Римлянам 7 глава

Послание к Римлянам апостола Павла
Подстрочник Винокурова → Комментарии Баркли

Подстрочник Винокурова

1
Или 1510 PRT
ἀγνοεῖτε, не знаете, 50 V-PAI-2P
ἀδελφοί, братья, 80 N-VPM
γινώσκουσιν знающим 1097 V-PAP-DPM
γὰρ ведь 1063 CONJ
νόμον Закон 3551 N-ASM
λαλῶ, говорю, 2980 V-PAI-1S
ὅτι что 3754 CONJ
 3588 T-NSM
νόμος Закон 3551 N-NSM
κυριεύει господствует 2961 V-PAI-3S
τοῦ  3588 T-GSM
ἀνθρώπου [над] человеком 444 N-GSM
ἐφ᾽ на 1909 PREP
ὅσον сколькое 3745 K-ASM
χρόνον время 5550 N-ASM
ζῇ; живёт? 2198 V-PAI-3S
2
 1510 T-NSF
γὰρ Ведь 1063 CONJ
ὕπανδρος замужняя 5220 A-NSF
γυνὴ женщина 1135 N-NSF
τῷ  3588 T-DSM
ζῶντι [к] живущему 2198 V-PAP-DSM
ἀνδρὶ мужу 435 N-DSM
δέδεται привязана 1210 V-RPI-3S
νόμῳ· Законом; 3551 N-DSM
ἐὰν если 1437 COND
δὲ же 1161 CONJ
ἀποθάνῃ умрёт 599 V-2AAS-3S
 3588 T-NSM
ἀνήρ, муж, 435 N-NSM
κατήργηται освобождена 2673 V-RPI-3S
ἀπὸ от 575 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
νόμου закона 3551 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
ἀνδρός. мужа. 435 N-GSM
3
ἄρα То 686 PRT
οὖν итак 3767 CONJ
ζῶντος живущего 2198 V-PAP-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
ἀνδρὸς мужа 435 N-GSM
μοιχαλὶς прелюбодейка 3428 N-NSF
χρηματίσει будет называться 5537 V-FAI-3S
ἐὰν если 1437 COND
γένηται сделается 1096 V-2ADS-3S
ἀνδρὶ [у] мужа 435 N-DSM
ἑτέρῳ· другого; 2087 A-DSM
ἐὰν если 1437 COND
δὲ же 1161 CONJ
ἀποθάνῃ умрёт 599 V-2AAS-3S
 3588 T-NSM
ἀνήρ, муж, 435 N-NSM
ἐλευθέρα свободная 1658 A-NSF
ἐστὶν есть 1510 V-PAI-3S
ἀπὸ от 575 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
νόμου, закона, 3551 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSN
μὴ не 3361 PRT-N
εἶναι быть 1510 V-PAN
αὐτὴν ей 846 P-ASF
μοιχαλίδα прелюбодейкой 3428 N-ASF
γενομένην сделавшейся 1096 V-2ADP-ASF
ἀνδρὶ мужу 435 N-DSM
ἑτέρῳ. другому. 2087 A-DSM
4
ὥστε, Так что, 5620 CONJ
ἀδελφοί братья 80 N-VPM
μου, мои, 3450 P-1GS
καὶ и 2532 CONJ
ὑμεῖς вы 5210 P-2NP
ἐθανατώθητε были умерщвлены 2289 V-API-2P
τῷ  3588 T-DSM
νόμῳ закону 3551 N-DSM
διὰ через 1223 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
σώματος тело 4983 N-GSN
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ, Христа, 5547 N-GSM
εἰς чтобы 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
γενέσθαι сделаться 1096 V-2ADN
ὑμᾶς вам 5209 P-2AP
ἑτέρῳ, [у] Другого, 2087 A-DSM
τῷ  3588 T-DSM
ἐκ из 1537 PREP
νεκρῶν мёртвых 3498 A-GPM
ἐγερθέντι, [у] Воскрешённого, 1453 V-APP-DSM
ἵνα чтобы 2443 CONJ
καρποφορήσωμεν мы принесли плод 2592 V-AAS-1P
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ. Богу. 2316 N-DSM
5
ὅτε Когда 3753 ADV
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἦμεν были 1510 V-IAI-1P
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
σαρκί, плоти, 4561 N-DSF
τὰ  3588 T-NPN
παθήματα чувства 3804 N-NPN
τῶν  3588 T-GPF
ἁμαρτιῶν грехов 266 N-GPF
τὰ которые 3588 T-NPN
διὰ через 1223 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
νόμου закон 3551 N-GSM
