Иакова 2 глава

Соборное послание апостола Иакова
Подстрочник Винокурова → Комментарии Баркли

Подстрочник Винокурова

1
Ἀδελφοί Братья 80 N-VPM
μου, мои, 3450 P-1GS
μὴ не 3361 PRT-N
ἐν в 1722 PREP
προσωπολημψίαις лицемериях 4382 N-DPF
ἔχετε имеете 2192 V-PAM-2P
τὴν  3588 T-ASF
πίστιν веру 4102 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
τῆς  3588 T-GSF
δόξης. славы. 1391 N-GSF
2
ἐὰν Если 1437 COND
γὰρ ведь 1063 CONJ
εἰσέλθῃ войдёт 1525 V-2AAS-3S
εἰς в 1519 PREP
συναγωγὴν синагогу 4864 N-ASF
ὑμῶν вашу 5216 P-2GP
ἀνὴρ муж 435 N-NSM
χρυσοδακτύλιος с золотыми кольцами 5554 A-NSM
ἐν в 1722 PREP
ἐσθῆτι одежде 2066 N-DSF
λαμπρᾷ, светлой, 2986 A-DSF
εἰσέλθῃ войдёт 1525 V-2AAS-3S
δὲ же 1161 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
πτωχὸς нищий 4434 A-NSM
ἐν в 1722 PREP
ῥυπαρᾷ грязной 4508 A-DSF
ἐσθῆτι, одежде, 2066 N-DSF
3
ἐπιβλέψητε посмо́трите 1914 V-AAS-2P
δὲ же 1161 CONJ
ἐπὶ на 1909 PREP
τὸν  3588 T-ASM
φοροῦντα носящего 5409 V-PAP-ASM
τὴν  3588 T-ASF
ἐσθῆτα одежду 2066 N-ASF
τὴν  3588 T-ASF
λαμπρὰν светлую 2986 A-ASF
καὶ и 2532 CONJ
εἴπητε, скажете, 2036 V-2AAS-2P
Σὺ Ты 4771 P-2NS
κάθου сиди 2521 V-PNM-2S
ὧδε здесь 5602 ADV
καλῶς, хорошо, 2573 ADV
καὶ и 2532 CONJ
τῷ  3588 T-DSM
πτωχῷ нищему 4434 A-DSM
εἴπητε, скажете, 2036 V-2AAS-2P
Σὺ Ты 4771 P-2NS
στῆθι стань 2476 V-2AAM-2S
ἐκεῖ там 1563 ADV
 1510 PRT
κάθου сиди 2521 V-PNM-2S
ὑπὸ у 5259 PREP
τὸ  3588 T-ASN
ὑποπόδιόν подножия 5286 N-ASN
μου, моего, 3450 P-1GS
4
οὐ не 3739 PRT-N
διεκρίθητε установили различия вы 1252 V-API-2P
ἐν в 1722 PREP
ἑαυτοῖς себе 1438 F-2DPM
καὶ и 2532 CONJ
ἐγένεσθε сделались 1096 V-2ADI-2P
κριταὶ судьями 2923 N-NPM
διαλογισμῶν расчётов 1261 N-GPM
πονηρῶν; дурных? 4190 A-GPM
5
Ἀκούσατε, Послушайте, 191 V-AAM-2P
ἀδελφοί братья 80 N-VPM
μου мои 3450 P-1GS
ἀγαπητοί. любимые. 27 A-VPM
οὐχ [Разве] не 3756 PRT-N
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
ἐξελέξατο избрал 1586 V-AMI-3S
τοὺς  3588 T-APM
πτωχοὺς нищих 4434 A-APM
τῷ  3588 T-DSM
κόσμῳ мира 2889 N-DSM
πλουσίους богатых 4145 A-APM
ἐν в 1722 PREP
πίστει вере 4102 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
κληρονόμους наследников 2818 N-APM
τῆς  3588 T-GSF
βασιλείας царства 932 N-GSF
ἧς которое 3739 R-GSF
ἐπηγγείλατο Он пообещал 1861 V-ADI-3S
τοῖς  3588 T-DPM
ἀγαπῶσιν любящим 25 V-PAP-DPM
αὐτόν; Его? 846 P-ASM
6
ὑμεῖς Вы 5210 P-2NP
δὲ же 1161 CONJ
ἠτιμάσατε обесчестили 818 V-AAI-2P
τὸν  3588 T-ASM
πτωχόν. нищего. 4434 A-ASM
οὐχ [Разве] не 3756 PRT-N
οἱ  3588 T-NPM
πλούσιοι богатые 4145 A-NPM
καταδυναστεύουσιν применяют силу против 2616 V-PAI-3P
ὑμῶν, вас, 5216 P-2GP
καὶ и 2532 CONJ
αὐτοὶ они 846 P-NPM
ἕλκουσιν тащат 1670 V-PAI-3P
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
εἰς в 1519 PREP
κριτήρια; суды? 2922 N-APN
7
οὐκ Не 3756 PRT-N
αὐτοὶ они 846 P-NPM
βλασφημοῦσιν хулят 987 V-PAI-3P
τὸ  3588 T-ASN
καλὸν хорошее 2570 A-ASN
ὄνομα имя 3686 N-ASN
τὸ  3588 T-ASN
ἐπικληθὲν наречённое 1941 V-APP-ASN
ἐφ᾽ на 1909 PREP
ὑμᾶς; вас? 5209 P-2AP
8
εἰ Если 1487 COND
μέντοι однако 3305 CONJ
νόμον закон 3551 N-ASM
τελεῖτε совершаете 5055 V-PAI-2P
βασιλικὸν царский 937 A-ASM
κατὰ по 2596 PREP
τὴν  3588 T-ASF
γραφήν, писанию, 1124 N-ASF
Ἀγαπήσεις Будешь любить 25 V-FAI-2S
τὸν  3588 T-ASM
πλησίον ближнего 4139 ADV
σου твоего 4675 P-2GS
ὡς как 5613 ADV
σεαυτόν, тебя самого, 4572 F-2ASM
καλῶς хорошо 2573 ADV
ποιεῖτε· делаете; 4160 V-PAI-2P
9
εἰ если 1487 COND
δὲ же 1161 CONJ
προσωπολημπτεῖτε, выказываете лицемерие, 4380 V-PAI-2P
ἁμαρτίαν грех 266 N-ASF
