Римлянам 10 глава

Послание к Римлянам апостола Павла
Подстрочник Винокурова → Комментарии Баркли

Подстрочник Винокурова

1
Ἀδελφοί, Братья, 80 N-VPM
 1510 T-NSF
μὲν ведь 3303 PRT
εὐδοκία доброе намерение 2107 N-NSF
τῆς  3588 T-GSF
ἐμῆς моего 1699 S-1SGSF
καρδίας се́рдца 2588 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
δέησις мольба 1162 N-NSF
πρὸς к 4314 PREP
τὸν  3588 T-ASM
θεὸν Богу 2316 N-ASM
ὑπὲρ за 5228 PREP
αὐτῶν них 846 P-GPM
εἰς в 1519 PREP
σωτηρίαν. спасение. 4991 N-ASF
2
μαρτυρῶ Свидетельствую 3140 V-PAI-1S
γὰρ ведь 1063 CONJ
αὐτοῖς им 846 P-DPM
ὅτι что 3754 CONJ
ζῆλον рвение 2205 N-ASM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἔχουσιν, имеют, 2192 V-PAI-3P
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
κατ᾽ по 2596 PREP
ἐπίγνωσιν· познанию; 1922 N-ASF
3
ἀγνοοῦντες не знающие 50 V-PAP-NPM
γὰρ ведь 1063 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
δικαιοσύνην, праведность, 1343 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
ἰδίαν собственную 2398 A-ASF
[δικαιοσύνην] праведность 1343 N-ASF
ζητοῦντες ищущие 2212 V-PAP-NPM
στῆσαι, поставить, 2476 V-AAN
τῇ  3588 T-DSF
δικαιοσύνῃ праведности 1343 N-DSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
οὐχ не 3756 PRT-N
ὑπετάγησαν· были подчинены они; 5293 V-2API-3P
4
τέλος конец 5056 N-NSN
γὰρ ведь 1063 CONJ
νόμου Закона 3551 N-GSM
Χριστὸς Христос 5547 N-NSM
εἰς в 1519 PREP
δικαιοσύνην праведность 1343 N-ASF
παντὶ всякому 3956 A-DSM
τῷ  3588 T-DSM
πιστεύοντι. верящему. 4100 V-PAP-DSM
5
Μωϋσῆς Моисей 3475 N-NSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
γράφει пишет 1125 V-PAI-3S
τὴν  3588 T-ASF
δικαιοσύνην [о] праведности 1343 N-ASF
τὴν  3588 T-ASF
ἐκ из 1537 PREP
[τοῦ]  3588 T-GSM
νόμου Закона 3551 N-GSM
ὅτι что 3754 CONJ
 3588 T-NSM
ποιήσας сделавший 4160 V-AAP-NSM
αὐτὰ это 846 P-APN
ἄνθρωπος человек 444 N-NSM
ζήσεται будет жить 2198 V-FDI-3S
ἐν в 1722 PREP
αὐτοῖς. этом. 846 P-DPN
6
 1510 T-NSF
δὲ Же 1161 CONJ
ἐκ от 1537 PREP
πίστεως веры 4102 N-GSF
δικαιοσύνη праведность 1343 N-NSF
οὕτως так 3779 ADV
λέγει, говорит, 3004 V-PAI-3S
Μὴ Не 3361 PRT-N
εἴπῃς скажи 2036 V-2AAS-2S
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
καρδίᾳ сердце 2588 N-DSF
σου, твоём, 4675 P-2GS
Τίς Кто 5100 I-NSM
ἀναβήσεται взойдёт 305 V-FDI-3S
εἰς в 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
οὐρανόν; небо? 3772 N-ASM
τοῦτ᾽ Это 5124 D-NSN
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
Χριστὸν Христа 5547 N-ASM
καταγαγεῖν· низвести; 2609 V-2AAN
7
ἤ, или, 1510 PRT
Τίς Кто 5100 I-NSM
καταβήσεται сойдёт 2597 V-FDI-3S
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἄβυσσον; бездну? 12 N-ASF
τοῦτ᾽ Это 5124 D-NSN
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
Χριστὸν Христа 5547 N-ASM
ἐκ из 1537 PREP
νεκρῶν мёртвых 3498 A-GPM
ἀναγαγεῖν. возвести. 321 V-2AAN
8
ἀλλὰ Но 235 CONJ
τί что 5100 I-ASN
λέγει; говорит? 3004 V-PAI-3S
Ἐγγύς Близко 1451 ADV
σου [к] тебе 4675 P-2GS
τὸ  3588 T-NSN