ἐνηργεῖτο действовали 1754 V-IMI-3S
ἐν в 1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPN
μέλεσιν членах 3196 N-DPN
ἡμῶν наших 2257 P-1GP
εἰς чтобы 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
καρποφορῆσαι принести плод 2592 V-AAN
τῷ  3588 T-DSM
θανάτῳ· смерти; 2288 N-DSM
6
νυνὶ теперь 3570 ADV
δὲ же 1161 CONJ
κατηργήθημεν мы были упразднены 2673 V-API-1P
ἀπὸ от 575 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
νόμου, закона, 3551 N-GSM
ἀποθανόντες умершие 599 V-2AAP-NPM
ἐν в 1722 PREP
котором 3739 R-DSM
κατειχόμεθα, мы были удерживаемы, 2722 V-IPI-1P
ὥστε так чтобы 5620 CONJ
δουλεύειν служить 1398 V-PAN
ἡμᾶς нам 2248 P-1AP
ἐν в 1722 PREP
καινότητι новизне 2538 N-DSF
πνεύματος духа 4151 N-GSN
καὶ а 2532 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
παλαιότητι ветхости 3821 N-DSF
γράμματος. буквы. 1121 N-GSN
7
Τί Что́ 5100 I-ASN
οὖν итак 3767 CONJ
ἐροῦμεν; скажем? 2046 V-FAI-1P
 3588 T-NSM
νόμος Закон 3551 N-NSM
ἁμαρτία; грех? 266 N-NSF
μὴ Не 3361 PRT-N
γένοιτο· пусть осуществится; 1096 V-2ADO-3S
ἀλλὰ но 235 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
ἁμαρτίαν грех 266 N-ASF
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔγνων узнал я 1097 V-2AAI-1S
εἰ если 1508 COND
μὴ не 1508 PRT-N
διὰ через 1223 PREP
νόμου, закон, 3551 N-GSM
τήν  3588 T-ASF
τε и 5037 PRT
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἐπιθυμίαν вожделение 1939 N-ASF
οὐκ не 3756 PRT-N
ᾔδειν знал я 1492 V-2LAI-1S
εἰ если 1508 COND
μὴ не 1508 PRT-N
 3588 T-NSM
νόμος закон 3551 N-NSM
ἔλεγεν, говорил, 3004 V-IAI-3S
Οὐκ Не 3756 PRT-N
ἐπιθυμήσεις. будешь вожделеть. 1937 V-FAI-2S
8
ἀφορμὴν Повод 874 N-ASF
δὲ же 1161 CONJ
λαβοῦσα взявший 2983 V-2AAP-NSF
 1510 T-NSF
ἁμαρτία грех 266 N-NSF
διὰ через 1223 PREP
τῆς  3588 T-GSF
ἐντολῆς заповедь 1785 N-GSF
κατειργάσατο произвёл 2716 V-ADI-3S
ἐν во 1722 PREP
ἐμοὶ мне 1698 P-1DS
πᾶσαν всякое 3956 A-ASF
ἐπιθυμίαν· вожделение; 1939 N-ASF
χωρὶς без 5565 ADV
γὰρ ведь 1063 CONJ
νόμου закона 3551 N-GSM
ἁμαρτία грех 266 N-NSF
νεκρά. мёртв. 3498 A-NSF
9
ἐγὼ Я 1473 P-1NS
δὲ же 1161 CONJ
ἔζων жил 2198 V-IAI-1S
χωρὶς без 5565 ADV
νόμου закона 3551 N-GSM
ποτέ· когда-то; 4218 PRT
ἐλθούσης пришедшей 2064 V-2AAP-GSF
δὲ же 1161 CONJ
τῆς  3588 T-GSF
ἐντολῆς заповеди 1785 N-GSF
 1510 T-NSF
ἁμαρτία грех 266 N-NSF
ἀνέζησεν, ожил, 326 V-AAI-3S
10
ἐγὼ я 1473 P-1NS
δὲ же 1161 CONJ
ἀπέθανον, умер, 599 V-2AAI-1S
καὶ и 2532 CONJ
εὑρέθη найдена 2147 V-API-3S
μοι [у] меня 3427 P-1DS
 1510 T-NSF
ἐντολὴ заповедь 1785 N-NSF
которая 1510 T-NSF
εἰς в 1519 PREP
ζωὴν жизнь 2222 N-ASF
αὕτη эта 846 D-NSF
εἰς в 1519 PREP
θάνατον· смерть; 2288 N-ASM
11
 1510 T-NSF
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἁμαρτία грех 266 N-NSF
ἀφορμὴν повод 874 N-ASF
λαβοῦσα взявший 2983 V-2AAP-NSF
διὰ через 1223 PREP
τῆς  3588 T-GSF
ἐντολῆς заповедь 1785 N-GSF
ἐξηπάτησέν обманул 1818 V-AAI-3S
με меня 3165 P-1AS
καὶ и 2532 CONJ
δι᾽ через 1223 PREP
αὐτῆς неё 846 P-GSF