ἐργάζεσθε, делаете, 2038 V-PNI-2P
ἐλεγχόμενοι обличаемые 1651 V-PPP-NPM
ὑπὸ от 5259 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
νόμου закона 3551 N-GSM
ὡς как 5613 ADV
παραβάται. преступники. 3848 N-NPM
10
ὅστις Тот, который 3748 R-NSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὅλον весь 3650 A-ASM
τὸν  3588 T-ASM
νόμον закон 3551 N-ASM
τηρήσῃ, соблюдает, 5083 V-AAS-3S
πταίσῃ споткнётся 4417 V-AAS-3S
δὲ же 1161 CONJ
ἐν в 1722 PREP
ἑνί, одном, 1762 A-DSM
γέγονεν сделается 1096 V-2RAI-3S
πάντων [во] всём 3956 A-GPM
ἔνοχος. виновным. 1777 A-NSM
11
 3588 T-NSM
γὰρ Ведь 1063 CONJ
εἰπών, Сказавший, 2036 V-2AAP-NSM
Μὴ Не 3361 PRT-N
μοιχεύσῃς, соверши прелюбодеяние, 3431 V-AAS-2S
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
καί, и, 2532 CONJ
Μὴ Не 3361 PRT-N
φονεύσῃς· убей; 5407 V-AAS-2S
εἰ если 1487 COND
δὲ же 1161 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
μοιχεύεις, совершая прелюбодеяние, 3431 V-PAI-2S
φονεύεις убиваешь 5407 V-PAI-2S
δέ, же, 1161 CONJ
γέγονας ты сделался 1096 V-2RAI-2S
παραβάτης преступник 3848 N-NSM
νόμου. закона. 3551 N-GSM
12
οὕτως Так 3779 ADV
λαλεῖτε говорите 2980 V-PAM-2P
καὶ и 2532 CONJ
οὕτως так 3779 ADV
ποιεῖτε делаете 4160 V-PAM-2P
ὡς как 5613 ADV
διὰ по 1223 PREP
νόμου закону 3551 N-GSM
ἐλευθερίας свободы 1657 N-GSF
μέλλοντες готовящиеся 3195 V-PAP-NPM
κρίνεσθαι. быть судимыми. 2919 V-PPN
13
 1510 T-NSF
γὰρ Ведь 1063 CONJ
κρίσις суд 2920 N-NSF
ἀνέλεος немилостив 448 A-NSF
τῷ  3588 T-DSM
μὴ не 3361 PRT-N
ποιήσαντι сделавшему 4160 V-AAP-DSM
ἔλεος· милость; 1656 N-ASN
κατακαυχᾶται торжествует 2620 V-PNI-3S
ἔλεος милость 1656 N-NSN
κρίσεως. суда. 2920 N-GSF
14
Τί Что 5100 I-NSN
τὸ  3588 T-NSN
ὄφελος, польза, 3786 N-NSN
ἀδελφοί братья 80 N-VPM
μου, мои, 3450 P-1GS
ἐὰν если 1437 COND
πίστιν веру 4102 N-ASF
λέγῃ будет говорить 3004 V-PAS-3S
τις кто 5100 X-NSM
ἔχειν, имеет, 2192 V-PAN
ἔργα дела́ 2041 N-APN
δὲ же 1161 CONJ
μὴ не 3361 PRT-N
ἔχῃ; будет иметь? 2192 V-PAS-3S
μὴ Не 3361 PRT-N
δύναται может 1410 V-PNI-3S
 1510 T-NSF
πίστις вера 4102 N-NSF
σῶσαι спасти 4982 V-AAN
αὐτόν; его? 846 P-ASM
15
ἐὰν Если 1437 COND
ἀδελφὸς брат 80 N-NSM
 1510 PRT
ἀδελφὴ сестра 79 N-NSF
γυμνοὶ нагие 1131 A-NPM
ὑπάρχωσιν будут пребывать 5225 V-PAS-3P
καὶ и 2532 CONJ
λειπόμενοι имеющие недостаток 3007 V-PPP-NPM
τῆς  3588 T-GSF
ἐφημέρου ежедневной 2184 A-GSF
τροφῆς, пищи, 5160 N-GSF
16
εἴπῃ скажет 2036 V-2AAS-3S
δέ же 1161 CONJ
τις кто 5100 X-NSM
αὐτοῖς им 846 P-DPM
ἐξ из 1537 PREP
ὑμῶν, вас, 5216 P-2GP
Ὑπάγετε Идите 5217 V-PAM-2P
ἐν в 1722 PREP
εἰρήνῃ, мире, 1515 N-DSF
θερμαίνεσθε грейтесь 2328 V-PEM-2P
καὶ и 2532 CONJ
χορτάζεσθε, насыщайтесь, 5526 V-PPM-2P
μὴ не 3361 PRT-N
δῶτε даст 1325 V-2AAS-2P
δὲ же 1161 CONJ
αὐτοῖς им 846 P-DPM
τὰ  3588 T-APN
ἐπιτήδεια необходимое 2006 A-APN
τοῦ  3588 T-GSN
σώματος, телу, 4983 N-GSN
τί какая 5100 I-NSN
τὸ  3588 T-NSN
ὄφελος; польза? 3786 N-NSN
17
οὕτως Так 3779 ADV
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
πίστις, вера, 4102 N-NSF
ἐὰν если 3362 COND
μὴ не 3362 PRT-N
ἔχῃ будет иметь 2192 V-PAS-3S
ἔργα, дел, 2041 N-APN
νεκρά мертва 3498 A-NSF
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
καθ᾽ по 2596 PREP
ἑαυτήν. себе самой. 1438 F-3ASF
18
Ἀλλ᾽ Но 235 CONJ
ἐρεῖ скажет 2046 V-FAI-3S
τις, кто, 5100 X-NSM
Σὺ Ты 4771 P-2NS
πίστιν веру 4102 N-ASF
ἔχεις имеешь 2192 V-PAI-2S
κἀγὼ и я 2504 P-1NS-K
ἔργα дела́ 2041 N-APN
ἔχω. имею. 2192 V-PAI-1S
δεῖξόν Покажи 1166 V-AAM-2S
μοι мне 3427 P-1DS
τὴν  3588 T-ASF