ῥῆμά слово 4487 N-NSN
ἐστιν, есть, 1510 V-PAI-3S
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
στόματί устах 4750 N-DSN
σου твоих 4675 P-2GS
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
καρδίᾳ сердце 2588 N-DSF
σου· твоём; 4675 P-2GS
τοῦτ᾽ это 5124 D-NSN
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
τὸ  3588 T-NSN
ῥῆμα слово 4487 N-NSN
τῆς  3588 T-GSF
πίστεως веры 4102 N-GSF
которое 3588 R-ASN
κηρύσσομεν. возвещаем. 2784 V-PAI-1P
9
ὅτι Потому что 3754 CONJ
ἐὰν если 1437 COND
ὁμολογήσῃς признаешь 3670 V-AAS-2S
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
στόματί устах 4750 N-DSN
σου твоих 4675 P-2GS
κύριον Го́спода 2962 N-ASM
Ἰησοῦν, Иисуса, 2424 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
πιστεύσῃς поверишь 4100 V-AAS-2S
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
καρδίᾳ сердце 2588 N-DSF
σου твоём 4675 P-2GS
ὅτι что 3754 CONJ
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ἤγειρεν воскресил 1453 V-AAI-3S
ἐκ из 1537 PREP
νεκρῶν, мёртвых, 3498 A-GPM
σωθήσῃ· будешь спасён; 4982 V-FPI-2S
10
καρδίᾳ сердцем 2588 N-DSF
γὰρ ведь 1063 CONJ
πιστεύεται верится 4100 V-PPI-3S
εἰς для 1519 PREP
δικαιοσύνην, праведности, 1343 N-ASF
στόματι устами 4750 N-DSN
δὲ же 1161 CONJ
ὁμολογεῖται признаётся 3670 V-PPI-3S
εἰς для 1519 PREP
σωτηρίαν. спасения. 4991 N-ASF
11
λέγει Говорит 3004 V-PAI-3S
γὰρ ведь 1063 CONJ
 1510 T-NSF
γραφή, Писание, 1124 N-NSF
Πᾶς Всякий 3956 A-NSM
 3588 T-NSM
πιστεύων верящий 4100 V-PAP-NSM
ἐπ᾽ в 1909 PREP
αὐτῷ Него 846 P-DSM
οὐ не 3739 PRT-N
καταισχυνθήσεται. будет пристыжён. 2617 V-FPI-3S
12
οὐ Не 3739 PRT-N
γάρ ведь 1063 CONJ
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
διαστολὴ различие 1293 N-NSF
Ἰουδαίου иудея 2453 A-GSM
τε же 5037 PRT
καὶ и 2532 CONJ
Ἕλληνος, эллина, 1672 N-GSM
 3588 T-NSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
αὐτὸς тот же 846 P-NSM
κύριος Господь 2962 N-NSM
πάντων, всех, 3956 A-GPM
πλουτῶν сущий богатый 4147 V-PAP-NSM
εἰς для 1519 PREP
πάντας всех 3956 A-APM
τοὺς  3588 T-APM
ἐπικαλουμένους призывающих 1941 V-PMP-APM
αὐτόν· Его; 846 P-ASM
13
Πᾶς Всякий 3956 A-NSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὃς который 3739 R-NSM
ἂν  302 PRT
ἐπικαλέσηται призовёт 1941 V-AMS-3S
τὸ  3588 T-ASN
ὄνομα имя 3686 N-ASN
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
σωθήσεται. будет спасён. 4982 V-FPI-3S
14
Πῶς Как 4459 ADV-I
οὖν итак 3767 CONJ
ἐπικαλέσωνται они призвали бы 1941 V-AMS-3P
εἰς в 1519 PREP
ὃν Которого 3739 R-ASM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐπίστευσαν; поверили? 4100 V-AAI-3P
πῶς Как 4459 ADV-I
δὲ же 1161 CONJ
πιστεύσωσιν поверили [бы] 4100 V-AAS-3P
οὗ Которого 3739 R-GSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἤκουσαν; услышали? 191 V-AAI-3P
πῶς Как 4459 ADV-I
δὲ же 1161 CONJ
ἀκούσωσιν услышали [бы] 191 V-AAS-3P
χωρὶς без 5565 ADV
κηρύσσοντος; возвещающего? 2784 V-PAP-GSM
15
πῶς Как 4459 ADV-I
δὲ же 1161 CONJ
κηρύξωσιν они возвестили бы 2784 V-AAS-3P