ἀπέκτεινεν. убил. 615 V-AAI-3S
12
ὥστε Так что 5620 CONJ
 3588 T-NSM
μὲν ведь 3303 PRT
νόμος закон 3551 N-NSM
ἅγιος, свят, 40 A-NSM
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
ἐντολὴ заповедь 1785 N-NSF
ἁγία свята 40 A-NSF
καὶ и 2532 CONJ
δικαία праведна 1342 A-NSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀγαθή. добра. 18 A-NSF
13
Τὸ  3588 T-NSN
οὖν Итак 3767 CONJ
ἀγαθὸν добро 18 A-NSN
ἐμοὶ мне 1698 P-1DS
ἐγένετο сделалось 1096 V-2ADI-3S
θάνατος; смерть? 2288 N-NSM
μὴ Не 3361 PRT-N
γένοιτο· пусть осуществится; 1096 V-2ADO-3S
ἀλλὰ но 235 CONJ
 1510 T-NSF
ἁμαρτία, грех, 266 N-NSF
ἵνα чтобы 2443 CONJ
φανῇ он был явлен 5316 V-2APS-3S
ἁμαρτία, грех, 266 N-NSF
διὰ через 1223 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
ἀγαθοῦ добро 18 A-GSN
μοι мне 3427 P-1DS
κατεργαζομένη производящий 2716 V-PNP-NSF
θάνατον· смерть; 2288 N-ASM
ἵνα чтобы 2443 CONJ
γένηται сделался 1096 V-2ADS-3S
καθ᾽ по 2596 PREP
ὑπερβολὴν преимуществу 5236 N-ASF
ἁμαρτωλὸς грешный 268 A-NSF
 1510 T-NSF
ἁμαρτία грех 266 N-NSF
διὰ через 1223 PREP
τῆς  3588 T-GSF
ἐντολῆς. заповедь. 1785 N-GSF
14
οἴδαμεν Знаем 1492 V-RAI-1P
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὅτι что 3754 CONJ
 3588 T-NSM
νόμος закон 3551 N-NSM
πνευματικός духовный 4152 A-NSM
ἐστιν· есть; 1510 V-PAI-3S
ἐγὼ я 1473 P-1NS
δὲ же 1161 CONJ
σάρκινός телесен 4560 A-NSM
εἰμι, есть, 1510 V-PAI-1S
πεπραμένος проданный 4097 V-RPP-NSM
ὑπὸ под 5259 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἁμαρτίαν. грех. 266 N-ASF
15
Которое 3588 R-ASN
γὰρ ведь 1063 CONJ
κατεργάζομαι произвожу 2716 V-PNI-1S
οὐ не 3739 PRT-N
γινώσκω· знаю; 1097 V-PAI-1S
οὐ не 3739 PRT-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
которое 3588 R-ASN
θέλω хочу 2309 V-PAI-1S
τοῦτο это 5124 D-ASN
πράσσω, делаю, 4238 V-PAI-1S
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
которое 3588 R-ASN
μισῶ ненавижу 3404 V-PAI-1S
τοῦτο это 5124 D-ASN
ποιῶ. делаю. 4160 V-PAI-1S
16
εἰ Если 1487 COND
δὲ же 1161 CONJ
которое 3588 R-ASN
οὐ не 3739 PRT-N
θέλω хочу 2309 V-PAI-1S
τοῦτο это 5124 D-ASN
ποιῶ, делаю, 4160 V-PAI-1S
σύμφημι соглашаюсь с 4852 V-PAI-1S
τῷ  3588 T-DSM
νόμῳ законом 3551 N-DSM
ὅτι что 3754 CONJ
καλός. хорош. 2570 A-NSM
17
νυνὶ Теперь 3570 ADV
δὲ же 1161 CONJ
οὐκέτι уже́ не 3765 ADV-N
ἐγὼ я 1473 P-1NS
κατεργάζομαι произвожу 2716 V-PNI-1S
αὐτὸ это 846 P-ASN
ἀλλὰ но 235 CONJ
 1510 T-NSF
οἰκοῦσα обитающий 3611 V-PAP-NSF
ἐν во 1722 PREP
ἐμοὶ мне 1698 P-1DS
ἁμαρτία. грех. 266 N-NSF
18
οἶδα Знаю 1492 V-RAI-1S
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὅτι что 3754 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
οἰκεῖ живёт 3611 V-PAI-3S
ἐν во 1722 PREP
ἐμοί, мне, 1698 P-1DS
τοῦτ᾽ это 5124 D-NSN
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
σαρκί плоти 4561 N-DSF
μου, моей, 3450 P-1GS
ἀγαθόν· доброе; 18 A-NSN
τὸ  3588 T-NSN
γὰρ ведь 1063 CONJ
θέλειν хотеть 2309 V-PAN
παράκειταί принадлежит 3873 V-PNI-3S
μοι, мне, 3427 P-1DS