πίστιν веру 4102 N-ASF
σου твою 4675 P-2GS
χωρὶς без 5565 ADV
τῶν  3588 T-GPN
ἔργων, дел, 2041 N-GPN
κἀγώ и я 2504 P-1NS-K
σοι тебе 4671 P-2DS
δείξω покажу 1166 V-FAI-1S
ἐκ из 1537 PREP
τῶν  3588 T-GPN
ἔργων дел 2041 N-GPN
μου моих 3450 P-1GS
τὴν  3588 T-ASF
πίστιν. веру. 4102 N-ASF
19
σὺ Ты 4771 P-2NS
πιστεύεις веришь 4100 V-PAI-2S
ὅτι что 3754 CONJ
εἷς один 1519 A-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
θεός; Бог? 2316 N-NSM
καλῶς Хорошо 2573 ADV
ποιεῖς· делаешь; 4160 V-PAI-2S
καὶ и 2532 CONJ
τὰ  3588 T-NPN
δαιμόνια демоны 1140 N-NPN
πιστεύουσιν верят 4100 V-PAI-3P
καὶ и 2532 CONJ
φρίσσουσιν. трясутся. 5425 V-PAI-3P
20
θέλεις Желаешь 2309 V-PAI-2S
δὲ же 1161 CONJ
γνῶναι, познать, 1097 V-2AAN
 3739 INJ
ἄνθρωπε человек 444 N-VSM
κενέ, пустой, 2756 A-VSM
ὅτι что 3754 CONJ
 1510 T-NSF
πίστις вера 4102 N-NSF
χωρὶς без 5565 ADV
τῶν  3588 T-GPN
ἔργων дел 2041 N-GPN
ἀργή бездейственна 692 A-NSF
ἐστιν; есть? 1510 V-PAI-3S
21
Ἀβραὰμ Авраам 11 N-PRI
 3588 T-NSM
πατὴρ отец 3962 N-NSM
ἡμῶν наш 2257 P-1GP
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐξ из 1537 PREP
ἔργων дел 2041 N-GPN
ἐδικαιώθη, был признан правым, 1344 V-API-3S
ἀνενέγκας вознёсший 399 V-AAP-NSM
Ἰσαὰκ Исаака 2464 N-PRI
τὸν  3588 T-ASM
υἱὸν сына 5207 N-ASM
αὐτοῦ своего 846 P-GSM
ἐπὶ на 1909 PREP
τὸ  3588 T-ASN
θυσιαστήριον; жертвенник? 2379 N-ASN
22
βλέπεις Видишь 991 V-PAI-2S
ὅτι что 3754 CONJ
 1510 T-NSF
πίστις вера 4102 N-NSF
συνήργει содействовала 4903 V-IAI-3S
τοῖς  3588 T-DPN
ἔργοις делам 2041 N-DPN
αὐτοῦ его 846 P-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ἐκ от 1537 PREP
τῶν  3588 T-GPN
ἔργων дел 2041 N-GPN
 1510 T-NSF
πίστις вера 4102 N-NSF
ἐτελειώθη, была сделана совершенная, 5048 V-API-3S
23
καὶ и 2532 CONJ
ἐπληρώθη исполнилось 4137 V-API-3S
 1510 T-NSF
γραφὴ Писание 1124 N-NSF
 1510 T-NSF
λέγουσα, говорящее, 3004 V-PAP-NSF
Ἐπίστευσεν Поверил 4100 V-AAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
Ἀβραὰμ Авраам 11 N-PRI
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ, Богу, 2316 N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
ἐλογίσθη было засчитано 3049 V-API-3S
αὐτῷ ему 846 P-DSM
εἰς в 1519 PREP
δικαιοσύνην, праведность, 1343 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
φίλος дру́гом 5384 A-NSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἐκλήθη. назван. 2564 V-API-3S
24
ὁρᾶτε Видите 3708 V-PAI-2P
ὅτι что 3754 CONJ
ἐξ из 1537 PREP
ἔργων дел 2041 N-GPN
δικαιοῦται признается праведный 1344 V-PPI-3S
ἄνθρωπος человек 444 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐκ от 1537 PREP
πίστεως веры 4102 N-GSF
μόνον. только. 3440 ADV
25
ὁμοίως Подобно 3668 ADV
δὲ же 1161 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
Ῥαὰβ Раав 4460 N-PRI
 1510 T-NSF
πόρνη блудница 4204 N-NSF
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐξ из 1537 PREP
ἔργων дел 2041 N-GPN
ἐδικαιώθη, была признана правой, 1344 V-API-3S
ὑποδεξαμένη принявшая 5264 V-ADP-NSF
τοὺς  3588 T-APM
ἀγγέλους вестников 32 N-APM
καὶ и 2532 CONJ
ἑτέρᾳ другим 2087 A-DSF
ὁδῷ путём 3598 N-DSF
ἐκβαλοῦσα; выпустившая? 1544 V-2AAP-NSF
26
ὥσπερ Как 5618 ADV
γὰρ ведь 1063 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
σῶμα тело 4983 N-NSN
χωρὶς без 5565 ADV
πνεύματος духа 4151 N-GSN
νεκρόν мертво 3498 A-NSN
ἐστιν, есть, 1510 V-PAI-3S
οὕτως так 3779 ADV
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
πίστις вера 4102 N-NSF
χωρὶς без 5565 ADV
ἔργων дел 2041 N-GPN
νεκρά мертва 3498 A-NSF
ἐστιν. есть. 1510 V-PAI-3S

