1453 V-RPI-3S
κενὸν пусто 2756 A-NSN
ἄρα тогда 686 PRT
[καὶ] и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
κήρυγμα возвещение 2782 N-NSN
ἡμῶν, наше, 2257 P-1GP
κενὴ пуста 2756 A-NSF
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
πίστις вера 4102 N-NSF
ὑμῶν, ваша, 5216 P-2GP
15
εὑρισκόμεθα находимся 2147 V-PPI-1P
δὲ же 1161 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
ψευδομάρτυρες лжесвидетели 5575 N-NPM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
ὅτι потому что 3754 CONJ
ἐμαρτυρήσαμεν мы засвидетельствовали 3140 V-AAI-1P
κατὰ против 2596 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ὅτι что 3754 CONJ
ἤγειρεν Он воскресил 1453 V-AAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
Χριστόν, Христа, 5547 N-ASM
ὃν Которого 3739 R-ASM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἤγειρεν Он воскресил 1453 V-AAI-3S
εἴπερ если только 1512 COND
ἄρα тогда 686 PRT
νεκροὶ мёртвые 3498 A-NPM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐγείρονται. бывают воскрешаемы. 1453 V-PPI-3P
16
εἰ Если 1487 COND
γὰρ ведь 1063 CONJ
νεκροὶ мёртвые 3498 A-NPM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐγείρονται, бывают воскрешаемы, 1453 V-PPI-3P
οὐδὲ и не 3761 CONJ-N
Χριστὸς Христос 5547 N-NSM
ἐγήγερται· воздвигнут; 1453 V-RPI-3S
17
εἰ если 1487 COND
δὲ же 1161 CONJ
Χριστὸς Христос 5547 N-NSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐγήγερται, воздвигнут, 1453 V-RPI-3S
ματαία тщетна 3152 A-NSF
 1510 T-NSF
πίστις вера 4102 N-NSF
ὑμῶν, ваша, 5216 P-2GP
ἔτι ещё 2089 ADV
ἐστὲ вы есть 1510 V-PAI-2P
ἐν в 1722 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
ἁμαρτίαις грехах 266 N-DPF
ὑμῶν. ваших. 5216 P-2GP
18
ἄρα Тогда 686 PRT
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
κοιμηθέντες усопшие 2837 V-APP-NPM
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ Христе 5547 N-DSM
ἀπώλοντο. погибли. 622 V-2AMI-3P
19
εἰ Если 1487 COND
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ζωῇ жизни 2222 N-DSF
ταύτῃ этой 3778 D-DSF
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ Христа 5547 N-DSM
ἠλπικότες понадеявшиеся 1679 V-RAP-NPM
ἐσμὲν мы есть 1510 V-PAI-1P
μόνον, только, 3440 ADV
ἐλεεινότεροι более жалкие 1652 A-NPM-C
πάντων всех 3956 A-GPM
ἀνθρώπων людей 444 N-GPM
ἐσμέν. мы есть. 1510 V-PAI-1P
20
Νυνὶ Теперь 3570 ADV
δὲ же 1161 CONJ
Χριστὸς Христос 5547 N-NSM
ἐγήγερται воздвигнут 1453 V-RPI-3S
ἐκ из 1537 PREP
νεκρῶν, мёртвых, 3498 A-GPM
ἀπαρχὴ начаток 536 N-NSF
τῶν  3588 T-GPM
κεκοιμημένων. усопших. 2837 V-RPP-GPM
21
ἐπειδὴ Так как 1894 CONJ
γὰρ ведь 1063 CONJ
δι᾽ через 1223 PREP
ἀνθρώπου человека 444 N-GSM
θάνατος, смерть, 2288 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
δι᾽ через 1223 PREP
ἀνθρώπου Человека 444 N-GSM
ἀνάστασις воскресение 386 N-NSF
νεκρῶν· мёртвых; 3498 A-GPM
22
ὥσπερ как 5618 ADV
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
Ἀδὰμ Адаме 76 N-PRI
πάντες все 3956 A-NPM
ἀποθνῄσκουσιν, умирают, 599 V-PAI-3P
οὕτως так 3779 ADV
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
Χριστῷ Христе 5547 N-DSM
πάντες все 3956 A-NPM
ζῳοποιηθήσονται. будут оживлены. 2227 V-FPI-3P
23
ἕκαστος Каждый 1538 A-NSM
δὲ же 1161 CONJ
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
ἰδίῳ собственном 2398 A-DSN
τάγματι· порядке; 5001 N-DSN
ἀπαρχὴ начаток 536 N-NSF
Χριστός, Христос, 5547 N-NSM
ἔπειτα затем 1899 ADV
οἱ которые 3588 T-NPM
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
παρουσίᾳ пришествие 3952 N-DSF
αὐτοῦ· Его; 846 P-GSM
24
εἶτα затем 1534 ADV
τὸ  3588 T-NSN
τέλος, конец, 5056 N-NSN
ὅταν когда 3752 CONJ
παραδιδῷ будет передавать 3860 V-PAS-3S
τὴν  3588 T-ASF
βασιλείαν Царство 932 N-ASF
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ Богу 2316 N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
πατρί, Отцу, 3962 N-DSM
ὅταν когда 3752 CONJ
καταργήσῃ упразднит 2673 V-AAS-3S
πᾶσαν всякое 3956 A-ASF
ἀρχὴν нача́ло 746 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
πᾶσαν всякую 3956 A-ASF
ἐξουσίαν власть 1849 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
δύναμιν. силу. 1411 N-ASF
25
δεῖ Надлежит 1163 V-PAI-3S
γὰρ ведь 1063 CONJ
αὐτὸν Ему 846 P-ASM
βασιλεύειν царствовать 936 V-PAN
ἄχρι до 891 ADV
οὗ которого [времени] 3739 R-GSM