τὸ  3588 T-ASN
δὲ же 1161 CONJ
κατεργάζεσθαι производить 2716 V-PNN
τὸ  3588 T-ASN
καλὸν хорошее 2570 A-ASN
οὔ· нет; 3739 PRT-N
19
οὐ не 3739 PRT-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
которое 3588 R-ASN
θέλω хочу 2309 V-PAI-1S
ποιῶ делаю 4160 V-PAI-1S
ἀγαθόν, доброе, 18 A-ASN
ἀλλὰ но 235 CONJ
которое 3588 R-ASN
οὐ не 3739 PRT-N
θέλω хочу 2309 V-PAI-1S
κακὸν злое 2556 A-ASN
τοῦτο это 5124 D-ASN
πράσσω. делаю. 4238 V-PAI-1S
20
εἰ Если 1487 COND
δὲ же 1161 CONJ
которое 3588 R-ASN
οὐ не 3739 PRT-N
θέλω хочу 2309 V-PAI-1S
[ἐγὼ] я 1473 P-1NS
τοῦτο это 5124 D-ASN
ποιῶ, делаю, 4160 V-PAI-1S
οὐκέτι уже́ не 3765 ADV-N
ἐγὼ я 1473 P-1NS
κατεργάζομαι произвожу 2716 V-PNI-1S
αὐτὸ его 846 P-ASN
ἀλλὰ но 235 CONJ
 1510 T-NSF
οἰκοῦσα обитающий 3611 V-PAP-NSF
ἐν во 1722 PREP
ἐμοὶ мне 1698 P-1DS
ἁμαρτία. грех. 266 N-NSF
21
Εὑρίσκω Нахожу 2147 V-PAI-1S
ἄρα тогда 686 PRT
τὸν  3588 T-ASM
νόμον закон 3551 N-ASM
τῷ  3588 T-DSM
θέλοντι желающему 2309 V-PAP-DSM
ἐμοὶ мне 1698 P-1DS
ποιεῖν творить 4160 V-PAN
τὸ  3588 T-ASN
καλὸν хорошее 2570 A-ASN
ὅτι что 3754 CONJ
ἐμοὶ мне 1698 P-1DS
τὸ  3588 T-NSN
κακὸν зло 2556 A-NSN
παράκειται· принадлежит; 3873 V-PNI-3S
22
συνήδομαι наслаждаюсь 4913 V-PNI-1S
γὰρ ведь 1063 CONJ
τῷ  3588 T-DSM
νόμῳ законом 3551 N-DSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
κατὰ по 2596 PREP
τὸν которому 3588 T-ASM
ἔσω внутри 2080 ADV
ἄνθρωπον, человеку, 444 N-ASM
23
βλέπω вижу 991 V-PAI-1S
δὲ же 1161 CONJ
ἕτερον другой 2087 A-ASM
νόμον закон 3551 N-ASM
ἐν в 1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPN
μέλεσίν членах 3196 N-DPN
μου моих 3450 P-1GS
ἀντιστρατευόμενον воюющий против 497 V-PNP-ASM
τῷ  3588 T-DSM
νόμῳ закона 3551 N-DSM
τοῦ  3588 T-GSM
νοός ума 3563 N-GSM
μου моего 3450 P-1GS
καὶ и 2532 CONJ
αἰχμαλωτίζοντά берущий в плен 163 V-PAP-ASM
με меня 3165 P-1AS
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
νόμῳ законе 3551 N-DSM
τῆς  3588 T-GSF
ἁμαρτίας греха 266 N-GSF
τῷ  3588 T-DSM
ὄντι сущем 1510 V-PAP-DSM
ἐν в 1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPN
μέλεσίν членах 3196 N-DPN
μου. моих. 3450 P-1GS
24
ταλαίπωρος Несчастный 5005 A-NSM
ἐγὼ я 1473 P-1NS
ἄνθρωπος· человек; 444 N-NSM
τίς кто 5100 I-NSM
με меня 3165 P-1AS
ῥύσεται избавит 4506 V-FDI-3S
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
σώματος те́ла 4983 N-GSN
τοῦ  3588 T-GSM
θανάτου смерти 2288 N-GSM
τούτου; этого? 5127 D-GSM
25
χάρις Благодарность 5485 N-NSF
δὲ же 1161 CONJ
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ Богу 2316 N-DSM
διὰ через 1223 PREP
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἡμῶν. нашего. 2257 P-1GP
ἄρα Тогда 686 PRT
οὖν итак 3767 CONJ
αὐτὸς сам 846 P-NSM
ἐγὼ я 1473 P-1NS
τῷ  3588 T-DSM
μὲν ведь 3303 PRT
νοῒ умом 3563 N-DSM
δουλεύω служу 1398 V-PAI-1S
νόμῳ Закону 3551 N-DSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
τῇ  3588 T-DSF
δὲ же 1161 CONJ
σαρκὶ плотью 4561 N-DSF
νόμῳ закону 3551 N-DSM
ἁμαρτίας. греха. 266 N-GSF