ἐὰν если 3362 COND
μὴ не 3362 PRT-N
ἀποσταλῶσιν; будут посланы? 649 V-2APS-3P
καθὼς Как 2531 ADV
γέγραπται, написано, 1125 V-RPI-3S
Ὡς Как 5613 ADV
ὡραῖοι прекрасны 5611 A-NPM
οἱ  3588 T-NPM
πόδες но́ги 4228 N-NPM
τῶν  3588 T-GPM
εὐαγγελιζομένων благовозвещающих 2097 V-PMP-GPM
[τὰ]  3588 T-APN
ἀγαθά. доброе. 18 A-APN
16
Ἀλλ᾽ Но 235 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
πάντες все 3956 A-NPM
ὑπήκουσαν послушались 5219 V-AAI-3P
τῷ  3588 T-DSN
εὐαγγελίῳ· благовестия; 2098 N-DSN
Ἠσαΐας Исаия 2268 N-NSM
γὰρ ведь 1063 CONJ
λέγει, говорит, 3004 V-PAI-3S
Κύριε, Господи, 2962 N-VSM
τίς кто 5100 I-NSM
ἐπίστευσεν поверил 4100 V-AAI-3S
τῇ  3588 T-DSF
ἀκοῇ слуху 189 N-DSF
ἡμῶν; нашему? 2257 P-1GP
17
ἄρα Итак 686 PRT
 1510 T-NSF
πίστις вера 4102 N-NSF
ἐξ из 1537 PREP
ἀκοῆς, слуха, 189 N-GSF
 1510 T-NSF
δὲ же 1161 CONJ
ἀκοὴ слух 189 N-NSF
διὰ через 1223 PREP
ῥήματος слово 4487 N-GSN
Χριστοῦ. Христа. 5547 N-GSM
18
ἀλλὰ Но 235 CONJ
λέγω, говорю, 3004 V-PAI-1S
μὴ не [разве] 3378 PRT-N
οὐκ не 3378 PRT-N
ἤκουσαν; услышали они? 191 V-AAI-3P
μενοῦνγε, На самом деле, 3304 PRT
Εἰς Во 1519 PREP
πᾶσαν всякую 3956 A-ASF
τὴν  3588 T-ASF
γῆν землю 1093 N-ASF
ἐξῆλθεν вышел 1831 V-2AAI-3S
 3588 T-NSM
φθόγγος голос 5353 N-NSM
αὐτῶν, их, 846 P-GPM
καὶ и 2532 CONJ
εἰς в 1519 PREP
τὰ  3588 T-APN
πέρατα пределы 4009 N-APN
τῆς  3588 T-GSF
οἰκουμένης обитаемой [земли́] 3625 N-GSF
τὰ  3588 T-NPN
ῥήματα слова́ 4487 N-NPN
αὐτῶν. их. 846 P-GPM
19
ἀλλὰ Но 235 CONJ
λέγω, говорю, 3004 V-PAI-1S
μὴ не [разве] 3361 PRT-N
Ἰσραὴλ Израиль 2474 N-PRI
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔγνω; узнал? 1097 V-2AAI-3S
πρῶτος Первый 4413 A-NSM-S
Μωϋσῆς Моисей 3475 N-NSM
λέγει, говорит, 3004 V-PAI-3S
Ἐγὼ Я 1473 P-1NS
παραζηλώσω сделаю ревнивыми 3863 V-FAI-1S
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
ἐπ᾽ на 1909 PREP
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔθνει, народ, 1484 N-DSN
ἐπ᾽ на 1909 PREP
ἔθνει народ 1484 N-DSN
ἀσυνέτῳ бестолковый 801 A-DSN
παροργιῶ сделаю гневными 3949 V-FAI-1S
ὑμᾶς. вас. 5209 P-2AP
20
Ἠσαΐας Исаия 2268 N-NSM
δὲ же 1161 CONJ
ἀποτολμᾷ осмеливается 662 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
λέγει, говорит, 3004 V-PAI-3S
Εὑρέθην Я был найден 2147 V-API-1S
[ἐν] в 1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPM
ἐμὲ Меня 1691 P-1AS
μὴ не 3361 PRT-N
ζητοῦσιν, ищущих, 2212 V-PAP-DPM
ἐμφανὴς явный 1717 A-NSM
ἐγενόμην оказался 1096 V-2ADI-1S
τοῖς  3588 T-DPM
ἐμὲ Меня 1691 P-1AS
μὴ не 3361 PRT-N
ἐπερωτῶσιν. спрашивающим. 1905 V-PAP-DPM
21
πρὸς К 4314 PREP
δὲ же 1161 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
Ἰσραὴλ Израилю 2474 N-PRI
λέγει, говорит, 3004 V-PAI-3S
Ὅλην Весь 3650 A-ASF
τὴν  3588 T-ASF
ἡμέραν день 2250 N-ASF
ἐξεπέτασα Я распростёр 1600 V-AAI-1S
τὰς  3588 T-APF
χεῖράς ру́ки 5495 N-APF
μου Мои 3450 P-1GS
πρὸς к 4314 PREP
λαὸν народу 2992 N-ASM
ἀπειθοῦντα непокоряющемуся 544 V-PAP-ASM
καὶ и 2532 CONJ
ἀντιλέγοντα. противоречащему. 483 V-PAP-ASM