θῇ положит 5087 V-2AAS-3S
πάντας всех 3956 A-APM
τοὺς  3588 T-APM
ἐχθροὺς врагов 2190 A-APM
ὑπὸ под 5259 PREP
τοὺς  3588 T-APM
πόδας но́ги 4228 N-APM
αὐτοῦ. Его. 846 P-GSM
26
ἔσχατος Последний 2078 A-NSM-S
ἐχθρὸς враг 2190 A-NSM
καταργεῖται упраздняется 2673 V-PPI-3S
 3588 T-NSM
θάνατος· смерть; 2288 N-NSM
27
πάντα всё 3956 A-APN
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὑπέταξεν Он подчинил 5293 V-AAI-3S
ὑπὸ под 5259 PREP
τοὺς  3588 T-APM
πόδας но́ги 4228 N-APM
αὐτοῦ. Его. 846 P-GSM
ὅταν Когда 3752 CONJ
δὲ же 1161 CONJ
εἴπῃ скажет 2036 V-2AAS-3S
ὅτι что 3754 CONJ
πάντα всё 3956 A-NPN
ὑποτέτακται, подчинено, 5293 V-RPI-3S
δῆλον ясно 1212 A-NSN
ὅτι что 3754 CONJ
ἐκτὸς кроме 1622 ADV
τοῦ  3588 T-GSM
ὑποτάξαντος Подчинившего 5293 V-AAP-GSM
αὐτῷ Ему 846 P-DSM
τὰ  3588 T-APN
πάντα. всё. 3956 A-APN
28
ὅταν Когда 3752 CONJ
δὲ же 1161 CONJ
ὑποταγῇ будет подчинено 5293 V-2APS-3S
αὐτῷ Ему 846 P-DSM
τὰ  3588 T-NPN
πάντα, всё, 3956 A-NPN
τότε тогда 5119 ADV
[καὶ] и 2532 CONJ
αὐτὸς Сам 846 P-NSM
 3588 T-NSM
υἱὸς Сын 5207 N-NSM
ὑποταγήσεται будет подчинён 5293 V-2FPI-3S
τῷ  3588 T-DSM
ὑποτάξαντι Подчинившему 5293 V-AAP-DSM
αὐτῷ Ему 846 P-DSM
τὰ  3588 T-APN
πάντα, всё, 3956 A-APN
ἵνα чтобы 2443 CONJ
был 1510 V-PAS-3S
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
[τὰ]  3588 T-NPN
πάντα всё 3956 A-NPN
ἐν во 1722 PREP
πᾶσιν. всём. 3956 A-DPN
29
Ἐπεὶ Поскольку 1893 CONJ
τί что 5100 I-ASN
ποιήσουσιν сделают 4160 V-FAI-3P
οἱ  3588 T-NPM
βαπτιζόμενοι крещаемые 907 V-PPP-NPM
ὑπὲρ ради 5228 PREP
τῶν  3588 T-GPM
νεκρῶν; мёртвых? 3498 A-GPM
εἰ Если 1487 COND
ὅλως вовсе 3654 ADV
νεκροὶ мёртвые 3498 A-NPM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐγείρονται, бывают воскрешаемы, 1453 V-PPI-3P
τί что 5100 I-ASN
καὶ и 2532 CONJ
βαπτίζονται бывают крещаемы 907 V-PPI-3P
ὑπὲρ ради 5228 PREP
αὐτῶν; них? 846 P-GPM
30
τί Что 5100 I-ASN
καὶ и 2532 CONJ
ἡμεῖς мы 2249 P-1NP
κινδυνεύομεν рискуем 2793 V-PAI-1P
πᾶσαν всякий 3956 A-ASF
ὥραν; час? 5610 N-ASF
31
καθ᾽ Каждый 2596 PREP
ἡμέραν день 2250 N-ASF
ἀποθνῄσκω, умираю, 599 V-PAI-1S
νὴ клянусь 3513 PRT
τὴν  3588 T-ASF
ὑμετέραν вашей 5212 S-2PASF
καύχησιν, похвалой, 2746 N-ASF
[ἀδελφοί,] братья, 80 N-VPM
ἣν которую 3739 R-ASF
ἔχω имею 2192 V-PAI-1S
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ Христе 5547 N-DSM
Ἰησοῦ Иисусе 2424 N-DSM
τῷ  3588 T-DSM
κυρίῳ Господе 2962 N-DSM
ἡμῶν. нашем. 2257 P-1GP
32
εἰ Если 1487 COND
κατὰ по 2596 PREP
ἄνθρωπον человеку 444 N-ASM
ἐθηριομάχησα я сразился со зверями 2341 V-AAI-1S
ἐν в 1722 PREP
Ἐφέσῳ, Ефесе, 2181 N-DSF
τί что 5100 I-NSN
μοι мне 3427 P-1DS
τὸ  3588 T-NSN
ὄφελος; польза? 3786 N-NSN
εἰ Если 1487 COND
νεκροὶ мёртвые 3498 A-NPM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐγείρονται, бывают воскрешаемы, 1453 V-PPI-3P
Φάγωμεν Давайте поедим 5315 V-2AAS-1P
καὶ и 2532 CONJ
πίωμεν, давайте выпьем, 4095 V-2AAS-1P
αὔριον завтра 839 ADV
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἀποθνῄσκομεν. умираем. 599 V-PAI-1P
33
μὴ Не 3361 PRT-N
πλανᾶσθε· заблуждайтесь; 4105 V-PPM-2P
Φθείρουσιν Портят 5351 V-PAI-3P
ἤθη нравы 2239 N-APN
χρηστὰ хорошие 5543 A-APN
ὁμιλίαι общества 3657 N-NPF
κακαί. плохие. 2556 A-NPF
34
ἐκνήψατε Протрезвитесь 1594 V-AAM-2P
δικαίως праведно 1346 ADV
καὶ и 2532 CONJ
μὴ не 3361 PRT-N
ἁμαρτάνετε, грешите, 264 V-PAM-2P
ἀγνωσίαν незнание 56 N-ASF
γὰρ ведь 1063 CONJ
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τινες некоторые 5100 X-NPM
ἔχουσιν· имеют; 2192 V-PAI-3P
πρὸς к 4314 PREP
ἐντροπὴν стыду 1791 N-ASF
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
λαλῶ. говорю. 2980 V-PAI-1S
35
Ἀλλὰ Но 235 CONJ
ἐρεῖ скажет 2046 V-FAI-3S
τις, кто-либо, 5100 X-NSM
Πῶς Как 4459 ADV-I
ἐγείρονται бывают воскрешаемы 1453 V-PPI-3P
οἱ  3588 T-NPM
νεκροί; мёртвые? 3498 A-NPM
ποίῳ [В] каком 4160 I-DSN
δὲ же 1161 CONJ
σώματι теле 4983 N-DSN
ἔρχονται; приходят? 2064 V-PNI-3P
36
ἄφρων, Неразумный, 878 A-VSM
σὺ ты 4771 P-2NS
которое 3588 R-ASN
σπείρεις сеешь 4687 V-PAI-2S
οὐ не 3739 PRT-N
ζῳοποιεῖται оживляется 2227 V-PPI-3S
ἐὰν если 3362 COND
μὴ не 3362 PRT-N
ἀποθάνῃ· умрёт; 599 V-2AAS-3S
37
καὶ и 2532 CONJ
которое 3588 R-ASN
σπείρεις, сеешь, 4687 V-PAI-2S
οὐ не 3739 PRT-N
τὸ  3588 T-ASN
σῶμα тело 4983 N-ASN
τὸ  3588 T-ASN