Комментарии Баркли

ЛИЦЕПРИЯТИЕ (Иак 2:1)

Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.

Лицеприятие — это употребляемое в Новом Завете выражение, означающее чрезмерное и несправедливое предпочтение одних перед другими из-за их богатства, влияния или известности. Новый Завет последовательно осуждает и клеймит этот порок. Уж в этом-то иудейские ортодоксальные руководители не обвиняли Иисуса, даже они вынуждены были признать, что Он поступает и говорит нелицеприятно (Лк 20:21; Мк 12:14; Мф 22:16). После посетившего его видения Петр познал, что Бог нелицеприятен (Деян 10:34). Павел был убежден в том, что Бог одинаково судит и язычников и иудеев, потому что нет лицеприятия у Бога (Рим 2:11). И в этом Павел вновь и вновь убеждает своих читателей (Еф 6:9; Кол 3:25).

У греческого слова просополемпсиа интересное происхождение. Оно происходит от выражения просопон ламбанейн. Просопон означает лицо, а ламбанейн имеет значение поднимать, возвышать, давать повышение. Греческое выражение является буквальным переводом древнееврейской фразы. Возвышение человека проявляется в особом отношении к нему и, соответственно — противоположно унижению кого-либо. Первоначально это слово не имело никакой негативной окраски; оно попросту означало приятие человека с почетом, с особым уважением. Пророк Малахия спрашивает, будет ли князь доволен и благосклонно ли примет людей, если они принесут ему в жертву животное с физическими недостатками (Мал 1:8, 9)? Слово лицеприятие очень скоро приобрело плохой смысл. Лицеприятием стали называть возвышение кого-либо, исходящее исключительно из социального положения этого человека, престижа, которым он пользуется, его власти или богатства. Бог обвиняет людей в том, что они не соблюдают путей Его и лицеприятствуют при отправлении правосудия (Мал 2:9). Величайшей особенностью Бога как раз и является Его нелицеприятие, равное отношение ко всем. В законе было записано: «Не делайте неправды на суде, не будь лицеприятен к нищему, и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего» (Лев 19:15). Здесь следует отметить еще вот что: человек может быть несправедлив, заискивая перед богатым, но может быть также несправедлив, окружая ореолом бедного. «Господь, — говорит Иисус, сын Сирахов, — есть судия, и нет у Него лицеприятия» (Сир 35:12).

Ветхий и Новый Заветы едины в осуждении лицеприятия в системе правосудия и предпочтительного отношения к одним перед другими, являющегося результатом раболепия перед человеком, его общественным положением, богатством или мирским влиянием. И этим пороком страдают более или менее почти все люди. «Богатый и бедный встречаются друг с другом, — говорится в книге Притчей Соломона, — того и другого создал Господь» (Притч 22:2). «Несправедливо, — говорит Иисус, сын Сирахов, — обеспечить разумного бедного, и не должно прославлять мужа грешного, если он богат» (Сир 10:26). Надо помнить, что пресмыкание перед толпой есть такое же лицеприятие, как и пособничество тирану.

ОПАСНОСТЬ СНОБИЗМА ВНУТРИ ЦЕРКВИ (Иак 2:2−4)

Иаков предупреждает, что в Церковь может вкрасться снобизм, чувство превосходства одних над другими. Он описывает, как в христианскую общину входят два человека. Один из них хорошо одет, пальцы его украшены перстнями. Хвастливые люди в древности носили перстни на каждом пальце, за исключением среднего, и даже по несколько перстней на одном пальце. Они даже брали перстни у других и надевали их, когда хотели произвести на кого-либо впечатление своим богатством. «Мы украшаем наши пальцы кольцами, — говорит Сенека, — и на каждый сустав надеваем по драгоценному камню». Климент Александрийский рекомендует христианам носить лишь один перстень, на мизинце. На нем должна быть какая-нибудь религиозная эмблема: голубка, рыба или якорь. Ношение перстня оправдывалось тем, что его можно было использовать как печать.

Так вот, в христианскую общину входит один человек, элегантно одетый, с многочисленными перстнями, а другой вошедший — бедный, в простой одежде, потому что ему нечего больше надеть, и без всяких украшений и драгоценных камней. Богатого встречают со всякими любезностями и уважением и проводят на особое почетное место, а бедного просят постоять или устроиться на полу, около скамеечки для ног богатого.

Следует отметить, что нарисованная Иаковом картина вовсе не была преувеличением — это видно из инструкций в современных ему молитвенниках. Вот один типичный отрывок из эфиопского списка «Статуса Апостолов»:
«Если войдут какие иные мужчина или женщина в прекрасных одеждах, братья из церковного прихода или из соседнего прихода, ты, священник, пока ты говоришь о Слове Божием, или слушаешь или читаешь, не лицеприятствуй и не прерывай проповедь для того, чтобы указать им места их, но оставайся спокойным, ибо братья примут их, и если для них не будет свободных мест, из низших братьев или сестер кто поднимется со своего места и освободит место для них... А если войдет бедная женщина или бедный мужчина из церковного прихода или из соседнего прихода и для них не будет свободного места, ты, священник, со всем радушием приготовь место таким людям, даже если тебе придется усесться на землю, ибо ты воздаешь уважение не человеку, а Богу».