Комментарии Баркли

НЕУМЕСТНОЕ РВЕНИЕ (Рим 10:1−13)

Павел высказал несколько неприятных для иудеев мыслей. Он говорил им истины, которые тяжело было слышать и принимать. Весь раздел от главы 9 до 11 Послания к Римлянам осуждает отношения израильтян к Богу. Но от начала до конца в нём отсутствует и гнев: в нём звучит лишь страстное тоскующее желание и искренняя тоска. Единственное желание Павла — спасти иудеев.

Если мы хотим привлечь людей к христианской вере, наше отношение должно быть именно таким же. Знаменитые проповедники знали это. «Не бранитесь», говорил один из них. «Всегда старайтесь не повышать голоса», говорил другой. Один из великих современных проповедников определил проповедь «умалением людей». Иисус оплакивал Иерусалим. Нам знакома проповедь, которая гневными словами проклинает грешников, но Павел всегда говорит истину с любовью.

Павел был вполне готов согласиться с тем, что иудеи «имеют ревность по Боге»; но он также видел, что эта ревность была неправильно направлена. Иудейская религия была основана на выполнении закона. Однако ясно, что такое повиновение мог оказывать только человек, относящийся чрезвычайно серьёзно к своей религии. Это было не просто. Повиновение могло часто вызывать крайние затруднения и осложнять жизнь различными неприятностями.

Возьмём, например, закон субботы. В нём было установлено, какое расстояние человек может пройти в субботу. Там также было установлено, что человек может поднимать предмет не тяжелее двух сушеных винных ягод, что никакой пищи в субботу нельзя готовить. В случае болезни, в субботу можно было предпринимать меры, предотвращающие ухудшение состояния больного, но нельзя ничего делать для поправления его здоровья. Ещё и в настоящее время есть в этой стране ортодоксальные иудеи, которые в субботу не поправят огня в печи и не включат света. Если все же необходимо поправить огонь в печи, то на это нанимают язычника. Достаточно богатые иудеи иногда устанавливают реле времени, включающее свет в сумерки в субботу, чтобы не делать этого самим.