γενησόμενον готовящееся осуществиться 1096 V-FDP-ASN
σπείρεις сеешь 4687 V-PAI-2S
ἀλλὰ но 235 CONJ
γυμνὸν голое 1131 A-ASM
κόκκον зерно 2848 N-ASM
εἰ если 1487 COND
τύχοι случится 5177 V-2AAO-3S
σίτου пшеницы 4621 N-GSM
или 1510 PRT
τινος чего-нибудь 5100 X-GSM
τῶν  3588 T-GPM
λοιπῶν· [из] остальных; 3062 A-GPM
38
 3588 T-NSM
δὲ же 1161 CONJ
θεὸς Бог 2316 N-NSM
δίδωσιν даёт 1325 V-PAI-3S
αὐτῷ ему 846 P-DSM
σῶμα тело 4983 N-ASN
καθὼς как 2531 ADV
ἠθέλησεν, Он пожелал, 2309 V-AAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
ἑκάστῳ каждому 1538 A-DSN
τῶν  3588 T-GPN
σπερμάτων [из] семян 4690 N-GPN
ἴδιον собственное 2398 A-ASN
σῶμα. тело. 4983 N-ASN
39
οὐ Не 3739 PRT-N
πᾶσα всякая 3956 A-NSF
σὰρξ плоть 4561 N-NSF
 1510 T-NSF
αὐτὴ та же 846 P-NSF
σάρξ, плоть, 4561 N-NSF
ἀλλὰ но 235 CONJ
ἄλλη другая 243 A-NSF
μὲν ведь 3303 PRT
ἀνθρώπων, людей, 444 N-GPM
ἄλλη другая 243 A-NSF
δὲ же 1161 CONJ
σὰρξ плоть 4561 N-NSF
κτηνῶν, скота, 2934 N-GPN
ἄλλη другая 243 A-NSF
δὲ же 1161 CONJ
σὰρξ плоть 4561 N-NSF
πτηνῶν, птиц, 4421 A-GPN
ἄλλη другая 243 A-NSF
δὲ же 1161 CONJ
ἰχθύων. рыб. 2486 N-GPM
40
καὶ И 2532 CONJ
σώματα тела́ 4983 N-NPN
ἐπουράνια, небесные, 2032 A-NPN
καὶ и 2532 CONJ
σώματα тела́ 4983 N-NPN
ἐπίγεια· земные; 1919 A-NPN
ἀλλὰ но 235 CONJ
ἑτέρα иная 2087 A-NSF
μὲν ведь 3303 PRT
 1510 T-NSF
τῶν  3588 T-GPN
ἐπουρανίων небесных 2032 A-GPN
δόξα, слава, 1391 N-NSF
ἑτέρα иная 2087 A-NSF
δὲ же 1161 CONJ
 1510 T-NSF
τῶν  3588 T-GPN
ἐπιγείων. земных. 1919 A-GPN
41
ἄλλη Другая 243 A-NSF
δόξα слава 1391 N-NSF
ἡλίου, солнца, 2246 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ἄλλη другая 243 A-NSF
δόξα слава 1391 N-NSF
σελήνης, луны, 4582 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἄλλη другая 243 A-NSF
δόξα слава 1391 N-NSF
ἀστέρων· звёзд; 792 N-GPM
ἀστὴρ звезда 792 N-NSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἀστέρος [от] звезды 792 N-GSM
διαφέρει отличается 1308 V-PAI-3S
ἐν в 1722 PREP
δόξῃ. славе. 1391 N-DSF
42
Οὕτως Так 3779 ADV
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
ἀνάστασις воскресение 386 N-NSF
τῶν  3588 T-GPM
νεκρῶν. мёртвых. 3498 A-GPM
σπείρεται Сеется 4687 V-PPI-3S
ἐν в 1722 PREP
φθορᾷ, тлении, 5356 N-DSF
ἐγείρεται поднимается 1453 V-PPI-3S
ἐν в 1722 PREP
ἀφθαρσίᾳ· нетлении; 861 N-DSF
43
σπείρεται сеется 4687 V-PPI-3S
ἐν в 1722 PREP
ἀτιμίᾳ, бесчестии, 819 N-DSF
ἐγείρεται поднимается 1453 V-PPI-3S
ἐν в 1722 PREP
δόξῃ· славе; 1391 N-DSF
σπείρεται сеется 4687 V-PPI-3S
ἐν в 1722 PREP
ἀσθενείᾳ, слабости, 769 N-DSF
ἐγείρεται поднимается 1453 V-PPI-3S
ἐν в 1722 PREP
δυνάμει· силе; 1411 N-DSF
44
σπείρεται сеется 4687 V-PPI-3S
σῶμα тело 4983 N-NSN
ψυχικόν, душевное, 5591 A-NSN
ἐγείρεται поднимается 1453 V-PPI-3S
σῶμα тело 4983 N-NSN
πνευματικόν. духовное. 4152 A-NSN
εἰ Если 1487 COND
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
σῶμα тело 4983 N-NSN
ψυχικόν, душевное, 5591 A-NSN
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
πνευματικόν. духовное. 4152 A-NSN
45
οὕτως Так 3779 ADV
καὶ и 2532 CONJ
γέγραπται, написано, 1125 V-RPI-3S
Ἐγένετο Сделался 1096 V-2ADI-3S
 3588 T-NSM
πρῶτος первый 4413 A-NSM-S
ἄνθρωπος человек 444 N-NSM
Ἀδὰμ Адам 76 N-PRI
εἰς в 1519 PREP
ψυχὴν душу 5590 N-ASF
ζῶσαν· живущую; 2198 V-PAP-ASF
 3588 T-NSM
ἔσχατος последний 2078 A-NSM-S
Ἀδὰμ Адам 76 N-PRI
εἰς в 1519 PREP
πνεῦμα дух 4151 N-ASN
ζῳοποιοῦν. оживляющий. 2227 V-PAP-ASN
46
ἀλλ᾽ Но 235 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
πρῶτον сначала 4412 ADV-S
τὸ  3588 T-NSN
πνευματικὸν духовное 4152 A-NSN
ἀλλὰ но 235 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
ψυχικόν, душевное, 5591 A-NSN
ἔπειτα затем 1899 ADV
τὸ  3588 T-NSN
πνευματικόν. духовное. 4152 A-NSN
47
 3588 T-NSM
πρῶτος Первый 4413 A-NSM-S
ἄνθρωπος человек 444 N-NSM
ἐκ из 1537 PREP
γῆς земли́ 1093 N-GSF
χοϊκός, глиняный, 5517 A-NSM
 3588 T-NSM
δεύτερος второй 1208 A-NSM
ἄνθρωπος Человек 444 N-NSM
ἐξ из 1537 PREP
οὐρανοῦ. неба. 3772 N-GSM
48
οἷος Каков 3634 K-NSM
 3588 T-NSM
χοϊκός, глиняный, 5517 A-NSM
τοιοῦτοι таковы 5108 D-NPM
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
χοϊκοί, глиняные, 5517 A-NPM
καὶ и 2532 CONJ
οἷος каков 3634 K-NSM
 3588 T-NSM
ἐπουράνιος, Небесный, 2032 A-NSM
τοιοῦτοι таковы 5108 D-NPM