Комментарии Баркли

НОВАЯ ВЕРНОСТЬ (Рим 7:1−6)

Павел редко писал так трудно и сложно, как в этом отрывке. Чарльз Додд, английский богослов, говорит, что для его исследования нам нужно забыть, что Павел говорит, и попытаться выяснить, что он подразумевал под этим.

Основная мысль этого отрывка сводится к правовому принципу, согласно которому со смертью прекращается действие всех договоров. «Павел начинает с иллюстрации к этой истине и хочет далее использовать её как символ того, что происходит с христианином. До тех пор, пока жив муж женщины, она не может выйти замуж за другого без нарушения супружеской верности. Но если её муж умер, то договор, так сказать, аннулируется, и она свободна выйти замуж за кого она хочет. В связи с этим Павел мог сказать, что мы венчаны с грехом; но сей грех убил Христос; и, поэтому, мы теперь свободны и можем венчаться с Богом. Он, несомненно, хотел сказать именно это. Но в эту иллюстрацию привходит закон. И всё же Павел мог бы изложить это очень просто. Он мог сказать, что мы были обвенчаны с законом; что усилиями Христа закон был уничтожен; и теперь мы свободны венчаться с Богом. Но совершенно неожиданно он излагает это иначе, и, во внезапно нарисованной им картине, мы умираем для закона.

Но как же это может произойти? Через крещение мы причащаемся к смерти Христа. Это означает, что, умерши, мы освобождаемся от всех обязательств по отношению к закону и свободны для нового венчания. На этот раз мы венчаемся не с законом, но со Христом. Тогда христианское послушание приобретает характер, не наложенного извне повиновения писаному кодексу закона, но внутренней верности духу Иисуса Христа.