И вот Иаков рисует подобную картину. Более того, он допускает, что проповедующий может приостановить службу при входе богатого человека и проводить его на особое место.

Вне всякого сомнения, в раннехристианской Церкви должны были возникнуть проблемы социального характера: ведь Церковь была единственным местом в древнем мире, где не существовало социальных различий. Должно быть, хозяин чувствовал себя не очень удобно, если ему приходилось сидеть рядом со своим рабом, или, если он приходил на богослужение, которое вел его раб. Пропасть между рабом, бывшим по закону всего лишь живым орудием, и хозяином, была настолько большой, что это могло вызвать трудности в сближении с обеих сторон. Кроме того, в эпоху своего зарождения Церковь была преимущественно бедной и простой, и поэтому, если богатый человек обращался ко Христу и примыкал к христианскому братству, у людей могло возникнуть желание сделать из него нечто особенное и видеть в нем особое приобретение для Христа.

Церковь должна быть тем местом, где стерты все различия. Когда люди встречаются в присутствии Царя славы, различия в чинах и заслугах должны исчезать. В присутствии Бога все земные различия значат меньше, чем прах, а земная праведность — меньше, чем презренные лохмотья. В присутствии Бога все люди равны.

Стих 4 представляет трудность для перевода. Греческое слово дискрифете имеет два значения:

1. Оно может значить: «Вы неустойчивы в ваших суждениях, если вы так поступаете», другими словами: «Если вы оказываете особые почести богатым, вы не видите разницы между мирскими мерилами и мерилами Божьими и не можете решить, которым же следовать».

2. Оно может значить: «Вы повинны в том, что признаете классовые различия, которых в христианском братстве не должно быть».

Нам представляется более уместным второе значение, потому что Иаков говорит далее: «Если вы так поступаете, вы становитесь судьями с худыми мыслями». Другими словами: «Вы нарушаете завет Того, Кто сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф 7:1).

СОКРОВИЩА НИЩЕТЫ И НИЩЕТА БОГАТСТВА (Иак 2:5−7)

«Бог, — говорил Авраам Линкольн, — должен любить простых людей, потому что он создал их». Христианство всегда несло особую весть бедным. В Своей первой проповеди в синагоге Назарета Иисус сказал: «Он помазал Меня благовествовать нищим» (Лк 4:18). На трудный вопрос Иоанна Крестителя Тот ли Он, Который должен прийти, Помазанник Божий, Иисус ответил: «Нищим проповедуется благая весть» (Мф 11:5). Первое из блаженств: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:3). А у Луки это выражено еще более определенно: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк 6:20). Когда Иисус был изгнан из синагог и проповедовал благую весть по большим дорогам, на горах и у берега моря, Он обращался к толпам простых людей. И в эпоху зарождения христианской Церкви бродячие проповедники обращали свои проповеди в первую очередь к массе простых людей. Христианская благая весть, в сущности, заключается в том, что тот, кто ни для кого ничего не значит, имеет большое значение для Бога. «Посмотрите, братия, кто вы призванные, — писал Павел, — не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1Кор 1:26).

Евангелие так много давало бедным, а от богатых столь много требовало, что в Церковь пришли как раз толпы бедных. Ведь именно простые люди с радостью слушали Иисуса, а богатый молодой человек ушел опечаленный, потому что был обладателем больших богатств. Иаков вовсе не закрывает двери Церкви перед богатыми, но он говорит, что Христова Благая Весть особенно дорога бедным людям. Она обращена к тем, к которым никто не обращается, и поэтому ей, прежде всего, внимают те, которых мир не ставит и в грош.

В обществе, в котором жил Иаков, богатые угнетали бедных. Они подавали на бедных в суд за их долги. Люди, стоявшие в самом низу социальной лестницы, были настолько бедны, что им едва хватало на жизнь, а заимодавцев было много и деньги они давали под грабительские проценты. В античном мире человека можно было арестовать без всякого ордера или постановления суда. Кредитор мог, встретив на улице своего должника, схватить его и, в буквальном смысле слова, «тащить» в суд. Вот так богатые и поступали по отношению к бедным; у них не было никакого сочувствия к людям, но только одна цель: отнять у человека последний грош. Иаков ненавидит поведение богача: такой богач бесчестит имя, которым называют христиан.

Христианами впервые стали в насмешку называть последователей Христа в Антиохии, может быть, потому что в день крещения над христианином произносили имя Христа. Иаков при этом употребляет слово еписалеисфаи, переведенное в Библии: называетесь, причем этим словом у греков обозначался факт принятия вышедшей замуж женщины имени ее мужа. Это же слово употреблялось тогда, когда ребенку давалось имя отца. Христианин принимает имя Христа крещением во имя Его. Крещение подобно вступлению в брак со Христом или же рождению и крещению в семью Христову. У богатых людей и господ должно было быть много причин бесславить имя христиан: раб, ставший христианином, обретал новую независимость; он больше не чувствовал трепета перед властью хозяина, наказания больше не пугали его и он смотрел в лицо хозяину, облаченный новым мужеством.

Он обретал новую честность. Он становился лучшим слугой, но, вместе с тем, он не хотел более служить орудием в мошенничествах и мелких интригах своего хозяина; он обретал новое чувство почитания Бога и настаивал на том, чтобы оставить работу в воскресенье, с тем, чтобы иметь возможность вместе с другими божьими людьми поклоняться Богу. У хозяина-рабовладельца, действительно, было достаточно поводов бесчестить имя христиан и проклинать имя Христа.