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
ἐπουράνιοι· небесные; 2032 A-NPM
49
καὶ и 2532 CONJ
καθὼς как 2531 ADV
ἐφορέσαμεν мы носили 5409 V-AAI-1P
τὴν  3588 T-ASF
εἰκόνα образ 1504 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSM
χοϊκοῦ, глиняного, 5517 A-GSM
φορέσομεν будем носить 5409 V-FAI-1P
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
εἰκόνα образ 1504 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSM
ἐπουρανίου. Небесного. 2032 A-GSM
50
Τοῦτο Это 5124 D-ASN
δέ же 1161 CONJ
φημι, говорю, 5346 V-PAI-1S
ἀδελφοί, братья, 80 N-VPM
ὅτι потому что 3754 CONJ
σὰρξ плоть 4561 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
αἷμα кровь 129 N-NSN
βασιλείαν Царство 932 N-ASF
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
κληρονομῆσαι унаследовать 2816 V-AAN
οὐ не 3739 PRT-N
δύναται, может, 1410 V-PNI-3S
οὐδὲ и не 3761 CONJ-N
 1510 T-NSF
φθορὰ тление 5356 N-NSF
τὴν  3588 T-ASF
ἀφθαρσίαν нетленность 861 N-ASF
κληρονομεῖ. наследует. 2816 V-PAI-3S
51
ἰδοὺ Вот 2400 V-2AMM-2S
μυστήριον тайну 3466 N-ASN
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
λέγω· говорю; 3004 V-PAI-1S
πάντες все 3956 A-NPM
οὐ не 3739 PRT-N
κοιμηθησόμεθα, упокоимся, 2837 V-FPI-1P
πάντες все 3956 A-NPM
δὲ же 1161 CONJ
ἀλλαγησόμεθα, будем сделаны другие, 236 V-2FPI-1P
52
ἐν в 1722 PREP
ἀτόμῳ, неделимом, 823 A-DSN
ἐν в 1722 PREP
ῥιπῇ мигание 4493 N-DSF
ὀφθαλμοῦ, гла́за, 3788 N-GSM
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ἐσχάτῃ последней 2078 A-DSF-S
σάλπιγγι· трубе; 4536 N-DSF
σαλπίσει протрубит 4537 V-FAI-3S
γάρ, ведь, 1063 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
νεκροὶ мёртвые 3498 A-NPM
ἐγερθήσονται поднимутся 1453 V-FPI-3P
ἄφθαρτοι, нетленные, 862 A-NPM
καὶ и 2532 CONJ
ἡμεῖς мы 2249 P-1NP
ἀλλαγησόμεθα. будем сделаны другие. 236 V-2FPI-1P
53
δεῖ Надлежит 1163 V-PAI-3S
γὰρ ведь 1063 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
φθαρτὸν тленному 5349 A-NSN
τοῦτο этому 5124 D-NSN
ἐνδύσασθαι надеть 1746 V-AMN
ἀφθαρσίαν нетленность 861 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
θνητὸν смертному 2349 A-NSN
τοῦτο этому 5124 D-NSN
ἐνδύσασθαι надеть 1746 V-AMN
ἀθανασίαν. бессмертие. 110 N-ASF
54
ὅταν Когда 3752 CONJ
δὲ же 1161 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
φθαρτὸν тленное 5349 A-NSN
τοῦτο это 5124 D-NSN
ἐνδύσηται наденет 1746 V-AMS-3S
ἀφθαρσίαν нетленность 861 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
θνητὸν смертное 2349 A-NSN
τοῦτο это 5124 D-NSN
ἐνδύσηται наденет 1746 V-AMS-3S
ἀθανασίαν, бессмертие, 110 N-ASF
τότε тогда 5119 ADV
γενήσεται сбудется 1096 V-FDI-3S
 3588 T-NSM
λόγος слово 3056 N-NSM
 3588 T-NSM
γεγραμμένος, записанное, 1125 V-RPP-NSM
Κατεπόθη Была проглочена 2666 V-API-3S
 3588 T-NSM
θάνατος смерть 2288 N-NSM
εἰς в 1519 PREP
νῖκος. победу. 3534 N-ASN
55
ποῦ Где 4226 ADV-I
σου, твоя, 4675 P-2GS
θάνατε, смерть, 2288 N-VSM
τὸ  3588 T-NSN
νῖκος; победа? 3534 N-NSN
ποῦ Где 4226 ADV-I
σου, твоё, 4675 P-2GS
θάνατε, смерть, 2288 N-VSM
τὸ  3588 T-NSN
κέντρον; жало? 2759 N-NSN
56
τὸ  3588 T-NSN
δὲ Же 1161 CONJ
κέντρον жало 2759 N-NSN
τοῦ  3588 T-GSM
θανάτου смерти 2288 N-GSM
 1510 T-NSF
ἁμαρτία, грех, 266 N-NSF
 1510 T-NSF
δὲ же 1161 CONJ
δύναμις сила 1411 N-NSF
τῆς  3588 T-GSF
ἁμαρτίας греха 266 N-GSF
 3588 T-NSM
νόμος· закон; 3551 N-NSM
57
τῷ  3588 T-DSM
δὲ же 1161 CONJ
θεῷ Богу 2316 N-DSM
χάρις благодарность 5485 N-NSF
τῷ  3588 T-DSM
διδόντι дающему 1325 V-PAP-DSM
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
τὸ  3588 T-ASN
νῖκος победу 3534 N-ASN
διὰ через 1223 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ. Христа. 5547 N-GSM
58
Ὥστε, Так что, 5620 CONJ
ἀδελφοί братья 80 N-VPM
μου мои 3450 P-1GS
ἀγαπητοί, любимые, 27 A-VPM
ἑδραῖοι усидчивые 1476 A-NPM
γίνεσθε, делайтесь, 1096 V-PNM-2P
ἀμετακίνητοι, несдвигаемые, 277 A-NPM
περισσεύοντες изобилующие 4052 V-PAP-NPM
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
ἔργῳ деле 2041 N-DSN
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
πάντοτε, всегда, 3842 ADV
εἰδότες знающие 1492 V-RAP-NPM
ὅτι что 3754 CONJ
 3588 T-NSM
κόπος труд 2873 N-NSM
ὑμῶν ваш 5216 P-2GP
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
κενὸς пуст 2756 A-NSM
ἐν в 1722 PREP
κυρίῳ. Господе. 2962 N-DSM