Павел противопоставляет эти два состояния человека — без Христа и со Христом. Пока мы не знали Христа, мы пытались регулировать жизнь через повиновение писаному кодексу закона. Это было, когда мы жили по плоти. Под плотью Павел подразумевает не просто тело, потому что человек остаётся физическим телом до конца дней своих. В человеке есть нечто, что отзывается на соблазны греха, и именно эта часть человека является слабым местом, через которое проходит грех, и его Павел называет плотью.

Плоть — это человеческая природа, не имеющая никакой непосредственной связи с Богом, не получающей никакой помощи от Него. Павел говорит, что, когда человеческая природа была лишена Божией помощи, закон, в сущности, подвигал наши страсти на грех. Что он подразумевает под этим? Неоднократно возникает у него мысль, что закон действительно влечёт к греху, потому что самый факт запретности вещи придаёт ей определённую привлекательность. Когда у нас был только закон, мы были отданы на милость греху.

Далее Павел обращается к состоянию человека, когда он со Христом. Когда человек направляет свою жизнь в единении с Христом, он направляет её не послушанием писаному кодексу закона, который, в действительности, может будить в человеке желание согрешить, а верностью Иисусу ХРИСТУ душою и сердцем. Не закон, а любовь является лейтмотивом его жизни; и вдохновение любви может сделать его способным совершать то, что было бессильно помочь ему сделать закон со всеми его ограничениями.

КРАЙНЯЯ ГРЕХОВНОСТЬ ГРЕХА (Рим 7:7−13)

Здесь начинается один из величайших и один из наиболее трогательных разделов Нового Завета, ибо здесь Павел даёт нам свою собственную духовную автобиографию и раскрывает свое сердце и душу.

Павел разбирает мучительный парадокс закона. Сам по себе он прекрасен и велик. Он свят. То есть, он является самим гласом Божиим. Основное значение слова святой гагиос — иное. Оно определяет нечто, происходящее из иной сферы, нежели из этого мира. Закон божествен и в нём сам глас Божий. Он праведен. Мы видели, что основная идея греческого слова «праведность» состоит в том, что отдаётся должное и человеку, и Богу. Поэтому закон устанавливает все взаимоотношения, человеческие и божественные. Если бы человек в совершенстве соблюдал закон, он был бы в прекрасных отношениях с Богом и со своими соотечественниками. Закон добр. То есть, его предназначение состоит единственно в нашем наивысшем благоденствии. Он предназначен для того, чтобы сделать человека благочестивым.

Всё это правда. И всё же остаётся фактом, что этот закон представляет собой ту лазейку, сквозь которую грех проникает в человека. Как же это происходит? Существуют два основания, позволяющие утверждать, что закон является источником греха:

1) В нём определяется грех. Грех без закона, как говорит Павел, не существует. Пока проступок не определён через закон как грех, человек не может знать, что это грех. Мы можем найти какую-то отдалённую апологию в любой игре, например, в теннисе. Человек может позволить мячу отскочить больше, чем один раз, прежде чем он вернёт его через сетку; но пока не было правил, его нельзя было обвинять в какой-либо ошибке. Однако, потом устанавливаются правила, что мяч должен быть возвращён через сетку после того, как он лишь один раз отскочит, и что, если позволить ему отскочить дважды, это ошибка. Правила определяют, что такое ошибка, и то, что было дозволено раньше, пока они ещё не были установлены, теперь становится ошибкой. Так закон определяет грех. Мы можем провести более удачную аналогию.

Что извинительно ребёнку или нецивилизованному человеку из дикой страны, то непозволительно человеку зрелому из цивилизованной страны. Взрослый цивилизованный человек знает нормы поведения, которых не знает ребёнок или житель нецивилизованной страны; поэтому то, что извинительно для них, является проступком для него.

Закон создаёт грех в том смысле, что он определяет грех. В течение длительного времени, например, можно было ездить на автомобиле по обеим сторонам улицы; потом объявляют её улицей с односторонним движением, после чего регистрируется новое нарушение закона: движение в запрещённую сторону. Новый правовой регламент создаёт новые проступки. Закон, доводящий до сознания людей, что он из себя представляет, приводит к греху.

2) Но закон приводит к греху и в гораздо более серьёзном смысле. Странно, но факт, что жизнь устроена так, что запретная вещь всегда очаровывает. Иудейские раввины и мыслители видели, как это совершилось в Эдеме. Сперва Адам жил в невинности; ему была дана заповедь не трогать запретного дерева, и эта заповедь была дана ему только для его же пользы, но пришёл змей и тонко превратил этот запрет в искушение. Тот факт, что дерево было запретным, делал его желанным; так Адам был совращён к греху этим самым запретным плодом, и результатом этого была смерть.