ЦАРСКИЙ ЗАКОН (Иак 2:8−11)

Иаков осуждал тех, кто оказывает особое внимание принявшему христианство богачу. «Но, — могут возразить Иакову, — закон учит меня любить ближнего, как самого себя, и потому мы обязаны приветствовать человека, входящего в церковь». «Отлично, — отвечает Иаков, — если вы действительно приветствуете такого человека потому, что любите его как самого себя, и оказываете такой же радушный прием, какой хотели бы встретить сами, это прекрасно. Но если вы оказываете ему особое радушие только потому, что он богат — это лицеприятие, грех и нарушение закона. Здесь нет ничего общего с соблюдением закона. Вы вовсе не любите своего ближнего, иначе бы вы не относились так пренебрежительно к бедняку. Так любят богатство, а закон против этого.

Великую заповедь «возлюби ближнего как самого себя» Иаков называет царским законом. Это выражение может иметь несколько значений. Оно может иметь значение закон высшего качества; оно может иметь значение закон, данный Царем царей; оно может иметь значение царь всех законов; оно может иметь значение закон, делающий людей царями и пригодный для царей. Исполнение этого величайшего закона делает человека царем над собой и царем среди людей. Это закон для царей и этот закон может сделать человека царем.

Далее Иаков излагает величайший принцип относительно закона Божия: нарушение любой части закона есть нарушение всего закона. Иудеи были вполне склонны видеть в законе ряд несвязанных между собой заповедей. Соблюдение одной засчитывается человеку в плюс, нарушение другой засчитываются ему в минус. Человек, по мнению иудеев, мог соблюдать одни заповеди и заслужить за это похвалу, в то время как несоблюдение других заповедей увеличивало, так сказать, его «штрафные очки». Сложив одни и вычтя другие, человек, по мнению некоторых учителей, мог оказаться в выигрыше. Существовала такая раввинская поговорка: «Благо тому, кто соблюдает один закон; дни его будут продлены и он унаследует землю (обетованную)». Многие раввины также считали, «что заповедь о субботе значит больше, чем все остальные» и потому соблюдение субботы отождествлялось с соблюдением закона.

Иаков же видит волю Божию во всем законе; нарушение любой его части есть преступление этой воли и, следовательно, грех. И это совершенно верно: человек, нарушивший любую часть закона, попросту становится грешником. Даже по человеческим нормам человек, нарушивший один закон, становится преступником. И потому Иаков утверждает: «Какими бы хорошими вы ни были в других отношениях, если относитесь к людям лицеприятно, вы поступаете против воли Божией и являетесь грешником».

В этом великая истина, которая и сегодня имеет такой же вес, как и в старину. Человек может быть хорошим почти во всех отношениях, но погубить свою добродетель одним проступком. Человек может быть высоконравственным в своих делах, чистым в своих речах и щепетильным в своей преданности, но если он при этом суров, самоуверен, негибок и черств, то добродетель его погублена.

И поэтому не будем забывать, что, хотя мы и можем утверждать, будто мы сделали много хороших дел и устояли против многих плохих, но в нас может быть нечто, что испортит все.

ЗАКОН СВОБОДЫ И МИЛОСЕРДИЕ (Иак 2:12−13)

Заканчивая свою мысль, Иаков обращает внимание своих читателей на два важных факта христианской жизни:

1. Христианин живет по закону свободы и судим он будет по закону свободы. Под этим Иаков подразумевает следующее: в отличие от фарисея и ортодоксального иудея христианин живет не по комплексу давящих на него извне норм и требований, а по внутренним требованиям любви; он идет по правильному пути — по пути любви к Богу и к людям вовсе не потому, что его принуждает к этому какой-то внешний закон или из страха наказания, а потому что пребывающая в нем любовь Христа побуждает его к этому.

2. Христианин должен всегда помнить, что на милосердие может уповать лишь тот, кто сам проявляет милосердие. Этот принцип проходит красной нитью через Священное Писание. Иисус, сын Сирахов, писал: «прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения; к подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих. Сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его?» (Сир 28:2−5). Иисус Христос говорил: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5:7). «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6:14−15). «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф 7:1−2). Иисус рассказал о наказании, постигшем раба, не захотевшего простить своего должника, и закончил притчу такими словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф 18:35).

Писание единодушно в том, что человек, рассчитывающий на милосердие, сам должен быть милосердным. А Иаков идет даже дальше этого, заявляя в конце, что милосердие торжествует над правосудием; под этим он подразумевает, что в судный день человек, проявивший милосердие, осознает, что его милосердие изгладило даже грехи его.

ВЕРА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДЕЛА (Иак 2:14−26)

Прежде, чем мы приступим к детальному изучению этого отрывка, мы должны рассмотреть его целиком, потому что этот отрывок часто используют для того, чтобы показать будто Иаков и Павел по-разному смотрели на один и тот же вопрос. Совершенно очевидно, что Павел делает ударение на том, что человек будет спасен лишь верой одной, и что свершения его при этом вовсе не будут иметь никакого значения. «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим 3:28). «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа...ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал 2:16). Часто утверждают, будто Иаков не просто высказывает другую точку зрения, а прямо возражает Павлу. Вот это-то мы и должны рассмотреть.