Толкования Августина

Стих 9

Этот самый наименьший из апостолов Твоих, в устах которого прозвенели эти Твои слова, предпочел называться не Савлом, как раньше, а Павлом в знак великой победы: он, воин, сразил гордость проконсула Павла, подвел его под легкое иго Христа и привел в подданство великому Царю. Крепче поражается враг от человека, которого он крепко держал и через которого многих держал (См. 7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. 8 А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. 9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, 10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? 11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. 12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню. Деян 13:7−12).

Исповедь 8.4. CCSL 27:119.

Стих 10

Очами веры они с полным сочувствием взирают на этого превосходного и в высшей степени твердого мужа (нам, пришедшим в Церковь Христову из язычников, приличнее всего вспомнить о нем, учителе язычников в вере и истине), который хвалится о немощах своих (См. 5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. 2Кор 12:5), который и более всех апостолов потрудился, и очень многими посланиями наставил не только те народы Божии, которые видел перед собою, но и те, которые предвидел в будущем. Взирают, говорю, на этого мужа, борца Христова, от Него научившегося (См. 19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. Гал 1:19), Им помазанного, с Ним распявшегося (См. 19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, Гал 2:19), в Нем прославившегося; на театре этого мира, для которого он сделался зрелищем и ангелам, и человекам (См. 9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. 1Кор 4:9), законным образом состязающегося и стремящегося вперед к почести высшего звания (13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, 14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Флп 3:13−14); учащего радоваться с радующимися и плакать с плачущими (См. 15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Рим 12:15); имеющего отвне — нападения, внутри — страхи (5 Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи. 2Кор 7:5); имеющего желание разрешиться и быть со Христом (23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; Флп 1:23); желающего видеть римлян, чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов (13 Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов. Рим 1:13); ревнующего о коринфянах, и вследствие этой ревности боящегося, чтобы умы их не были посредством обольщения отвращены от чистоты Христовой (См. 2 Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. 3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. 2Кор 11:2−3); имеющего великую скорбь и непрестающую болезнь сердца об израильтянах (См. 2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: Рим 9:2), что, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией (3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, Рим 10:3); извещающего не только о скорби, но и о плаче своем о тех, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, которое делали (21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали. 2Кор 12:21).

О граде Божием 14.9. CCSL 48:426−27.

Иное толкование

Павел трудился не для того, чтобы обрести благодать, а обрел благодать для того, чтобы трудиться.

О делах Пелагия 14.36. CSEL 42:93.

Каким же образом то, что повелевает Бог, пусть и с трудом, исполняется без Его помощи, когда если Господь не созидает, то о созидающем говорят, что он трудился напрасно (1 Песнь восхождения. Соломона. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Пс 126:1)?

Послания 186. CSEL 57:75.

Стих 12

Когда апостол говорит коринфянам: как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? — он ясно показывает, что не все таковы, но и что считающие так находятся в их среде, а не вовне... Если бы в этом же послании мы не читали, что свидетельство Христово утвердилось в вас, — так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании (6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, 1Кор 1:6−7), то могли бы прийти к заключению, что все коринфяне помышляют о плоти, не различая того, что от Духа Божия (14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. 1Кор 2:14), и поступают по человеческому обычаю, когда между ними зависть, споры и разногласия (3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? 1Кор 3:3).

Послания 93. CSEL 34.2:477. ++

Стих 15

Если отвратительна ложь, направленная против преходящей жизни кого-нибудь, то насколько омерзительнее ложь против жизни вечной! И такова любая ложь в религиозном учении. Потому апостол относит к лжесвидетельству любую ложь о Христе, даже если она, как может казаться, содержит похвалу Ему.

О лжи 13. CSEL 41:440.

Стих 22

Действительно, человек принес смерть себе и Сыну Человеческому, но Сын Человеческий, умерев и воскреснув, принес жизнь человеку.

Послания 140.9. CSEL 44:175.

Иное толкование

Никто из людей не умирает иначе, как в Адаме, и никто не входит в жизнь вечную, кроме как через Христа. Таково значение повторяющегося слова все, потому что все люди принадлежат Адаму через первое рождение, рождение по плоти, и все люди, принадлежащие Христу, приходят ко второму, духовному рождению. Потому он говорит дважды все, ибо как все умирающие умирают в Адаме, так и все, которые оживут, оживут только во Христе.

Послания 167.21. CSEL 44:575.

Оживут, конечно, уже в теле духовном, которое будет в духе животворящем (45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. 1Кор 15:45). Выражение все не означает, что все, умирающие в Адаме, будут членами Христа: потому что гораздо большее число их будет наказано второй смертью навеки (Ср. 1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. Откр 21:1); но потому сказано все и все, что как телом душевным никто не умирает иначе, как только в Адаме, так и телом духовным никто не оживотворяется иначе, как только во Христе.

О граде Божием 13.23. CCSL 48:408.

***

Можно сказать, что в некий дом все входят через одну дверь, не потому что в этот дом входят все люди, но потому что никто не входит иначе, как через эту дверь. Подобно этому, как все умирают в Адаме, так все живущие живут во Христе... И кроме единственного Посредника между Богом и человеком — человека Иисуса Христа, нет под небом другого имени, которым нам надлежит спастись (Ср. 12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Деян 4:12).

Против Юлиана 24. PL 44:871.