Филон излагает всю историю аллегорически. Змей олицетворяет наслаждение, Ева — чувства. Наслаждение нередко желает именно запретного и идёт к своей цели через чувства. Адам олицетворяет разум, по мере того, как запретный плод всё более искушает чувства, разум сбивается с пути истинного, после чего приходит смерть.

В Исповеди Августина есть известный отрывок, в котором он рассказывает о прелести запретного:

«Рядом с нашим виноградником стояло грушевое дерево, обвешанное фруктами. Однажды, в бурную ночь, мы, воровские ребята, отправились, для того чтобы украсть и унести нашу добычу. Мы сняли много груш, но не для того, чтобы всласть наесться самим, а для того, чтобы бросить их свиньям, хотя мы всё же съели ровно столько, чтобы насладиться запретными плодами. Это были вкусные груши, но моя душа жаждала не груш, потому что дома у меня было много груш и они были лучше. Я срывал их просто для того, чтобы стать вором. Единственным наслаждением для меня в этом был пир беззакония, и его я вкусил досыта. Что же такое любил я в этой краже? Было ли это наслаждение поступать против закона, чтобы я, как узник под законными установлениями, получил изуродованную подделку свободы, делая запретное, с мрачным подобием важности? Желание украсть было пробуждено единственным запретом воровать».

Стоит только поместить нечто в категорию запрещённых вещей, или сделать какое-либо место недосягаемым, как они тут же приобретают особую притягательную силу. Именно в этом смысле закон влечёт за собой грех.

Павел употребляет для определения греха одно очень хорошее и точное слово. «Грех», говорит он, «обольстил меня». В грехе всегда есть нечто обманчивое. Воэн говорит, что греховный обман оказывает разлагающее действие в трёх аспектах:

1) Мы обманываемся относительно удовлетворения, которое мы можем получить в грехе. Ни один человек никогда не брал запретную вещь, не думая при этом, что она сделает его счастливым; но никто не находил счастья в ней.

2) Мы обманываемся относительно оправданий, которые могут говорить в пользу греха. Каждый человек считает, что он может оправдаться в том, что он совершил злое дело; но оправдание любого человека в присутствии Бога звучит тщетной попыткой.

3) Мы обманываемся относительно возможности избежать последствий этого греха. Ни один человек не грешит без надежды, что на этом всё и кончится и никакие последствия ему не угрожают. Но, рано или поздно, грехи наши найдут нас.

Выходит, что закон плохая вещь, коль он причиняет грех? Павел убеждён в том, что в этом установившемся порядке заключается мудрость.

Во-первых, он глубоко убеждён в том, что грех должен был быть определён как грех, независимо от последствий. Во-вторых, этот порядок показывает страшную природу греха, потому что грех взял закон — нечто святое, праведное и доброе — и извратил его сущность, превратив его в нечто, что стало служить целям зла. Вот это и делает грех. Он может взять прелесть любви и превратить её в вожделение и похоть. Он может взять благородное стремление к независимости и превратить его в навязчивую идею добиваться денег и власти. Он может взять прелесть дружбы и превратить её в совращение ко злу. Вот это Карлайль и назвал «бесконечным проклятием греха». Уже одно то, что грех превратил закон в своих целях в плацдарм греха, показывает высшую греховность греха. Весь ужасный процесс не случаен; всё это должно нам убедительно показать, какой страшной вещью является грех, потому что он может осквернить самые прелестные вещи своим грязным прикосновением.

ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (Рим 7:14−25)

Павел обнажает свою душу; и он делится с нами своим жизненным опытом, который является таким типичным человеческим положением. Он знал, что есть доброе и хотел делать его, но как-то никогда не получалось. Он знал, что такое зло, и ему не хотелось его делать, но как-то выходило, что он именно его и делал. Он чувствовал себя раздвоенной личностью. Всё было так, как будто в одном теле находились два человека, тянувшие его в разные направления. Его преследовало чувство полного крушения, его способность видеть, что есть добро и его полная неспособность делать его; его способность познавать зло и неспособность удержаться от него.