1. Для начала отметим, что Иаков ставит те же акценты, которые можно встретить во всем Новом Завете. Уже Иоанн Креститель проповедовал, что человек может доказать подлинность своего раскаяния лишь достойными свершениями (Мф 3:8; Лк 3:8). Иисус Христос проповедовал, что человек должен жить так, чтобы все видели его добрые дела и прославляли Отца Небесного (Мф 5:16). Иисус настаивал на том, что человек узнается по плодам его и что веру, выраженную лишь в словах, никаким образом нельзя поставить вровень с верой, выраженной в делах, в исполнении воли Божией (Мф 7:15−21). Да и Павел не оставлял этот аспект без внимания. Какие бы общетеоретические и богословские проблемы Павел ни рассматривал в своих посланиях, он всегда настаивал на том, что христианство проявляется в делах. Кроме того, Павел неоднократно подчеркивал значение добрых дел в христианской жизни. Он говорит, что Бог каждому воздаст по делам его (Рим 2:6), что каждый из нас за себя должен дать отчет Богу (Рим 14:12). Он призывает людей отвергнуть дела тьмы и облечься в оружие света (Рим 13:12). «Каждый получит свою награду по своему труду» (1Кор 3:8); все должны явиться пред судилище Христово и каждый получит соответственно по тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор 5:10). Христианин должен избавиться от своей старой природы и всех ее дел (Кол 3:9).

Мысль о том, что христианство человека должно проявляться в его поведении, как часть его христианской веры, проходит красной нитью через весь Новый Завет.

2. И, тем не менее, читая послание Иакова, складывается впечатление, что он придерживается иного, чем Павел, мнения, ибо, несмотря на приведенные нами мотивы, Павел делает главное ударение на благодати и вере, а Иаков — на делах и свершениях. Но надо отметить вот что — Иаков осуждает не точку зрения Павла, а ее извращение. Позиция Павла, сведенная к одному предложению, была следующей: «Веруй в Иисуса Христа и спасешься» (Деян 16:31). Но совершенно очевидно, что содержание этой фразы полностью зависит от содержания вкладываемого в слово «веруй». Веровать можно по-разному.

Вера может быть чисто умозрительной. Так, например, я верю, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов, и, если надо, я могу доказать это, но в моей жизни от этого ничего не меняется, я принимаю это, но это не оказывает никакого влияния на мою жизнь и на мои поступки. Но есть и другая вера: я верю, что 5+5=10 и не заплачу более десяти рублей за две плитки шоколада стоимостью пять рублей каждая — я не просто понимаю и помню этот факт, а поступаю соответственно.

Иаков возражает против веры первого типа, против того, чтобы приняв факт, не позволять ему оказывать какое-либо влияние на свою жизнь. Бесы в своем уме убеждены в существовании Бога; они даже приходят в дрожь от мысли о Нем, но их вера ничего не меняет в них. Павел же имел в виду веру второго типа. Для него вера в Иисуса значила переводить эту веру во все сферы жизни и жить соответственно.

Нетрудно извратить точку зрения Павла и выхолостить подлинное значение слова вера. Иаков ополчается не против учения Павла, а против извращающего ее варианта. Он осуждает вероисповедание, не проявляющееся в будничной жизни, а такое осуждение вполне поддержал бы и Павел.

3. Но даже с учетом этого, надо подчеркнуть еще одно различие между Иаковом и Павлом — они начинали в различные эпохи становления христианской жизни. Павел, стоявший у истоков, утверждал, что ни один человек не может заслужить Божьего прощения: инициатива должна исходить от добровольной благодати Божией, человек может лишь принять прощение, предложенное ему в Иисусе Христе.

Иаков же начинал много позже, в эпоху исповедующих христиан, людей, утверждавших, что они уже получили прощение и вступили в новые отношения с Богом. Такие люди, справедливо говорит Иаков, должны вести новый образ жизни, потому что они новые создания. Они прощены, теперь они должны показать, что стали святыми. А с этим Павел был бы совершенно согласен.

Но остается фактом, что никто не может спастись делами рук своих, но точно также никто не может спастись, не совершая добрых дел. Лучшей аналогией здесь может служить человеческая любовь. Любимый человек всегда уверен в том, что он не достоин быть любимым, и, в то же время, он уверен в том, что должен посвятить этому свою жизнь — стать достойным этой любви.

Различие между Иаковом и Павлом сводится к различию в отправной точке. Павел начинает с фундаментального факта. Ни один человек не может заработать или заслужить прощения Божьего, говорит он. Иаков же отталкивается от исповедующих христиан и настаивает на том, что человек должен показать и доказать свое христианство своими делами. Мы спасаемся не делами, мы спасены для дел — вот двойная истина христианской жизни. Павел делает ударение на первой, а Иаков — на второй половине. Они, в сущности, не противоречат друг другу, а дополняют друг друга; весть каждого из них имеет громадное значение для христианской веры. Пусть каждый, у кого есть такая вера и надежда, воплотит их в дела.

ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ И ЖИЗНЕННАЯ ПРАКТИКА (Иак 2:14−17)

Иаков не принимает вероисповедания, которое не проявляется в жизненной практике. В подтверждение своей мысли, он приводит яркую иллюстрацию: предположим, что у человека нет одежды, которая защищала бы его от холода, нет пищи для пропитания, а его друг выражает ему свое искреннее сочувствие и этим ограничивается, не попробовав даже облегчить положение несчастного. Какая от этого польза? Какой смысл в сочувствии, если оно не подкреплено стремлением воплотить его в практические дела? Вера без дел мертва. Этот отрывок особенно много говорил иудею.

1. Благотворительность была для иудея делом первостепенной важности, настолько важным, что благотворительность и праведность значили для него одно и то же. Считалось, что, когда человек придет на суд Божий, он сможет в качестве защиты и самооправдания сослаться только на оказанную им при жизни благотворительность. «Вера угасит пламень греха, — писал Иисус, сын Сирахов, — и милостыня очистит грехи» (Сир 3:30). В книге Товит читаем: «Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие» (Тов 4:7). Когда руководители Иерусалимской церкви одобрили обращение Павла к язычникам, они дали ему только один наказ: не забывать бедных (Гал 2:10). Этот призыв оказывать практическую помощь людям стал одной из самых великих и прекрасных сторон иудейской набожности.