Стих 23

Обрати внимание на слова каждый в своем порядке, то есть Адам и Христос: первый — в осуждение, второй — в оправдание... Очевидно, что Павел говорит о воскресении праведных, когда речь о жизни вечной, но не о воскресении грешников, которым предстоит вечная смерть. Он потому и говорит оживут, что другие осуждены будут.

Послания 157. CSEL 44:461.

Стих 24

Да не помыслит кто из нас, будто Христос предаст Царство Богу и Отцу так, что у Него Самого отнимется (ибо иные суесловы так и думали). Ведь, когда говорится «предаст Царство Богу и Отцу», Сын не отделяется, поскольку вместе с Отцом Он есть единый Бог. Но нерадивых к Святому Писанию и склонных к спорам вводит в заблуждение употребленное [здесь] слово «доколе», ведь далее следует: «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. 1Кор 15:25); как будто когда Он их низложит, то уже не будет царствовать. И да не будут поняты те слова таким же образом, что и следующее: «Утверждено сердце его; он не убоится, доколе не узрит себя над врагами своими» (8 Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих. Пс 111:8). Ибо [это вовсе не означает, что] он убоится, когда уже узрит. И что же, слова «Когда Он предаст Царство Богу и Отцу» значат, что Бог и Отец не имеет Царства? Но поскольку всех праведных, живущих верою, которыми ныне правит посредник между Богом и человеками человек Иисус Христос, Он приведет к такому видению, которое тот же апостол называет видением «лицом к лицу» (12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 1Кор 13:12), постольку когда говорится «Когда Он предаст Царство Богу и Отцу», [следует понимать] как если бы было сказано «Когда Он приведет верующих к созерцанию Бога и Отца»

Источник: О Троице I:1:16.

Стих 26

Одно дело — успешно сражаться, что теперь происходит, когда сражение идет со смертью. Совсем другое — не иметь противника, что будет тогда, когда последний враг истребится — смерть.

О воздержании 3.6. CSEL 41:146.

***

Итак, новая жизнь начинается ныне в вере и ведется в надежде; тогда же будет, что смерть поглощена будет победой: последний враг истребится — смерть, мы все изменимся и станем подобны ангелам... Теперь мы научились страху через веру, тогда же овладеем любовью благодаря видению.

Послания 55. CSEL 34.2:199.

Стих 28

Если Сын равен Отцу, то как же Отец больше? Ведь и Сам Господь говорит: Отец Мой более Меня (28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. Ин 14:28). Но правило кафолической веры таково, что если Писание говорит, что Сын менее Отца, то это говорится в отношении Его человеческой природы, когда же утверждается, что Он равен Отцу, говорится о Его Божественности.

О различных вопросах 69.1. CCSL 44A:184.

Иное толкование

Он будет целью наших желаний, Кого мы будем лицезреть без конца, любить без отвращения и восхвалять без утомления. Эта обязанность, это расположение сердца и это занятие будут, конечно, общими для всех, как общей будет и сама вечная жизнь.

О граде Божием 22.30. CCSL 48:863.

Не будет никакой нужды, и потому мы будем счастливы. Мы наполнимся, но в Боге: Он станет для нас всем тем, чего здесь мы желаем как великого.

Проповеди 255.8. PL 38:1190.

Иное толкование

Само видение станет лицем к лицу (12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 1Кор 13:12), что и есть обетованная высшая награда праведным. Будет же это тогда, когда Он отдаст Царство Богу Отцу. Тогда... откроется видение и Его собственного образа, когда все творение, вместе с образом, в котором Сын Божий сделался Сыном Человеческим, покорится Богу. В этом образе и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.

О Троице 1.12.28. CCSL 50:70−71.

Апостол увещевает и рабов подчиняться господам и служить им от души с готовностью (См. 6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, 7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам, Еф 6:6−7), чтобы, если не могут получить от господ своих свободы, они сами сделали некоторым образом служение свое свободным, служа не из притворного страха, а по искреннему расположению, пока прейдет неправда, упразднится всякое начальствование и власть человеческая, и будет Бог всем во всем.

О граде Божием 6.15. CCSL 48:682−683.

Стих 38

Он не сказал, что Бог дал или решил, но что Бог дает, чтобы ты понял, что Создатель действует Премудростью Своей, творя то, что ежедневно и в свое время начинает существовать.

Послания 205. CSEL 57:338.

Стих 39

Итак, какие бы причины телесные или растительные ни имели применение при рождении созданий через действие ангелов, людей или каких-либо животных, или же через смешение самцов и самок, какие бы также желания и душевные движения матери ни были в состоянии запечатлевать некоторые черты и цвет на нежных и слабых зародышах, сами природы, которые являются с такими или другими свойствами по роду своему, вполне производит только высочайший Бог, Которого сокровенное могущество, все проникая своим неоскверняемым присутствием, дает бытие тому, что так или иначе существует, насколько существует. Ибо без Его творчества оно не только не было бы таким или иным, но и совершенно не могло бы быть.

О граде Божием 12.25. CCSL 48:382−383.

Стих 40

Человека, который не верит, что такая плоть может изменить свою природу, нужно к вере приводить постепенно. Если спросишь его, может ли земля превратиться в воду, ему не покажется это невероятным, потому что между землей и водой нет большой дистанции. Опять же, если спросишь его, может ли вода превратиться в воздух, он не скажет, что это абсурдно, потому что вода и воздух друг другу близки.

О вере и символе веры 10.24. CSEL 41:31.

***

Вот, Порфирий говорит: «Ты мне без оснований восхваляешь тело; каким бы ни было тело, если душа стремится быть счастливой, его нужно избегать»1. Так говорят философы, но они заблуждаются, они говорят вздор... Читаю ваши книги, где вы утверждаете, будто мир — это живое существо, то есть небо, земля, моря, все гигантские тела, что есть, все бесчисленные элементы всех времен — все это тело в своей полноте, состоящее из всех этих элементов, есть, как вы говорите, большое живое существо, то есть имеет свою душу, но при этом не имеет телесных чувств, поскольку за пределами его нет ничего, что может быть воспринимаемым. Тем не менее вы говорите, что оно имеет разум, и что он ведет к Богу, и что душа мира зовется Юпитером... Вы заявляете, что этот самый мир вечен, что он будет существовать всегда, что конца его не будет. Но тогда, если мир вечен и не имеет конца, если этот мир — живое существо, если душа его всегда удерживается в мире, следует ли бежать от тела?

Примечания

  • 1 — Августин цитирует произведение неоплатоника Порфирия (III в.) «О возвращении души». — Прим. ред.