Это достойно не улыбки, а восхищения. Идти путём, начертанным законом, было не просто. Никто и не стал бы на него, если бы он не принимал его серьёзно. Иудеи всегда были усердными и остались такими доныне. Павлу было не трудно воздать им должное в этом, но их усердие было неправильно применено и неверно направлено.

В четвёртой книге Маккавеев приводится поразительный случай. Иудейский жрец Елеазар был приведён к Антиоху Епифану, поставившему перед собою цель искоренить иудейскую религию. Антиох приказал Елеазару есть свинину. Старый жрец отказался. «Нет, даже если ты вырвешь мои глаза и сожжёшь мои внутренности. Мы, о Антиох, — сказал он, — живущие в соответствии с божественным законом, не представляем себе повинности более обязывающей, чем повиновение нашему закону». Если даже и умереть, то так, чтобы отцы приняли его как «святого и непорочного». Его приказали отстегать кнутом. «Кнуты рвали с него мясо, кровь ручьями потекла и рёбра его обнажились от ран». Он упал и солдат ударил его ногой. Его стойкость вызвала сострадание у солдат и они принесли ему приправленное мясо — не свинину — и сказали ему, чтобы он ел его и сказал, что он ел свинину. Он отказался. В конце концов, его убили. «За Твой закон от жгучих мучений умираю», стонал он в молитве. «Он противился», говорит автор, «ради закона до смертельной агонии».

И ради чего всё это? Из-за свинины: есть или не есть её. Кажется непостижимым, что человек должен умереть таким образом ради такого закона. Но иудеи умирали так. Воистину, они с рвением и усердием относились к закону. Никто не может сказать, что они не были безрассудно серьёзными в своём служении Богу.

Они считали, что таким повиновением закону человек заслужит доверие Господа. Ничто не показывает лучше взгляды иудеев, чем их деление человечества на три класса. Были благочестивые, то есть те, которые добивались положительного баланса; но были и неблагочестивые, которые имели отрицательный баланс, имелись же ещё и такие, которые находились между положительным и отрицательным балансом, которые, сделав ещё одно хорошее дело, попадали в класс благочестивых. Всё это сводилось к закону и деяниям. На это Павел отвечает: «Конец закона — Христос». Под этим он подразумевает следующее: «Христос — конец законного подхода». Отношения между Богом и человеком более не являются отношениями между заимодавцем и должником, чиновником и служащим, судьей и подсудимым. Благодаря Иисусу Христу, человек более не стоит перед задачей удовлетворить требования Божественной справедливости; ему нужно только принять Его любовь. Он более не должен заслуживать расположения Бога; ему надо только принять Его благодать, любовь и милосердие, которые ему даются совершенно безвозмездно.

Для доказательства этого Павел пользуется двумя цитатами из Ветхого Завета. Сперва он приводит цитату из Лев 18:5, где сказано, что если человек точно исполняет заветы закона, он обретёт жизнь. Это правда — но никто никогда не сделал этого. Далее Павел цитирует Втор 30:12−13, где Моисей говорит, что закон Божий не является недоступным и невозможным; он в устах человека, в его жизни и сердце. В этом отрывке Павел говорит аллегорично: не наши усилия привели Христа в этот мир и воскресили Его. И не нашими деяниями заслужено великодушие. Всё свершено для нас и нам остаётся лишь принять это.