2. Греческая религия не содержала особо выраженного пафоса сочувствия и благотворительности: греческие стоики стремились к апатии, полному отсутствию всяких чувств; целью их жизни была безмятежность; путь к совершенному спокойствию стоики искали в полном уходе от всех чувств; в жалости стоики видели лишь нарушение беспристрастного философского спокойствия, к которому нужно стремиться. Эпиктет говорил, что лишь тот, кто повинуется божественным заповедям, никогда не почувствует ни печали, ни жалости («Беседы» 3:24, 43). Римский поэт Вергилий, рисующий в «Георгиках» (2:498) портрет совершенно счастливого человека, не питает никакой жалости к бедняку и никакого сочувствия к страдающему, потому что такие чувства нарушили бы безмятежность. Это является полной противоположностью иудейской точке зрения. Стоики отождествляли блаженство с беспристрастностью и спокойствием, иудеи же отождествляли его с активным сопереживанием в несчастьях других.

3. Иаков глубоко прав: самое страшное для человека то, что он, вновь и вновь, испытывая благородные порывы и чувства, не попытается привести свои поступки в соответствие с этими порывами. И потому каждый раз уменьшается вероятность того, что он вообще будет способен так поступать. Можно даже сказать, что человек не имеет права испытывать сочувствия, если он, по крайней мере, не попытается воплотить его в дела. Чувства — это то, что нужно воплотить в жизнь ценой усилий и труда, ценой самодисциплины и жертв.

НЕ «ТО ИЛИ ДРУГОЕ», А «ТО И ДРУГОЕ» (Иак 2:18−19)

Иаков представляет себе, как кто-то возражает ему: «Вера — прекрасная вещь, но и дела прекрасны. И то, и другое — подлинное проявление настоящей веры. Но ведь не у каждого человека есть и то и другое вместе. У одного, может быть, есть вера, а у другого — дела. Кто-то проявляет себя в делах, а кто-то имеет веру. И каждый из них будет по-своему искренно религиозным». Оппонент считает веру и дела равноценными проявлениями христианской религии. Но Иакова не устраивает то или другое порознь; он считает, что проблема состоит не в наличии или отсутствии веры или дел. Проблема состоит в том, что религиозность обязательно должна включать и веру, и дела.

Вообще, христианство часто представляют в неверном свете, как религию «того или этого», но она должна быть религией и «того и другого».

1. В гармоничной жизни должно быть место и мысли, и действию. Обычно считают одного человека мыслящим человеком, а другого — человеком действия. Мыслящего человека представляют высиживающим в своем кабинете великие идеи, а человека действия — совершающим в обществе великие дела. Но все это не так. Мыслитель только наполовину человек, если он не воплощает свои идеи в дела. Он едва ли сможет подвигнуть других людей на какие-либо свершения, если сам не выйдет на поле битвы и не примет участие в борьбе. Как сказал Киплинг:

О, Англия — это сад.
А такие сады не делаются словом
«О, как красиво!», сидя в тени.
Потому что люди, лучшие чем мы,
Начали свою трудовую жизнь,
Взяв сломанные кухонные ножи,
Выкапывая сорняки на садовых дорожках.

Никто также не может стать настоящим человеком действия, предварительно не продумав те великие принципы, на которых основываются его дела.

2. В гармоничной жизни должно быть место и молитве, и усилию. Большой соблазн сокрыт в делении людей на две группы — на святых, проводящих свою жизнь коленопреклоненно в уединении и постоянной молитве, и тружеников, работающих все дни в пыли и в жаре. Но и эта картина не будет верной.

Говорят, что Мартин Лютер близко дружил с одним монахом, таким же убежденным сторонником Реформации, как сам Лютер, и они договорились, что Лютер отправится в мир и будет вести борьбу там, а второй — останется в келье и будет молиться за успех Лютера. Но однажды ночью монах увидел во сне одинокого жнеца на необъятном поле за невыполнимой работой. Жнец обернулся, и монах узнал в нем Мартина Лютера и он понял, что должен оставить келью и молитвы, чтобы пойти на помощь ему. Правда, есть и такие люди, которые из-за своего возраста или физической слабости могут только молиться, и их молитва действительно помогает другим и дает им силы. Но если здоровый и сильный человек считает, будто молитвы могут заменить усилия, то такие рассуждения лишь отговорка. Молитва и усилия должны идти рука об руку.

3. Во всякой уравновешенной жизни должны быть и вера, и дела. Вера может проявиться и утвердиться в делах. И лишь в вере можно решиться на дела и совершать их. Вера должна перейти в действие, ибо действие начинается лишь тогда, когда у человека есть вера.

ИСПЫТАНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВЕРЫ (Иак 2:20−26)

В подтверждение своей точки зрения Иаков приводит два примера: Авраам — величайший пример веры; Авраам доказал свою готовность принести в жертву Исаака, когда Бог испытывал его. Раав также была знаменитой героиней иудейских легенд. Она дала убежище соглядатаям, посланным высмотреть все в земле обетованной (Нав 2:1−21). В более поздних легендах говорится, что она стала прозелиткой иудейской веры, вышла замуж за Иисуса Навина и была прямым предком многих священников и пророков, в том числе Иезекииля и Иеремии. Своим поступком по отношению к соглядатаям она доказала свою веру.

Здесь прав и Павел, и Иаков. Если бы у Авраама не было веры, он не последовал бы Божьему призыву. Если бы у Раав не было веры, она никогда не рискнула бы связать свою судьбу с судьбой Израиля. И все же, если бы Авраам не был готов повиноваться Богу абсолютно во всем, его вера не была бы настоящей; а если бы Раав не рискнула всем, ее вера была бы тщетной.

Эти два примера показывают, что вера и дела не исключают друг друга; напротив — они нераздельны. Ни один человек не начнет действовать, если у него нет веры, а вера человека — тщетна, если она не подвигает его к действию. Вера и дела — это две стороны познания человеком Бога.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.