Проповеди 241.7. PL 38:1137.

Стих 41

У тела глаза в большом почете, но имели бы меньший, если, кроме глаз, не было бы ничего или если бы у тела не было других частей, имеющих меньшее значение. На небе солнце превосходит своим светом луну, но ведь не порицает ее, ибо звезда от звезды разнится в славе, но не мерится с нею гордостью.

О благе вдовства 6.8. CSEL 41:313.

* * *

См. комм. к 15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. Быт 1:15

Стих 42

Пришло время, и я обратился к лучшим и более просвещенным умам, скорее даже, к самой истине, и тогда услышал в словах апостола стенание святых в их борьбе с вожделениями плоти. И хотя святые разумом своим духовны, они все еще плотские, имея тленное тело, обременяющее душу. Но они станут святыми и по плоти, когда посеянное тело душевное восстанет как тело духовное. Они все еще узники закона греха в той мере, в какой подвержены порывам страстей, хотя им и не следуют. Так я стал понимать это согласно Иларию, Григорию, Амвросию и другим святым и признанным учителям Церкви, которые видели, как апостол, по его собственным словам, яростно сражался с вожделениями плоти, которых иметь не хотел, но все же имел (Ср. 14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. 15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. 16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, 17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. 19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. 20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. 22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. 24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? 25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. Рим 7:14−25).

Против Юлиана 70. PL 44:865.

Стих 44

Ибо как те тела, которые имеют душу живую, а не дух животворящий, называются телами душевными, и, однако, это не души, а тела, так и оные тела называются духовными, и, однако, мы должны быть далеки от признания их за духов. Эти тела будут иметь природу, свойственную плоти, хотя, оживотворяемые духом, и не будут подвергаться никакой косности и телесному тлению.

О граде Божием 13.22. CCSL 48:405.

***

Если они не питали ненависти к своей плоти (Ср. 29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, Еф 5:29) тогда, когда по требованию духа обуздывали ее, не покорявшуюся по своей немощи разуму, то во сколько более любят ее теперь, являющуюся духовной? Ибо как дух, служащий плоти, прилично называется плотским, так и плоть, служащая духу, справедливо называется духовной, — не потому, что она превратилась в дух, как полагают некоторые на основании написанного: сеется тело душевное; восстает тело духовное; но потому, что она с величайшей и необычной легкостью отдает себя в подчинение духу по безмятежному желанию неразрушимого бессмертия, быв освобождена от всякого скорбного чувства, всякой тленности и косности. Ибо она не будет не только такой, какой бывает теперь даже при самом лучшем состоянии здоровья, но даже и такой, какой была в первых людях до грехопадения. Хотя они и не умерли бы, если бы не согрешили, тем не менее, как люди, они пользовались пищей, потому что имели пока не духовные, а одушевленные земные тела.

О граде Божием 13.20. CCSL 48:403.

Стих 45

Первый человек Адам сотворен был душою живою... О животных же сказано: да произведет земля душу живую (24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. Быт 1:24). Понятно, что о теле говорится, что оно подобно другим животным, потому что подвержено тлению смерти. Оно каждый день обновляется пищей, но когда жизнь обрывается, разлагается. Тело же духовное, которое уже с Духом, бессмертно.

Послания 205. CSEL 57:371.

Стих 46

Что касается самого человека, он происходит от той же массы, которая первоначально была осуждена вся; но Бог, как горшечник (это сравнение не безрассудно, а мудро употребил апостол), из одной и той же массы сотворил один сосуд в честь, другой не в честь (См. 21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Рим 9:21). Однако прежде был сотворен сосуд в бесчестие, а потом в честь: ибо и в одном и том же человеке, как я уже сказал, предшествует негодное, с которого мы по необходимости начинаем, но при котором нам нет необходимости оставаться; затем уже следует годное, к которому мы переходим по мере успехов и с которым, достигнув его, останемся.

О граде Божием 15.1. CCSL 48:454.

***

Тело духовное понимается как тело, столь подчиненное Духу, что пригодно для небесного обитания: вся хрупкость земная и тленность обратились в нем в небесную чистоту и постоянство.

О вере и символе веры 6.13. CSEL 41:15.

Стих 47

По времени предшествует то тело душевное, какое имел первый человек (хотя оно и не умерло бы, если бы он не согрешил), какое имеем в настоящее время и мы, с природой настолько измененной и поврежденной, насколько совершилось это в нем, после того как он согрешил (откуда и возникла для него необходимость смерти); какое первоначально благоволил принять ради нас и Христос, хотя не по необходимости, а по Своей властной воле. Потом уже следует то тело духовное, какое уже предварило [нас] во Христе как в Главе нашей, но явится потом и в членах Его при последнем воскресении мертвых.

О граде Божием 13.23. CCSL 48:407.

Стих 48

Господь, Который был небесным, сделался земным, чтобы земные стали небесными. Из бессмертного Он сделался смертным, приняв образ раба и не изменив природу Господа, чтобы бывшие смертными стали бессмертными через соучастие в милости Господа, но не через рабское унижение.

Послания 205. CSEL 57:333.

***

Если не устраивает тебя христианская вера, так и скажи — ведь другую христианскую веру ты не найдешь. Есть один человек — для смерти, и есть Один — для жизни. Первый — только человек, второй — Бог и человек. Через первого мир сделался врагом для Бога; через второго избранные мира примирились с Богом. Ибо как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 1Кор 15:22). Так что если мы носили образ земного, давайте носить и образ Того, Который с небес. А кто пытается подорвать эти основания христианства, тот пропадет, а они устоят.

Против Юлиана 4. PL 44:828.

Стих 49

Удивляются люди, что Бог, сотворивший все из ничего, создает тело небесное из человеческой плоти. Когда Господь был во плоти, разве не обращал Он воду в вино? Разве более удивительно то, что Он создает тело небесное из человеческой плоти?...Разве не в состоянии Сотворивший тебя, когда тебя не существовало, восстановить уже бывшее?

Проповеди 264.6. PL 38:1217.

***

Итак, учитывая, что природа наша согрешила в раю, мы теперь возникаем через смертное рождение все тем же Божественным провидением, но не небесным рождением, а земным, не по духу, а по плоти. Мы все стали одним комом глины — комом греха. Поскольку же мы утратили через грех свою награду и, при отсутствии милости Божией, не заслуживаем, как грешники, ничего, кроме вечного осуждения, то как же приходит на мысль человеку из этой массы вопрошать Бога, говоря: «Почему Ты сделал меня таким?» Если хочешь такое знать, перестань быть глиной и стань сыном Божиим милостью Того, Кто дал верующим во имя Его власть становиться сынами Божиими (Ср. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, Ин 1:12), но не дал ее, как тебе бы хотелось, желающим знать божественное прежде, чем уверуют.