Стихи 9 и 10 имеют первостепенное значение. В них изложена основа первого христианского вероисповедания:

1) Человек должен признать Иисуса Христа Господом. Слово куриос означает Господь. Оно является ключевым для раннего христианства, и имеет четыре различные по степени значения: (а) Обычное обращение, выражающее уважение к человеку, подобно русскому «государь», (б) Обычный титул римских императоров, (в) Обычный титул греческих богов, стоящий перед именем Бога. Куриос серапис — это Господь Бог. (г) В греческих переводах иудейских священных книг «куриос» обычно употребляется для перевода Божественного имени Ягве, Иегова. Поэтому, если человек называл Иисуса куриос, он равнял его с императором и Богом. Он этим давал ему самое почётное место в своей жизни; он обещал ему своё безоговорочное послушание и благоговейное почитание. Назвать Иисуса «куриос» значило считать его единственным в своём роде. Поэтому человек-христианин должен понимать эту абсолютную уникальность Иисуса Христа.

2) Человек должен верить, что Иисус воскрес из мёртвых. Воскресение из мёртвых имело принципиальное значение для христианской веры. Христианин должен верить не только в то, что Иисус жил, но и что Он живёт. Он не только должен знать о Христе, но он должен знать Его. Христианин не изучает историческую личность, какой бы великой она ни была; он живёт с реальной действительностью. Христианин должен знать не только Христа мученика, но и Христа победителя.

3) Человек не только должен верить сердцем; он должен исповедовать свою веру своими устами. Христианство — это вера плюс исповедание её. Оно включает свидетельство перед людьми. Не только Бог, но и наши соплеменники должны знать за кого мы.

Иудею было бы трудно поверить, что путь к Богу лежит не через закон; такая вера и такое принятие были потрясающе и невероятно новыми для него. Ему было бы также трудно поверить, что путь к Богу открыт каждому. В его представлении язычники находились совсем не в том положении, в котором были иудеи. Поэтому Павел завершает свой аргумент цитатой из Ис 28:16: «верующий в него не постыдится». Здесь нет слова о законе; всё основано на вере. Потом Павел цитирует Иоиля 2;32: «Всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся». Здесь нет никаких ограничений: обещание дано каждому; нет никакого различия между иудеем и эллином.

В сущности, этот отрывок является призывом к иудеям оставить путь соблюдения закона и ступить на путь благодати. Он призывает к исследованию этого, ибо их рвение ложно направлено. Это призыв прислушаться к пророкам, которые уже давно заявили, что вера — единственный путь к Богу, и что этот путь открыт каждому.

РАЗРУШЕНИЕ ОПРАВДАНИЙ (Рим 10:14−21)

Большинство комментаторов согласны в том, что это один из самых трудных и неясных отрывков в послании к Римлянам. Кажется, что этот отрывок представляет собой не столько завершённый отрывок, сколько конспект. Будто склад его речи подобен телеграмме. Возможно, перед нами заметки какого-то обращения, в котором Павел пытался убедить иудеев, что они впали в заблуждение. В основном схема такова: в предыдущем отрывке Павел говорил, что путь к Богу ведет не через деяния и закон, а через веру и доверие. Но на это можно возразить: а как быть, если иудеи никогда не слышали об этом? Ответ Павла относится именно к этому возражению, и, отвечая на него всесторонне, он подкрепляет каждый аспект цитатой из Священного Писания.

Давайте рассмотрим возражения и приведённые на них цитаты из Священного Писания один за другим:

1) Первое возражение гласит: «Как призвать Того, в Кого не уверовали? Нельзя верить в Бога, если не слышишь о Нём. Как услышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?» На это возражение Павел отвечает, цитируя из Ис 52:7, в котором пророк указывает на то, что люди с радостью встречают тех, кто благовествует благие вести. Итак, первый ответ Павла таков: «Вы не можете сказать, что к вам никто не был послан проповедовать: Исайя описывает этих самых посланников-благовестников, а Исайя жил давно».

2) Второе возражение: «Но, в сущности, Израиль не слушал благовествования, даже если довод верен. Что же скажете на это?» Павел отвечает: «Неверие Израиля можно было ожидать, ибо, ещё очень давно Исайя был вынужден сказать в отчаянии: «Господи, кто поверил слышанному от нас?» (Ис 53:1). Верно, что Израиль не принял благовествования от Бога, и в своём отказе шёл к своему предназначению; история повторялась.