Современники Павла хорошо знали это чувство; знаем и мы его. Сенека говорил о «нашем бессилии в настоятельных делах». Он говорил о том, как люди ненавидят свои грехи и одновременно любят их. Римский поэт Овидий записал известный афоризм: «Я вижу лучшее, и одобряю его, но следую худшему».

Никто не знал этой проблемы лучше, чем иудеи. Они разрешили её, сказав, что в каждом человеке сожительствуют два существа, которые назывались Йетсер гатоб и Йестер гара. Иудеи были убеждены в том, что Бог создал человека таким — в нём постоянно существуют порыв к добру и злу.

Некоторые раввины верили, что злое начало было заложено в зародыше в чреве, ещё до того, как вообще родился человек. Это было «злобная личность-двойник», «непримиримый враг человека». Он находился в нём, если нужно и всю жизнь, выжидая возможности погубить человека. Но иудеи равным образом ясно понимали, что никто никогда не должен уступать этому злому побуждению. Это опять-таки было чисто вопросом выбора.

В книге Премудрости Иисуса сына Сирахова сказано:

«Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его.
Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность.
Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою.
Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему.
Велика премудрость Господа, крепок Он могуществом и видит все.
Очи Его — на боящихся Его, и Он знает всякое дело человека.
Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить» (Сир 15:14−20).

Разные побуждения удерживают человека от злого побуждения. Имелся закон. Иудеи представляли себе Бога, говорящего так:

«Я создал для вас злое побуждение; я создал для вас закон в качестве противоядия, предохраняющего от порчи. Если вы будете соблюдать закон, вы не попадёте во власть злого побуждения».

Кроме того, существует воля и разум.

«Когда Бог сотворил человека, Он вложил в него Свои чувства и Свои предрасположения; а потом, превыше всего этого, Он возвёл на престол священный руководящий разум».

Иудеи полагали, что когда к человеку подступает злое побуждение, его ум и благоразумие могут победить его изучением слова Божия, которое обеспечит защиту и безопасность; закон предоставляет собой предохраняющее противоядие: в такой момент можно было призвать на защиту добрые побуждения.

Павел знал всё это; он также знал, что, хотя теоретически это всё верно, на практике это не так. В природе человека то, что Павел называет телом смерти — сосуществуют такие моменты, отзывавшиеся на соблазны греха. В этом и заключается одна сторона ситуации человека: мы знаем, что хорошо, но делаем то, что плохо; то есть, мы никогда не бываем столь благочестивыми, сколько по нашему усмотрению мы должны бы быть. В одно и то же время нас преследует благо и грех.

С одной стороны этот отрывок можно было бы назвать обнаружением недостатков:

1) Он показывает несостоятельность человеческого знания. Если бы знание добра делало добро, то жизнь человеческая была бы проста. Однако, одно знание, само по себе, не делает человека благочестивым. То же самое можно сказать и о каждой профессии человека. Мы можем хорошо знать, как надо играть в шахматы; однако это ещё далеко до того, чтобы хорошо играть; мы можем знать, как пишутся стихи, но это ещё далеко до того, чтобы написать их. Мы можем знать, как надо вести себя в данной ситуации, но это ещё не значит, что будет безупречным в каждой ситуации. В этом и заключается различие между религией и моралью. Мораль — это знание кодекса; религия — знание человека; и лишь когда мы знаем Христа, мы можем делать то, что нам надо делать.

2) Он показывает несостоятельность человеческих решений. Намерение сделать что-то ещё очень далеко от его свершения. Человеческой природе присуща ещё одна важная слабость — отсутствие твёрдости силы воли. Воля человека наталкивается на проблемы, трудности, на противодействия — и они неудачно кончаются. Апостол Пётр принял однажды важное решение. Он сказал Христу: «хотя бы надлежало мне умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». (Мф 26:35), и всё же он поступил ужасно, когда настал решающий момент. Человеческая воля, если ей не придаёт силы Христос, обречена на поражение.

3) Он показывает недостаточность одного установления причин поражений. Павел очень хорошо видел изъяны современного ему человека и общества, но был не в состоянии исправить положение. Он был подобен врачу, который может точно установить диагноз болезни, но был бессилен прописать нужное лечение. Один Иисус Христос не только знает, что неправильно, но и может исправить плохое в доброе; Он предлагает не критику, а помощь.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.