О различных вопросах 68.3. CCSL 44А:177.

Стих 51

Тогда между плотью и духом будет такое согласие — подчиненную плоть, не испытывающую никакой нужды, оживлять будет дух, так что внутри нас уже не будет никакой борьбы, ибо нам не придется терпеть ни внешних, ни внутренних врагов.

Энхиридион 23.91. CCSL 46:98.

Стих 52

Взгляд нашего глаза не достигает того, что ближе расположено, быстрее, или находящегося на отдалении медленнее. Напротив, он достигает их с равной скоростью. Подобным образом, когда, как говорит апостол, воскресение мертвых осуществится во мгновение ока, для всемогущего Бога и Его невыразимого изволения столь же легко будет восстановить недавно умерших, как и давно превратившихся в тлен. Для некоторых людей все это невероятно, потому что лежит за пределами опыта, хотя весь мир полон чудес, которые не кажутся достойными осмысления и исследования, и не потому, что их легко постигает разум, но потому, что мы привык-ли их видеть. Я же, вместе с теми, кто присоединяется ко мне и стремится постигать невидимое Бога через сотворенный мир (Ср. 20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Рим 1:20), удивляемся, ни много ни мало, тому, что в одном крошечном семечке заложено все то, за что мы восхваляем дерево.

Послания 102. CSEL 34.2:548.

Иное толкование

Он хочет, чтобы под трубою мы понимали очень ясный и яркий знак, который в другом месте он называет гласом Архангела и трубой Божией (16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; 1Фес 4:16).

Послания 34. CSEL 44:226.

Вместе с этим звуком и воскресением мертвых, когда уже не будет сомнения в том, что суд наступил, упразднится любое утешение человеческой похвалой. Тогда не будет времени об одном рассуждать, о другом судить, проявлять благосклонность или поддержку другому.

Послания 140.34. CSEL 44:227.

***

Для всемогущего Бога и Его невыразимого изволения столь же легко восстановить недавно умерших, как и давно превратившихся в тлен.

Послания 102. Сl. 0262, 102.34.2.5.14.

Стих 54

Похоже, что апостол Павел как бы пальцем указывал на плоть, когда говорил: тленное сие облечется в нетление. Говоря сие, он словно показывает на нее пальцем. Ведь на видимое можно показать пальцем, а на душу нельзя, хотя о ней можно сказать, что она тленна, поскольку сама через нравственные пороки подвергает себя разложению.

О вере и символе веры 10.22. CSEL 41:30.

Иное толкование

В силу необходимой активности в этой жизни не следует пренебрегать здоровьем, покуда смертное сие не облечется в бессмертие. Оно — истинное, совершенное и бесконечное здоровье, которое, когда подводит своей земной немощью, не восстанавливается преходящим удовольствием, но крепится небесной силой и усиливается вечной нетленностью.

Послания 130. CSEL 44:48.

Где смерть? Ищи ее во Христе, потому что она уже не существует: она была, но теперь смерть мертва. О Жизнь, о Смерть смерти! Будьте добросердечны, и смерть умрет и в вас. Что случилось в Главе, произойдет и в других членах: в нас тоже умрет смерть. Но когда? При скончании века, при воскресении мертвых, в которое мы верим и в котором не сомневаемся... Слова эти даны ликующим, чтобы вам было о чем размышлять, что воспевать в сердце вашем, на что всем сердцем надеяться, что искать верой и добрыми делами.

Проповеди 233.4. PL 38:1114.

***

Если бы еретики были в состоянии понять одну эту истину, то они оставили бы свою гордыню и примирились и не стали бы чтить Бога нигде, кроме Церкви.

О нравах кафолической Церкви и нравах манихеев 30.64. PL 32:1337.

Стих 55

И поскольку человеческая природа в дань греху подчинена врагу, то человек сначала, дабы мог с ним сразиться, должен вырваться из его власти. Затем, если жизнь его продлится, в сражении ему потребуется помощь, чтобы он смог одолеть врага. Наконец, победитель благословится, чтобы царствовать, и тогда уже скажет: Смерть! где твое жало?

Против Юлиана 20.65. PL 44:863.

***

Смерть в этом месте, как я полагаю, означает привычку плоти сопротивляться доброй воле посредством временных наслаждений.

О различных вопросах 70. CCSL 44А:197.

Стих 56

Многие желания больного здоровье устраняет. Точно таким же образом, как здоровье устраняет подобные желания, бессмертие устраняет все другие, поскольку бессмертие и есть наше здоровье.

Проповеди 55.8. PL 38:1190.

Иное толкование

Тогда мы не только не будем подчиняться желанию греха, но не будет вовсе таких желаний, которым теперь нам повелевается не уступать.

Послания 196. CSEL 57:219

Жало же смерти — грех, а сила греха — закон, говорит апостол. И это совершенно справедливо. Ибо через запрещение усиливается стремление к недозволенному действию, когда не настолько любят правду, чтобы любовью к ней побеждалось желание грешить. А чтобы истинная правда была любима и чтобы привлекала к себе, для этого нужно содействие божественной благодати.

О граде Божием 13.5. CCSL 48:388.

Иное толкование

Почему же сила греха — закон, если закон добр (8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, 1Тим 1:8) (Ср. 8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Рим 7:8)? Потому что закон посредством добра привел в действие смерть, чтобы греховность преисполнилась, то есть обрела большую силу через преступление закона. Почему мы умерли для греха телом Христовым, если закон добр? Потому что мы умерли для осуждения законом, ибо освободились от того, что закон наказывает и осуждает... Итак, одно и то же правило является законом для тех, кто его боится, и благодатью для тех, кто его любит.

О различных вопросах 1.1. CCSL 44:21−22.

Не следует удивляться тому, что человеческая слабость добавила злу силу от доброго закона, потому что, исполняя закон, она полагалась на собственную силу.

О воздержании 7. CCSL 41:148.

Стих 57

Эта корона не была бы дана тому, кто ее достоин, если бы прежде не была явлена милость недостойному.

О делах Пелагия 35. CSEL 42:90.

« 14 глава 1Кор1 Коринфянам 15 глава VINVIN AICАвгустин 16 глава »


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.