3) Третье возражение является повторением первого: «Но что, если я буду настаивать на том, что они никогда не имели возможности услышать о Нём?» На этот раз Павел цитирует Пс 18:5: «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их». Ответ же его таков: «Нет оснований утверждать, что у Израиля не было возможности слышать; ибо в Писании ясно сказано, что благовествование Божие провозглашено всем на земле».

4) Четвертое возражение таково: «Что, если Израиль не понял благовествования?» Очевидно смысл следующий: «А что, если это послание было настолько трудно понять, что, даже услышав его, Израиль не смог понять его смысл?» И вот здесь-то отрывок становится действительно трудным. Но ответ Павла звучит так: «Израиль может быть и не понял, но язычники поняли. Они правильно восприняли значение этого предложения, когда оно нежданно негаданно пришло к ним». Чтобы доказать это Павел цитирует два отрывка; первый из Втор 32:21, где Бог говорит, что из-за непослушания и противления Израиля, Он передаст Свою благосклонность другому народу, а они, иудеи, будут завидовать народу, который (прежде) не был народом. Второй отрывок взял Павел из Ис 65:1, где Бог говорит, что странным образом «Меня нашли не искавшие Меня».

Наконец, Павел устанавливает, что на протяжении всей истории Бог простирал руки Свои, призывая Израиль, но он оставался всё время непослушным и упрямым.

Подобный отрывок может показаться нам странным и неубедительным; может также показаться, что некоторые, по крайней мере, из цитированных текстов, были вырваны Павлом из контекста и им было придано значение, которого им никогда не предназначалось. Но всё же этот отрывок имеет непреходящее значение: в нем изложено убеждение, что некоторые формы незнания непростительны:

1) Сюда относится неведение, происходящее от пренебрежения знанием. Существует юридический принцип, согласно которому искренняя неосведомлённость может послужить оправданием, чего пренебрежение знанием никогда не может. Человека нельзя порицать за то, что он никогда не мог узнать; но его можно обвинить пренебрежением узнать то, что всегда было доступно для него. Например, если человек подписывает договор, не читая его условий, то он не может впоследствии пожаловаться, узнав, что условия договора совершенно не соответствуют его представлениям. Если мы пренебрегли подготовиться для выполнения определённой задачи, если нам для этого предоставили все возможности, то мы должны быть осуждены. Человек несёт ответственность за незнание того, что он мог узнать.

2) Сюда относится неведение, исходящее из преднамеренной слепоты. Человек обладает неограниченной и роковой способностью не замечать того, чего не хотят видеть, не слышать того, чего не хотят слышать. Он может отлично сознавать гибельность некоторых привычек, определённого образа жизни или дружеских связей, но он может попросту отказаться смотреть фактам в лицо. Умышленно закрывать глаза может иногда оказаться добродетелью, но чаще всего это безумие.

3) Сюда относится неведение, являющееся по существу, ложью. Случаи, вызывающие у нас сомнение, в действительности встречаются намного реже, чем мы обыкновенно предполагаем. По существу, лишь очень редко мы можем сказать: «Я никогда бы не подумал, что всё может так случиться». Бог дал нам сознание и руководство Его Святого Духа; а мы часто заявляем, что мы не знали чего-то; хотя, если бы мы были честными, нам пришлось бы согласиться с тем, что в тайнах сердца нашего нам была известна истина.

Об этом отрывке нужно сказать ещё одно. В доводе, в его настоящем виде, содержится противоречие. В этом отрывке Павел хотел доказать личную ответственность иудеев. Им следовало знать лучше, но они отвергали призыв Бога. Но ведь Павел аргументировал тем, что всё от Бога, и что человек может повлиять на весь ход событий не более, чем глина на работу гончара. Он поставил рядом два положения: всё от Бога, и во всём человеку дан выбор. Павел даже не пытается разрешить эту дилемму, ибо она является результатом человеческого опыта. Мы знаем, что за всем стоит Бог и одновременно знаем, что мы обладаем свободой воли и можем принять или отклонить предложение Бога. Парадокс положения человека и состоит именно в том, что Бог направляет всё, а человек обладает свободой воли.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.